Занятие по педагогике здоровья на тему "Рациональное питание" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 3


Цели:

  • закрепить знания правил правильного питания;
  • установить связи между видом пищи и структурой человеческого тела;
  • воспитывать здоровый образ жизни, культуру поведения во время еды;
  • воспитывать сотрудничество.

Оборудование:

  • диаграмма «Состав питательных веществ»;
  • таблички с названием групп;
  • предметные картинки «Продукты питания»;
  • текст «Лишний вес»;
  • «чудесный мешочек» с фруктами и овощами;
  • кроссворд;
  • загадки;
  • рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании»;
  • магнитофонная запись.

Ход занятия

-У.- Ребята, все вы знакомы с героями повести-сказки Э.Успенского дядей Фёдором, котом Матроскиным, собакой Шариком и их знакомой девочкой Катей. Жили они в деревне Простоквашино. Катя часто приглашала к  себе друзей, но в  последний раз  к ней  никто не пришёл: у дяди Фёдора болела голова, Шарика мучила зубная боль, а объевшийся кот Матроскин лежал на печке, ему было трудно, да и лень что-нибудь делать. Катя прислала нам письмо, послушайте, что она пишет:

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Я ЗНАЮ. ЧТО В ВАШЕМ КЛАССЕ ПРОХОДЯТ УРОКИ ЗДОРОВЬЯ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГИТЕ НАУЧИТЬ МОИХ ДРУЗЕЙ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ. ПРИЕЗЖАЙТЕ В ПРОСТОКВАШИНО. КАТЯ».

-У.-Я предлагаю вам, ребята, подготовиться к встрече. Поговорим сегодня о рациональном питании.

Для того, чтобы организм правильно развивался, рос и функционировал, ему необходимо ежедневно вовремя и в достаточном количестве получать питательные вещества. Давайте вспомним, что мы уже знаем о дневном рационе и разнообразии питания.

Заслушиваются группы:

1-я - «Красный помидор»  демонстрирует диаграмму «Состав питательных веществ продуктов дневного рациона» и рассказывает о количестве питательных веществ, необходимых человеку в день.

2-я  -  «Зелёный перчик»  называет по таблице продукты, которые содержат воду, углеводы, жиры, белки, витамины и минеральные соли.

3-я  - «Чиполлино»  зачитывает правила правильного питания:

  • Пища должна быть разнообразной.
  • Поддерживайте нормальный вес.
  • Ешьте продукты с низким  содержанием жира.
  • Употребляйте растительное масло.
  • Используйте меньше соли и сахара.
  • Ешьте больше фруктов и овощей.
  • Соблюдайте режим питания, ешьте в одно и то же время.
  • Ужинайте не позднее, чем за 2 часа до сна.

-У.- Молодцы, все справились с заданием. Всем ясно, что для роста, развития человеку нужно полноценное питание. Представьте, что вам самостоятельно, без взрослых нужно купить в магазине продукты на целый день. Выберите то, что  полезно и необходимо есть каждый день.

Проводится игра «В магазине».

-У.- А что случается, если питаешься неправильно?

-Д.- Неправильное употребление в пищу некоторых продуктов может привести к болезням. 

-У.- Если в питании ребёнка длительное время недостаёт каких-либо питательных веществ или он, наоборот, переедает, то он может заболеть. Так и случилось с нашими героями: кот Матроскин переел, у него началось ожирение, у Шарика от сладостей разболелись зубы, а дядя Фёдор, как и многие люди, весной страдает от усталости и головной боли. Давайте поможем им. Для этого нам нужно узнать о питании человека много нового. Вспомните, какие болезни возникают у человека из-за неправильного питания.

-Д.- Кариес, ожирение, головные боли.

-У.- Подготовьте рассказ о причинах лишнего веса. Возьмите статью из журнала «Здоровье» и изучите её.

Детям раздаётся текст «Лишний вес», с содержанием которого они знакомятся самостоятельно по технологии РКМЧП. Каждая группа получает одну из частей.

Лишний вес

  1. В настоящее время несложно найти людей, масса которых превышает определённые врачами нормативы. Ожирение -  это такое состояние, при котором в организме происходят нарушения. Оно способствует развитию атеросклероза, гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарного диабета и желчнокаменной болезни. Одна из самых главных причин заключается в изменении характера питания. В нашем рационе стали преобладать рафинированные продукты, в которых потеряны многие полезные компоненты. Возросло потребление легкоусвояемых углеводов в виде сахара, различных кондитерских и мучных изделий. Большинство детей получают конфеты, шоколад почти каждый день. Даже гуляя на улице, находясь в транспорте, кино, театре, многие жуют печенье, едят мороженое. Вместо положенных 60 г в день кто-то съедает сахара в 2 раза больше.
  2. Никто не спорит: сахар незаменим. Он обладает высокими энергетическими и вкусовыми свойствами, прекрасно усваивается. Но нужно помнить: чрезмерное потребление сахара может оказаться вредным. Сахар является пустым носителем калорий, он после переработки свёклы не содержит ни витаминов, ни микроэлементов, ни солей. Систематическое употребление сладостей в больших количествах может привести к развитию сахарного диабета. Избыточные калории превращаются в лишние жировые отложения.
  3. Случаи ожирения наблюдаются, когда дети недостаточно физически активны. Лишний вес, ненужные запасы жира затрудняют работу сердца и лёгких. Природа заложила в человеке способность бегать. К сожалению, школьники по 4-5 часов кряду сидят за партами, ведут малоподвижный образ жизни, проводят свободное время у экранов телевизоров или компьютеров. Многие живут в условиях так называемой гиподинамии. А один из принципов рационального питания заключается в том, что калорийность рациона должна соответствовать энергозатратам организма. Необходимо помнить: всё, что съедено, обязательно должно быть истрачено. А сделать это не просто. Чтобы «растратить» пирожное, нужно побегать около 2 часов, мороженое - около 1 часа, 2 стакана лимонада - около 40 минут. «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», - говорил Сократ. Поэтому не желание поесть, а увлечение спортом и туризмом - вот что необходимо для здоровья.

Каждый самостоятельно знакомится со статьёй, отмечает новое, неизвестное. После этого в группе рассказывает, что нового узнал. Вместе создаётся кластер, по которому один из группы делает сообщение для всех.

После этого выполняется практическая работа.

Каждая группа получает набор продуктов, в которых нужно определить, есть ли в них жир.

Группа «Красный помидор» берёт семена подсолнечника, печенье, плюшку. Группе «Зелёный перчик» предлагаются горох, сало, пряник. Группа «Чиполлино» работает с хлебом, колбасой, манкой.

-У.- Возьмите салфетку, положите на неё продукт и потрите его. Через некоторое время посмотрите. Если продукт содержит жир, то на салфетке останется жирное пятно.

Далее дети называют продукты, содержащие жир.

У.- Ребята, какой совет можно дать коту Матроскину?

- Нужно есть в меру, не переедать. Нельзя употреблять много жира, углеводов, макаронных изделий, а использовать в меню больше овощей, плодов, трав и кореньев.

- У.- Шарик поел много сладостей, у него разболелись зубы. Давайте ближе познакомимся с болезнью зубов кариесом, которым часто страдают и школьники. Для этого встретимся с врачом стоматологом.

Включается видеозапись беседы «ЧТОБЫ НЕ БОЛЕЛИ ЗУБЫ».

«Здоровые зубы - здоровью любы», - гласит народная пословица. Современная медицинская статистика утверждает, что сегодня каждые 9 из 10 людей нуждаются в лечении по поводу кариеса. В нашей стране стоматологи ежегодно ставят пациентам около 250 миллионов пломб.

К этому могут привести разные причины. Современный человек употребляет большое количество рафинированных продуктов питания. При рафинировании теряются многие полезные компоненты - витамины, микроэлементы, соли, оказывающие исключительно важное влияние на организм человека.

Большое значение в развитии кариеса имеет возросшее потребление сахара и сахаросодержащих продуктов, которые влияют на состояние зубов.

Современная кулинарная обработка пищи, её измельчение лишают зубы жевательной нагрузки - своеобразной физкультуры. Частички пищи при несистематической и недостаточно качественной чистке зубов могут надолго оставаться в полости рта, служа питательной средой для микробов, разрушающих зубы.

Важно и в какой местности живёт человек, и какую пьёт воду. В тех местах, где вода содержит мало фтора, зубы у людей разрушаются быстрее. Не меньшее значение имеет и то. что ест человек. Если продукты питания содержат мало фосфора и кальция, то результат такой же. Перечисленные элементы содержатся в свёкле, морской капусте, мясе ее криля, морской рыбе, молочных продуктах.

Особая роль в профилактике кариеса зубов играют витамины. Стоматологи установили, что до появления недуга в тканях зубов резко падает содержание витамина С или аскорбиновой кислоты.

Под воздействием ультрафиолетовых лучей в организме образуется витамин Д. укреплению костной ткани. Вот почему в условиях средней полосы с продолжительной зимой зубы у людей страдают чаще.

Зубы требуют особого ухода. Гигиена полости рта не сводится лишь к механической чистке зубов от налёта и остатков пищи. Массаж; происходящий во время чистки зубов, улучшает кровообращение тканей дёсен и тем самым благоприятно влияет на обменные процессы.

Чистить зубы нужно 2 раза в день - утром и вечером. Вечернюю чистку можно проводить щёткой без пасты. Чистить зубы утром натощак не совсем правильно. Перед завтраком достаточно хорошо прополоскать рот, а вот после еды чистить зубы нужно обязательно. Вся процедура чистки зубов, включая энергичное полоскание, должна занимать не менее 2.5-3 минут.

Чтобы сохранить зубы здоровыми без лекарств,  нужно знать, уметь и выполнять следующие правила:

  • Умей энергично и много жевать.
  • Не ешь много сладостей и мучных изделий.
  • Предпочитай овощи и фрукты.
  • Научись медленно пить, особенно молоко и чай, подолгу задерживая их во рту.
  • После каждой еды хорошо прополаскивай рот водой, а ещё лучше минеральной водой (типа боржоми, нарзан).
  • Правильно чисти зубы дважды в день - после завтрака и ужина.
  • После чистки зубов втирай пальцем зубную пасту в поверхность эмали в течение 2 минут.
  • Между приёмами пищи полощи рот.
  • Закаляй свой организм, занимайся спортом.

-У.- Эти правила надо запомнить и рассказать Шарику. А вам, ребята, тоже нужно постараться их выполнять каждый день.

Давайте поможем Шарику правильно выбирать продукты питания, чтобы он не страдал зубной болью.

Проводится игра «Что лишнее?»  Каждая группа получает предметные картинки с изображением продуктов питания. Нужно убрать те, на  которых есть продукты, содержащие  сахар.

- У.- В зависимости от времени года нужно питаться по-разному.

Весной дядя Фёдор стал быстрее утомляться, плохо спать. Он ходит вялый и сонливый. Давайте за разъяснением обратимся к профессору Сёмину, позвоним ему по телефону. (Учитель «звонит» по телефону, детям предлагается для прослушивания магнитофонная запись ответа).

«Учитель:

- Здравствуйте, профессор. Расскажите, пожалуйста, от чего чаще возникает головная боль?

Профессор Сёмин:

- Для весны подобное состояние довольно обычное явление. Погода в это время года неустойчивая: «скачет» давление воздуха, увеличивается продолжительность светового дня, солнечная активность, а также напряжение магнитного поля Земли. В организме человека развиваются нарушения согласования биоритмов различных органов и систем. Как следствие этого повышается возбудимость нервной системы, увеличивается секреция гормонов эндокринных желез и желудочно-кишечного такта. В связи с этим снижается иммунитет, у детей отмечается подъём различного рода воспалительных заболеваний дыхательных путей лёгких, нередки проявления аллергии.

Учитель:

- А что надо делать?

Профессор Сёмин:

- Давно подмечено, что явления весенней усталости начинают уменьшаться при переходе с зимнего, преимущественно мясного, типа питания на летний с большим количеством зелени и овощей. Растительная пища препятствует нарушениям весенних биоритмов. Я уверен, что дядя Фёдор не знал о пользе проростков злаковых культур, о чём знали ещё наши предки. Весной они использовали проросшее пшеничное зерно, из которого делали каши, кисели, его добавляли в супы. Активные ферменты таких зёрен способствуют лучшему расщеплению белков, жиров, углеводов. В результате они легче усваиваются. Учёные уже создали пищевые продукты из экстрактов проросших зёрен пшеницы, овса, кукурузы и гороха. Употребление их стимулирует выносливость, повышает работоспособность, что важно при умственных нагрузках в школе».

Работа по тетради «Разговор о правильном питании».

Группа «Красный помидор» отгадывает загадки на с.64 про ягоды, группа «Зелёный перчик» - загадки про овощи на с. 65. а группа «Чиполлино» решает кроссворд -  с. 69.

Учитель делает вывод:

- В современных условиях существуют проблемы питания. В городе преобладает так называемое европейское питание - однообразное, насыщенное жирами и углеводами. Имеющиеся в продаже рафинированные продукты значительно обеднены витаминами и другими биологически активными веществами.

- У.- Давайте приготовим для наших героев и всех ребят вкусные и полезные блюда.

От каждой группы выходят по два человека. Они готовят винегрет, фруктовый салат, салат из моркови, изюма, орехов.

С остальными детьми проводится игра «Чудесный мешочек», когда на ощупь определяется название фрукта или овоща.

- У. - Подведём итоги. Какие советы вы можете дать Катиным  друзьям?

Урок заканчивается дегустацией приготовленных блюд.

На дом детям можно предложить подобрать новые рецепты.