Урок химии по теме "Соединения кальция в природе и жизни человека"

Разделы: Химия


Цели:

  1. Способствовать формированию у учащихся знаний о соединениях кальция и их свойствах для объяснения природных процессов.
  2. Познакомить учащихся со способами умягчения природной воды.
  3. Охарактеризовать роль соединений кальция для живых организмов и жизни человека.

Оборудование:

Выставки:

  • “Природные соединения кальция” (гипс, ангидрит, известняк, мрамор)
  • “Кальций и живые организмы” (раковины моллюсков, скелеты животных, ракушечный известняк с окаменелостями, яйца птиц, кораллы)
  • “Строительные материалы” (скульптуры из гипса, побелка, мел, мраморная плитка)
  • фотографий (меловые горы, карьеры с обнажениями горных пород, карстовые пещеры, сталактиты, сталагмиты, здания, облицованные мрамором)

Оборудование для ДЭ: накипь на чайнике, мыльный раствор и раствор стирального порошка, жесткая вода, негашеная известь, вода в химическом стакане, известковая вода, стеклянная палочка, раствор соляной кислоты, пипетка, алебастр, пробирки, фарфоровая чашка, фенолфталеин.

СТРУКТУРА УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята, продолжая изучать тему “Химия металлических соединений”, мы на прошлом уроке рассмотрели свойства типичного металла и его соединений на примере кальция.

(Приложение №3, СЛАЙД № 1) Предлагаю повторить основные моменты прошлого урока, проверив качество выполнения домашнего задания.

2. АОЗ.

  1. Индивидуальное тестирование (Приложение 1)
  2. Индивидуальное задание: найти в Интернете информацию о химических формулах веществ: кальцит и жженая известь.
  3. Фронтально: проверка письменного дифференцированного домашнего задания (Приложение № 3, СЛАЙД № 2, 3, 4);

Химический диктант: (Приложение №3, СЛАЙД № 5)

Название - Химическая формула

Известняк – Ангидрит –

Гипс - Мел –

Негашеная известь - Гашеная известь –

Цемент - Известковая вода -

Известковое молоко - Мрамор -

Кальцит - Жженая известь –

Проверка – (Приложение №3, СЛАЙД № 5).

Вопрос классу: Написание формул каких соединений вызвали у вас наибольшее затруднение?

Предвидя это, я попросила … Найти формулы этих соединений, используя услуги Интернета. Предоставляю ему слово.

Вопрос классу: Известно ли вам какую роль играют эти соединения в природе и жизни человека, чем отличаются друг друга те, что имеют одинаковую формулу, как они образуются в природе?

Вот об этом и пойдет сегодня речь на уроке. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока (Приложение №3, СЛАЙД № 6)

3. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: Кальций – один из самых распространенных элементов на Земле. В природе его очень много: из солей кальция образованы горные массивы и глинистые породы. Он есть в морской и речной воде. Кальций в виде соединений постоянно окружает людей: почти все основные стройматериалы – бетон, стекла, кирпич, цемент, известь – содержат этот элемент в значительных количествах.

Сегодня вам предстоит побывать в музее элемента № 20. В этом музее работает 4 зала с экспозициями соответствующими тематике нашего урока, по которым проводят экскурсии опытные лекторы. (Лекторы из числа учащихся класса, которые заранее получили задание подготовить выступление по соответствующей теме и презентацию). Я предлагаю вам посетить представленные экспозиции и подготовить отчет (Приложение № 2) по экскурсии.

У каждого из вас есть соответствующий бланк, который вы можете заполнять прямо по ходу экскурсии.

Итак, мы отправляемся в 1 зал “Кальций – важнейший строительный материал природы” Слово лектору - … (приложение № 4).

Переходим во второй зал, здесь представлена экспозиция “Кальций в гидросфере”

Слово лектору - … (приложение № 5)

По ходу рассказа - демонстрация опыта “Действие жесткой воды на растворы мыла и стирального порошка” “Состав накипи”.

Продолжаем нашу экскурсию и отправляемся в 3 зал “Самый “живой” металл”.

Слово лектору - … (приложение № 6)

И в завершении нашей экскурсии мы переходим к экспозиции “Кальций в народном хозяйстве” Слово лектору - … (приложение № 7)

По ходу рассказа - демонстрация опыта:

“Гашение извести”?

“Карбонизация известковой воды”

“Образование двуводного гипса из алебастра”

Вот и подошла к завершению наша экскурсия. Я думаю, что сегодня вы узнали много нового и интересного о соединениях кальция. Отчет по экскурсии подготовьте к следующему уроку. Найти ответы на вопросы вы можете в учебнике: п. 21.4. Отнеситесь к этой работе ответственно, ведь многое из того, о чем шла речь вам может реально пригодиться в вашей жизни. Я надеюсь, что сегодняшний урок пошел вам на пользу, расширил ваше информационное поле и вызвал положительные эмоции.

5. Домашнее задание.

1. Отчет по экскурсии:

простой уровень: № 1-4 после п.21.4

средний уровень: № 5, 6, 8, 9 после п. 21.4

высокий уровень: № 16-19 после п. 21.4

2. Подготовиться к выполнению ЛБ № 9.