Семья на пороге школьной жизни. Концепции практикума для родителей подготовительной к школе группы

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель. Обсуждение точек зрения родителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Подготовка. Задания для родителей.

Задание 1.

На карточках написано:

Определите степень волнения сына или дочери в связи с приближающимся школьным обучением.

На столах лежат цветные полоски:

  • Черная – сильное волнение,
  • Синяя – умеренное волнение,
  • Красная – радость, уверенность.

Задание 2.

На демонстрационном стенде написано:

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе:

  • Физическое здоровье
  • Развитый интеллект
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми
  • Выносливость и работоспособность
  • Умение читать и считать
  • Аккуратность и дисциплинированность
  • Хорошая память и внимание
  • Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте по степени значимости.

Задание 3.

На карточках написаны фразы, часто употребляемые взрослыми. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него.

- Вот пойдешь в школу, там тебе…

- Ты, наверное, будешь двоечником?

- Знаешь, как мы будем любить тебя, если ты будешь отличником!

- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не пришлось!

-Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?

Ход практикума

Ведущий начинает встречу с вопроса: “В чем каждый из присутствующих видит проблему дискуссии на данную тему?”.

После высказываний родителей предлагает им выполнить задание 1.

Ведущий. Выберите полоску и обоснуйте свой выбор.

Обращает внимание на демонстрационный стенд, предлагает выполнить задание 2.

Ведущий. Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе, говорят о “психогенной школьной дезадаптации”, которая может выражаться в школьных страхах и неврозах.

К школьным неврозам могу приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.

Предлагает папам и мамам выполнить задание 3.

После высказываний родителей им предлагается ответить на вопросы теста.

1. Девочки послушней мальчиков?

2. Девочки чаще защищают слабых?

3. Мальчики более способны в точных науках?

4. Мальчики агрессивнее девочек?

5. Девочки пассивнее мальчиков?

6. Мальчики более активны?

7. У девочек чаще развивается комплекс неполноценности?

Ответы специалистов на данный тест.

1. Нет. Только в раннем возрасте девочки лучше слушаются взрослых. А вот мальчики гораздо послушнее указаниям старших.

2. Нет. Одинаково.

3. Да. Но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В раннем возрасте способности одинаковы.

4. Да. Мальчики становятся агрессивнее где-то с 2,5 лет.

5. Нет. Мальчики проявляют агрессивность шумно и резко. А девочки хоть и тише, но гораздо результативнее.

6. Нет. В раннем возрасте разницы нет. В школе бывает по разному. Многое зависит от класса и учителя.

7. Нет. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим. Зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.

В конце встречи можно предложить родителям домашние игры для подготовки к школе, например: “Выложи сам” (на умение анализировать форму предметов);

“Угадай, что спрятано” (на умение узнавать предметы по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов ) и др.

Ведущий рекомендует родителям ознакомиться с книгами.

  1. Матвеева Л., Выбойшик Н., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.1997.
  2. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. Книга для родителей Под ред.А.Г.Хрипковой М., 2005.