Урок технологии в 6-м специальном (коррекционном) классе VIII вида "Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-11"

Разделы: Технология


Цели:

Образовательная: научить учащихся выполнять детали из дерева с угловым концевым соединением на ус со вставным плоским сквозным  шипом УК-11.

Развивающая: развивать трудовую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование связи теоретического материала с практической направленностью, реалиями из жизни.

Воспитательные:

  1. Формировать дружеские отношения между учащимися;
  2. Формировать умение работать индивидуально;
  3. Формировать умение быстро принимать решения;
  4. Формировать чувство уважения к труду.

Профориентационная: способствовать формированию представления о труде столяра, в определении выбора профессии.

Оборудование   и   инструменты: тематические распечатки, столярный   верстак,   ножовка, стамеска, киянка, угольник, линейка, карандаш, транспортир, образец рамки для картины, чертеж изделия.

Ход урока

I. Орг. момент.

Вводная часть. Как вы уже знаете, при изготовлении многих изделий часто приходится выполнять соединение деталей.

Рассмотрим несколько видов соединения (на распечатках)

рис.1

Соединение брусков (учитель записывает на доске):

  • по длине:
  • под прямым углом:
  • на концах брусков:
  • на серединных участках.

Все эти соединения называют врезкой, которая применяется при соединении брусков в рамках, стендах, подставках и др.

II. Изложение нового программного материала.

Сегодня вы познакомитесь с угловым концевым соединением на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-11 и изготовим, применяя это соединение, рамку для картины.

Рассмотрите, пожалуйста, образец соединения и выберите из написанного на доске какое это соединение? (под прямым углом, на концах брусков)

Выполнение соединения начинается с разметки.

Размеченные углы на брусках под прямым углом должны равняться ширине присоединяемой детали.

рис.2

Затем отпиливаем углы брусков и приступаем к разметке  самого соединения. Делаем продольную разметку по середине под вставной шип.

рис.3

Разметка выполняется с помощью транспортира (рейсмуса) и угольника.

рис.4

Вырезаемые участки после разметки помечаются знаком X. Перед вырезкой брусок закрепляется в заднем зажиме верстака. Выполняется вырезание мелкозубой пилой.

рис.5

Выполняем зачистку проушины шкуркой. Выстругиваем вставной шип для нашего соединения. Проверяем наше соединение сборкой.

рис.6

Собранное изделие зажимают в струбцинах, и оно остается в струбцине до полного высыхания клея, после чего место склеивания обрабатывается рубанком, напильником, наждачной шкуркой.

III. Практическая часть.

Работа с бросовым материалом

Перед тем, как раздать учащимся задания, учитель напоминает о правилах безопасности.

  1. Надежно закреплять заготовку в зажимах верстака, тисках, струбцинах.
  2. Быть осторожным со стамеской, ножовкой.
  3. Запиливать бруски плавно без рывков.

Учащимся предлагается подобрать бруски и выполнить соединение по заданию учителя, соблюдая последовательность выполнения соединения.

Учитель при выполнении работы обходит рабочие места, оказывает помощь, осуществляет текущий контроль.

Составление индивидуальной технологической карты изделия

А сейчас мы с вами составим индивидуальную технологическую карту изделия «Рамка для картины». Возьмите таблицу и заполните графы согласно образцу написанному на доске.

Технологическая карта изделия «Рамка для картины»

Алгоритм

Эскиз

Инструменты и приспособления

 

 

 

 

Рассмотрите образец рамки и ее чертеж.

рис.7

Какая операция будет первой? (подобрать инструмент) Заполняем первые две колонки.

Нужен ли нам эскиз к этой операции? (нет)

Колонку инструменты и приспособления (первой операции) вы заполните после того, как мы полностью составим технологическую карту изделия.

Далее вся работа с индивидуальной технологической картой учащихся ведется под руководством учителя. Учащиеся самостоятельно заполняют графу «Инструменты и приспособления» к каждой операции. (Приложение 1)

В конце работы учитель оценивает заполнение карты, указывает на допущенные ошибки.

Изготовление изделия «Рамка для картины»

Перед началом изготовления рамки, учитель напоминает учащимся о правилах безопасности.

Правила техники безопасности при столярных работах

До начала работы:

  1. Надень спецодежду.
  2. Приведи в порядок рабочее место.
  3. Проверь исправность и заточку инструмента.
  4. Правильно и надежно закрепи обрабатываемую деталь.
  5. Правильно возьми в руки инструмент.

Во время работы:

  1. Прими правильное рабочее положение.
  2. Соблюдай нормальный темп работы.
  3. Контролируй свои действия.
  4. Будь осторожным со стамеской, ножовкой.
  5. Запиливать бруски плавно без рывков.
  6. Следи, чтобы стружка и опилки не отлетали.
  7. Помни правила безопасности.

После окончания работы:

  1. Положи инструмент на место.
  2. Освободи деталь.
  3. Проверь качество работы.
  4. Аккуратно смети стружки и опилки щеткой-сметкой на совок.

Запрещается проводить рукой по обрабатываемой поверхности. Можно пораниться или посадить занозу.

Запрещается сдувать опилки и стружки. Они могут поранить глаза.

Учитель при выполнении работы обходит рабочие места, оказывает помощь, осуществляет текущий контроль.

IV. Заключительная часть.

Учитель оценивает выполненную работу, указывает на допущенные ошибки. Проводится уборка рабочих мест и мастерской.

V. Организация домашнего задания.

Повторить записи в тетради об угловом концевом соединении на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-11.