Урок физики в 7-м классе по теме "Сила"

Разделы: Физика


Цель урока: повторить основные понятия темы плотность и познакомиться с новой физической величиной силой.

Задачи урока:

  • Образовательная: формирование понятия сила, сила тяжести, закон всемирного тяготения.
  • Развивающая: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу.
  • Воспитательная: продолжить формирование навыков индивидуальной работы за компьютером при изучении нового материала.

Тип урока: изучение нового материала, используя электронный учебник Кирилла и Мефодия.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (MS PowerPoint), карточки, маркеры, листы формата А4, магниты.

Структура урока:

  • Актуализация знаний по теме плотность.
  • Изучение нового материала.
  • Закрепление материала.

Содержание урока

Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы повторим основные понятия темы плотность, и после того, как выполним индивидуальные задания получим ключевое слово оно и будет означать тему нашего урока.

Часть ребят работает по индивидуальным карточкам с дифференцированными заданиями (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4 [2] ) Обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течении 5 минут, а все остальные ученики работают со слайдом № 1 Приложение 5.

Учитель: Вы видите на слайде таблицу, ваша задача составить физические термины в тетради из букв в таблице связанные с темой плотность (4 минуты на выполнение).

Ответы обучающихся: плотность, масса, объем, килограмм, грамм, метр и другие.

(После выполнения индивидуальных карточек ответы с изображением буквы обучающиеся крепят с обратной стороны доски, располагая буквы, написанные на карточках ответам, в порядке возрастания, а на противоположной стороне обучающиеся крепят слова, которые составили по теме плотность и учитель обращает на эти слова внимание учеников).

Учитель: Каждое тело обладает массой (н-р, книга)?

Вопрос: Если я отпущу книгу то она?

Ответ обучающихся: Упадет

Вопрос: Почему?

Ответ обучающихся: Земля притягивает к себе.

Вывод: И так Земля обладает свойством притягивать различные тела.

Но есть множество тел обладающих таким же свойством.

Учитель: Просмотр 1 слайда урока № 7 "Сила. Сила тяжести" "Изменение направления скорости под действием силы" (видео фрагмент) [ 1] .

Вопрос: Давайте проверим, правильно ли определили ребята, работающие по карточкам имя этого свойства?

(открываем доску, читаем слово: СИЛА)

Вопрос: Сформулируйте тему нашего урока?

Ответ обучающихся: Сила

(Открываем тетради и записываем тему урока СИЛА)

Учитель: Сегодня мы работаем по плану: (откройте оглавление урока)

  • свойства сил
  • характеристики сил
  • равнодействующая сила
  • закон всемирного тяготения
  • сила тяжести.

Учитель: Вернитесь к 1 слайду урока, и читая его найдите определение силы.

Вопрос: Кто нашел определение, прочитайте его, пожалуйста, и запишите в тетрадь.

Вопрос: Какой буквой обозначается сила?

Ответ обучающихся: F - Сила (запись в тетрадь)

Учитель: Что означает стрелочка над буквой F

Ответ обучающихся: что сила - это векторная величина.

Учитель: Рассмотрим следующий слайд "Параметры, характеризующие силу"

Просмотрев этот отрывок, ответьте на вопрос: Какими же свойствами обладает сила?

(если нет ответа - смотрим отрывок 2-й раз, если путаются в ответе, то читают текст слайда и дают ответ).

Учитель: Записываем в тетради: (вид доски)

Свойства силы:

  1. Имеет точку приложения
  2. Имеет направление
  3. Имеет модуль, т.е. числовое значение

Учитель читает басню И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"

Когда в товарищах согласия нет,
на лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Учитель: Из какой басни эти строки?

Ответы обучающихся: басни И.А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак"

(Обучающиеся открывают через содержание урока пункт № 6, "Равнодействующая сила" и увеличивают изображение иллюстрирующее данную басню.)

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Учитель: Ребята, как вы думаете почему воз так и остался на месте?

Ответы обучающихся: потому что они тянут в разные стороны, с разной силой.

Учитель: Как правило, к одному и тому же телу, бывает приложено не одна, а несколько сил.

Результат действия этих сил называется РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ.

И вывод записываются в тетрадь:

Если силы направлены в одну сторону, то результирующая сила находится

Если силы направлены в разные сторону, то результирующая сила находится

Учитель: А вы можете привести примеры проявления действия сил, н-р, в космосе или за пределами земли. (учащиеся приводят примеры)

Учитель: Открываем слайд № 8 "Закон всемирного тяготения", через содержание урока и посмотрим демонстрации.

Вопрос: Почему камень падает на землю?

Вопрос: Почему снаряд изменяет свою траекторию?

Вопрос: А почему земля вращается вокруг солнца?

Ответ обучающихся: Земля притягивает, солнце притягивает.

Учитель: Оказывается, мы не первыми пытаемся ответить на вопрос: "Почему Луна движется вокруг Земли?"

Доклад обучающегося: Исаак Ньютон был первым, кто сначала догадался, а потом и строго доказал, что причина, вызывающая падение камня на землю, движение Луны вокруг Земли и планет вокруг Солнца одна и та же. Это сила тяготения, действующая между любыми телами Вселенной. Этот закон он сформулировал в 1665-1666 годах. Он первым применил законы математики к решению физической задачи и изложил результаты в книге "Математические начала натуральной философии". Выражение для закона всемирного тяготения было получено исходя из законов Кеплера и законов механики.

, где G - гравитационная постоянная, m - массы тел, r- расстояние между телами.

Сила прямо пропорциональна произведению масс тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Формулировка закона всемирного тяготения: "Все тела вселенной притягиваются друг к другу".

А падение яблока на голову Ньютона - это всего лишь красивое предание.

Учитель: Мы выяснили, от чего и как зависит сила тяготения. Рассмотрим, где еще проявляется данный закон.

(Ученик читает стихотворение А. Усачева "Остров бегемотов"

Видел я чудесный остров
Посреди пустынных вод:
Сорок тысяч бегемотов
На песках его живет.
И приливы в океане
Возникают оттого,
Что сигают бегемоты
Прямо с берега в него.
И напрасно утверждают
Все ученые страны,
Что приливы возникают
Под влиянием Луны:
"Мол, причем тут бегемоты?
Есть научные работы
И различные расчеты:"
Все их точные расчеты
Лишь доказывают мне,
Что купаться бегемоты
Обожают при Луне.

Учитель: Ребята, о каком явлении природы идет речь в стихотворении?

Ответ обучающихся: О приливах и отливах.

Учитель: Как его объяснить?

Ответ обучающихся: Притяжением Луной водной оболочки Земли.

Учитель: А как вы думаете сила тяготения проявляется на планете Земля?

Ответ обучающихся: Да.

Учитель: Сила с которой Земля притягивает к себе тела называется сила тяжести. (запись в тетрадь)

Так как одно из свойств силы это точка приложения, то для силы тяжести она является центром тела. (Прочитайте текст слайда 9 "Сила тяжести", запишите формулу , где g ускорение свободного падения g = 9,8 Н/м)

Учитель: Каждый из нас знает свою массу, следовательно, мы можем просчитать силу тяжести, которую мы оказываем на Землю. (Обучающиеся находят силу тяжести)

Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашей работы на уроке, что вы узнали:

Ответы: что такое сила, ее характеристики, единица измерения, научились работать с формулой для вычисления силы тяжести, закон всемирного тяготения.

Учитель: А в заключение урока проверим, как вы усвоили этот материал, выполним тест.<Приложение5>, слайды № 2-6.

(После выполнения теста, обучающиеся в парах проверяют правильность выполнения данного задания, учитель поясняет каким должен быть правильные ответ, если допущена ошибка, выставляет оценки за урок, задает домашнее задание).

Учитель: Д/З Прочитать 24-23 параграфы ответить на вопросы.

Дополнительно: Составить задачу по данной теме в творческой форме.

Литература:

  1. Виртуальные уроки Кирилла и Мефодия 7 класс.
  2. Газета приложение к 1 сентября физика в школе № 20 .2007 г.автор О.И. Лебедева стр.7 - 8
  3. Перышкин А.В. "Физика 7 кл.": учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2006. - 196 с.