Технология развивающего обучения в преподавании экономики

Разделы: Экономика


Согласно концепции развивающего обучения решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Концепция утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Э.В. Ильенкова, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и других. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организованно так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Оно должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая и называется развивающим обучением. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

Характерные черты технологии развивающего обучения:

  1. Включение в процесс не только рациональной, но и эмоциональной сферы.
  2. Вариативность процесса обучения.
  3. Самостоятельная мыслительная деятельность учащихся.
  4. Сотрудничество учителя и ученика.
  5. Атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности.
  6. Избирательность в способах работы.
  7. Право выбора для ученика значимых для него видов и форм учебного материала.

Содержание обучения должно быть скомпоновано и преобразовано таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем. Следовательно, организация содержания должна подчиняться логике решения учебных задач через выполнение учебных заданий.

Как изучать экономику? При ответе на этот вопрос следует выделить две плоскости: макро- и микроуровень. Под макроуровнем мы понимаем общее строение, структуру курса экономики в целом. С моей точки зрения, он построен на основе восхождения от общих задач к задачам частного характера.

Первое же знакомство с экономикой связано с решением общих задач: зачем нам нужна экономика, как она связана с другими науками, как применяется в повседневной жизни, очерчены границы применения экономики…. Сложность задач определяется характером источника информации и системой подсказок, необходимых для их решения. С каждым уроком источник информации должен усложняться, а система подсказок – свертываться. Для начального обучения экономики допустимо ответ лишь слегка “замаскировать”, а на последних уроках требуется логическое мышление, умение работать с документами, аналитическими статьями, цифровым материалом.

Другой аспект проблемы – специфика постановки учебной задачи на разных этапах экономического образования. На начальных – это работа преимущественно преподавателя: он “обнажает” исходное противоречие и формулирует проблему. В дальнейшем учащиеся сами должны научиться видеть противоречия и формулировать учебные задачи.

В целом проблема восхождения является в теории развивающего обучения одной из наиболее сложных.

Наконец, микроуровень, т.е. уровень урока. Здесь в основу положена организация деятельности учащихся по выполнению учебных заданий. Согласно теории развивающего обучения, организация учебного труда должна соответствовать структуре человеческой деятельности. Любая деятельность включает в себя три звена: мотивационно-ориентировочное, центральное рабочее, контрольно-оценочное. Учебная деятельность, соответственно, предполагает наличие:

  • вводно-мотивационного этапа (постановка учебной задачи),
  • собственно учебных действий по решению учебной задачи,
  • этапа контроля и коррекции знаний.

Типовой урок строится по следующей схеме:

Вводно-мотивационная часть (5–7минут). Определение темы урока; ставится и мотивируется учебная задача урока, “выводимая” преподавателем и учащимися в ходе совместной деятельности из так называемого исходного противоречия.

Собственно учебная деятельность учащихся (20–25 минут). На этапе собственно учебных действий по решению учебной задачи учащиеся самостоятельно решают учебную задачу с опорой на имеющийся источник информации и систему подсказок, корректирующих движение к результату (преподаватель выступает в качестве их консультанта и помощника). Учебная задача – это в подавляющем большинстве случаев вопрос “почему?” (почему изучаемое явление “имеет место быть”, почему то или иное событие произошло). Но чтобы ответить на него, мы должны ответить сначала на другие вопросы: как это событие произошло? что произошло? Например, на фотографии собака породы “боб-тейл”. Учащимся задается вопросы: “Какое отношение эта собака имеет к налогам? Что это за порода? Как переводится с английского боб-тейл? Справка: “боб-тейл, в переводе с английского, – “куцый хвост”. Традиция купирования хвостов зародилась в середине XIX века в Англии. Согласно Генри Артуру Тилли, пионеру породы одной из причин было то, “что бесхвостые собаки признавались налоговыми властями как рабочие собаки и были освобождены от обложения налогом”. Хвост нормальной длины в породе оказался доминантным признаком, и сегодня собаки рождаются с хвостом нормальной длины. И далее учащиеся находят примеры из жизни подтверждающие известную фразу “что облагается налогом, то уменьшается”

Контроль и коррекция полученного результата (10–15 минут). На уроке развивающего обучения, после того как учащиеся решили поставленную задачу, результат обсуждения фиксируется. Работа здесь носит коллективный характер: кто-то из учащихся нашел одну причину, кто-то другую, каждый может и должен аргументировано отстаивать свое мнение, опираясь на факты. Занятие заканчивается тем, что самостоятельно найденный учащимися ответ на учебную задачу урока (“сухой остаток” их работы при направляющей и корректирующей роли преподавателя) заносится в тетради.

В качестве дополнительного средства контроля (как домашние задания) могут использоваться многочисленные тесты, кроссворды и графические задания.

Тема урока: “Маркетинг. Нужда, потребности и запросы”

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятиями маркетинг, потребность, нужда и запросы
  2. Через анализ текста научить выделять главное, сравнивать и делать умозаключения.
  3. Организовать общение, развить умение отстаивать свои результаты исследования и прислушиваться к мнению других.

На уроке используются:

– самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
– развитие творчества через решение проблемных ситуаций;

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе – объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Основные понятия: маркетинг, нужда, потребности, запросы.

Средства обучения: учебник Филипп Котлер “Маркетинг”, стр 8-15

1. Вводно-мотивационный этап урока.

Вступительное слово учителя, рассказ притчи: “Однажды к Цезарю должны были приехать дорогие гости, он позвал своего повара и приказывает ему приготовить такой обед, чтобы гости долго удивлялись и надолго запомнили эту встречу. Наступил день встречи, званный обед, один за другим выносятся блюда, Цезарь сидит и думает про себя такое блюдо я ел и такое пробовал, нашел чем удивлять, и, наконец, вносят последнее блюдо и ставят в центр стола. Посмотрел он и видит гора вареных раков, ну, думает совсем опозорил меня повар. Однако как только поставили это блюдо, все раки зашевелились, хотя были вареные. Гости удивлены, Цезарь доволен. После обеда приглашает он к себе повара и спрашивает: “Как это у тебя получилось?” А повар говорит: “Внизу под вареными раками находился один живой, который и шевелил эту кучу раков”. Проводится аналогия между живым раком и маркетингом, а вареные раки сравниваются с производством. Таким образом, учащиеся делают вывод, маркетинг– это механизм, который развивает производство.

Исходное противоречие:

Почему возникла необходимость заниматься маркетингом и почему во времена социализма одних товаров было много (полки магазинов завалены резиновой обувью и в то же время не хватало элементарных продуктов питания (нет сливочного масла)?

Учебная задача: почему в рыночных условиях предприятия занимаются не сбытом товаров, а маркетингом?

Чтобы ответить на учебную задачу, мы должны выяснить:

Что включается в понятие “маркетинг”
Чем отличается маркетинг от сбыта
Чем отличается нужда, потребность и запросы

2. Организация учебной деятельности учащихся.

В последующей работе с учащимися используется методика самостоятельной работы и перенос полученных знаний в жизнь

Учащихся читают текст и конспектируют в тетрадях определения:

  1. Что такое маркетинг?
  2. Чем отличается маркетинг от сбыта?
  3. Что такое нужда?
  4. Что такое потребность?
  5. Что такое запросы?
  6. Чем отличаются нужда, потребности и запросы?

После ответов на вопросы начинается групповая дискуссия

Основные вопросы:

  1. Отличие сбыта от маркетинга.
  2. Отличия нужды, потребности и запросов.

Учитель использует вопросы-подсказки:

– Нужды у всех людей одинаковы или различны?
– Какие нужды свойственны человеку?
– Чем определяются потребности человека?
– Почему современные аборигены Америки ходят в набедренных повязках, а цивилизованная Америка в джинсах?
– Почему один человек обязательно на обед ест суп, а другой перекусывает пирожком с чаем?
– Почему многие хотят иметь свой дом, но немногие имеют?
– Что включается в понятие маркетинг, кроме сбыта?

Учащиеся отвечают, спорят между собой, результаты правильные заносятся на доску в виде схемы, которая фиксируется и в рабочей тетради.

3. Контроль и коррекция знаний.

– Маркетинг более широкое понятие, чем сбыт и включает в себя: опрос, что нужно потребителю; создание этого товара; реклама и стимулирование сыта; сбыт; производитель узнает удовлетворен ли потребитель товаром и в какой степени.
– Сбыт – это маленькая часть маркетинга.
– Нужда – это осознание человеком нехватки чего-либо.
– Потребность – это нужда принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и уровнем развития личности человека
– Запросы – это потребности, подкрепленные финансовыми возможностями.

Творческое задание для учащихся на выбор.

1. Составьте кроссворд или тест по изученной теме.

Однако существуют уроки которые полностью не попадают под категорию развивающий, однако эта технология используется на определенном этапе урока.

Например, по теме “Оплата труда. Производительность” всей группой решаем задачу, предлагая варианты решений.

Условие: 2 землекопа за 2 дня выкопали траншею длиной 2 метра. Сколько выкопают 4 землекопа за 4 дня?

Правильно ответивший пытается оформить решение задачи и потом всем классом даем определение трудоемкости. Выясняется, что трудоемкость зависит от количества работающих, отработанного времени и количества произведенной продукции. Потом оформляем формулу. На таких уроках, как правило, шумно, но результат стоит того.

Следующий пример, когда изучили производительность труда, как ее измеряют, встает вопрос как ее можно повышать. Для решения этой задачи группу делю на 4 подгруппы, даю задание: разработать свои рекомендации по поводу повышения производительности труда. Как правило, более сильные группы справляются самостоятельно, используя опыт работы на практике, но иногда встречаются группы, где этот процесс проходит сложновато. В этом случае у меня заготовлен наглядный материал, который может быть использован в качестве подсказок. Как правило, такого толчка достаточно для дальнейшей творческой работы.

В своей практике использую творческие задания. Прошу учащихся собрать информацию в Интернете например о экономистах-лауреатах Нобелевской премии или о людях, которые стали богатыми благодаря своему предпринимательству. Самим исполнителям интересно, затем эта информация используется и на уроке и во внеклассных мероприятиях,

В Интернете большое количество экономической информации, поэтому в перспективе, когда будет подключен Интернет, можно проводить урок-поиск информации непосредственно в Интернете с оформлением результатов в виде таблиц, конспектов, презентаций и т. д.

Таким образом, развивающее обучение на уроках экономики используется и будет использоваться более широко в связи с упрощением доступа к информации (через Интернет).