Урок русского языка в 3-м классе по теме "Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок решения частных задач по применению открытого способа.

Цели и промежуточные задачи урока:

1. Дидактические:
Составление (воспроизведение составленных ранее) схем проверки орфограмм-нарушителей из списка.

2 .  Развивающие:
Развитие умения  обнаруживать различные типы орфограмм непосредственно в процессе письма и выбирать соответствующий способ их проверки.
Развитие умения моделирования учащимися обнаруженных способов проверки орфограмм.
Развитие речи, внимания, умения адекватно оценивать свои возможности.

3.  Воспитывающие:
Поддерживать атмосферу доброты, уважения, взаимопонимания, общей заинтересованности,  коллективного поиска, взаимного удовлетворения в процессе обмена мыслями, личностно-значимыми переживаниями (и в групповом, и в коллективном обсуждении)

I. Организационный момент.

II. Работа в тетради.
-  Запись даты.                                                      
-  Каллиграфическая минутка.
   Двадцать четвертое февраля.
  Классная работа.
 пп nnn ррр ггг

III. Словарно-орографическая  работа.

  1. Списать словосочетания, проверить и вставить пропущенные буквы.
    Огромн__  ра__тояние, с нов__ эл_кровоз__, в почтов__ в_гон_, до г_р_дск__ в_кзал_, внимательн__ п_сс_жир, льготн__ б__лет.
  2. Составить и записать 2 предложения с данными словосочетаниями, определить    части речи.
  3. Проверка.

-  (Злое) огромное  (сл.) расстояние, с (злым) новым  (сл., столом) электровозом, в (злом) почтовом (сл., столе) вагоне, до (сл., злого) городского (сл., стола) вокзала, (злой, м.р.) внимательный (сл.)  пассажир, (злой, м.р.) льготный (сл.) билет.
- В каких словах нарушается закон письма в падежном окончании? (городского, внимательный, льготный).
- Почему? (По общему орфографическому правилу надо писать окончания  - ова, -ой. Проверяем  дополнительно: по правилу, определяем род).

IV. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Что изучаем на уроках русского языка? (Как проверить падежные окончания? Окончания-нарушители.)
- Задайте друг другу вопросы по теме. (В каком окончании появляется нарушитель? На что должна оканчиваться основа, чтобы в окончании появился нарушитель?...)
- Как звучит закон письма? (Буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы, из которых состоят значимые части слова)
- Зачем необходимо знать основное орфографическое правило? (Чтобы обозначить буквой фонему в слабой позиции, нужно проверить какой буквой  обозначается эта фонема в сильной позиции в той же значимой части слова)
- Проверим домашнее задание (упр. 190)
- Назовите слова, в которых нарушается ЗП в окончаниях (за границей).
- Почему? (основа слова оканчивается на ц-)
- Чем отличаются слова граница и рубеж? (по словарю)

V. Этап моделирования. Составление схем проверки орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях.
- Есть ли еще в падежных окончаниях орфограммы, нарушающие закон письма?
- Предлагаю подвести итог.
Задание: на карточке предложение. Вы в группе обсудите, в каком слове есть нарушитель в окончании. Докажите, что буква написана верно. Составьте на листе схему проверки данной орфограммы. Спишите предложение в тетрадь, выделите окончание.

Высказывания на карточках для работы в группе.

  1. Усталый охотник решил добраться до опушки леса.
  2. Кони сбились с наезженного пути, и нам пришлось искать  другую дорогу.
  3. Дедушка часто рассказывал внукам  о своей службе в армии.
  4. Зеленые глаза кота следили за беспечно гуляющей птицей.

- Дети работают в группе, составляют схему проверки, списывают высказывание.
- Вывешивают результаты работы группы. (Индуктивный метод)
- Проверка.

Усталый охотник решил добраться до опушки леса.

Кони сбились с наезженного пути, и нам пришлось искать  другую дорогу.

Дедушка часто рассказывал внукам  о своей службе  в армии.

Зеленые глаза кота следили за беспечно гуляющей птицей.

- Задаем вопросы группе.
- Что называют слова на –ий, -ия, -ие? (слова называют предметы)
- Что называют слова, оканчивающиеся на шипящий? (слова называют предметы и признаки предметов)

VI. Физкультминутка.

VII. Сопоставление списка орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях.
- Откройте учебники на стр.12 .
- Посмотрите, обо всех ли орфограммах- нарушителях мы  вспомнили?
- Почему первые три требуют дополнительной проверки? (в последнем пункте проверяем только по сильной позиции и по правилу, в первых трех надо дополнительно определить род или на что оканчивается основа)
- Как узнаем нарушителей?
- Хорошо умеем проверять окончания? (да)
- Проверим?

  VIII. Домашнее задание: с.35 упр.194

IX. Контроль и оценка способа. Рефлексия Работа по учебнику.
- Освоение  и уточнение порядка действий при проверке орфограмм в окончаниях.

 (Продуктивное задание на воспроизведение знаний)
- с. 35 упр.195 Самостоятельно записываем 3 предложения.
- Взаимопроверка.
- Выборочное объяснение.
- Запись остальных предложений.

X. Итоговая рефлексия, определение следующего шага в движении.

  • Что нового узнали?
  • Кому понравилась собственная работа?
  • Кто испытывал трудности?
  • Чем дальше будем заниматься?

(использовать в речи)