Обобщающий урок в 8-м классе по теме "Тепловые явления"

Разделы: Физика


Цель урока: повышение трудовой и творческой активности учащихся, расширение кругозора путем самообразования.

Задачи урока:

  • повторить и углубить основные понятия по теме “Тепловые явления”;
  • развивать умения самостоятельно пополнять знания;
  • закрепить навыки решения задач по данной теме.

Учащиеся класса заранее были разбиты на три группы, в которых были выбраны ответственные за проведение домашних экспериментальных работ. При подготовке к уроку каждым учеником были заполнены карточки с формулами по данной теме. (Приложение № 1) Заранее ученикам был дан и план урока, а также список дополнительной литературы.

Ход урока

Работа со словарем физических терминов.

Для повторения основных понятий по теме, использовались карточки физических терминов: внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение, плавление, испарение, кипение и конденсация. (Приложение № 2) Ученики каждой группы должны были дать определение данного термина, а также по рисунку задать вопрос и ответить на него.

Копилка интересных фактов.

Ученикам в ходе работы со словарем физических терминов предлагалось привести интересные факты, связанные с этим термином. (Приложение №3) Такого рода сообщения позволили переосмыслить и углубить рассмотренные физические понятия, способствовали развитию умений самостоятельно пополнять знания.

Отчет об экспериментальных домашних работах.

Ребятам предлагалось подготовить дома несколько экспериментов по данной теме. На уроке опыты демонстрирует учитель, при непосредственном комментарии учеников. Затем учащимся предлагается объяснить результаты экспериментов.

1-я группа. В лапку штатива зажимают небольшой кусок хлопчатобумажной ткани, обливают спиртом (одеколоном) и поджигают. Несмотря на пламя, охватившее ткань она не сгорит. Объяснение: ткань необходимо предварительно смочить водой, а затем отжать ее. Выделяющаяся при горении спирта теплота пойдет на испарение воды и не сможет зажечь ткань.

2-я группа. Из листа плотной бумаги сложить коробочку и закрепить ее углы канцелярскими скрепками. Необходимо налить в коробочку немного воды и поставить на подставку, а снизу зажечь огонь. Вода закипает, бумага не горит. Объяснение: пока вода кипит, ее температура не поднимается выше 100С, а бумага при такой температуре не воспламеняется. Кипящая вода отнимает у бумаги лишнее тепло.

3-я группа. Толстый гвоздь плотно обернуть полоской бумаги и внести в пламя свечи. Бумага не горит Объяснение: железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не воспламеняется.

Решение задач

  1. Учащимся предлагались следующие задачи:
  2. Кубик, изготовленный из меди, массой 1кг, охлаждают на 5С.
  3. На сколько изменится внутренняя энергия кубика?
  4. Сколько энергии выделится при полном сгорании 2 кг керосина?
  5. Сколько энергии приобретет при плавлении кусок свинца, массой 0,5 кг, взятый при температуре 27С.
  6. Какое количество теплоты потребуется для превращения 200 г. льда, взятого при температуре 0С, в стоградусный пар.

Задача считалась выполненной, если ученик поднимал карточки с теми формулами, которые необходимо использовать для ее решения (при этом учитывался порядок применения формул). Четвертая задача решалась в тетради.

Аукцион вопросов

  1. Почему утки в сильный мороз лезут в воду?
  2. Почему в холодном помещении у людей зябнут, прежде всего, ноги?
  3. Даже в тихую погоду, когда ветер не шевелит листьев, осина не остается в покое, ее листочки все время дрожат. Почему?
  4. Почему огурец всегда холоднее на 1-2С окружающей среды?
  5. Что защищает северных оленей в мороз от холода?
  6. Почему в сильные морозы деревья трещат?
  7. Почему нам жарко при температуре 30С?
  8. Почему, когда человеку холодно, он начинает дрожать?
  9. Почему в жару собака высовывает язык?
  10. Почему удар молнии часто расщепляет дерево?
  11. Почему у человека волосы, ресницы, усы в морозный день покрываются инеем?
  12. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?
  13. Почему говорят: “Ветер снег съедает?”

Подведение итогов

За правильный ответ ребята получали фишки, что помогло после окончания урока быстро установить личное и командное первенство.

Литература.

1. Бимемович, Б. Ф. Физические викторины в средней школе [Текст] / Б. Ф. Бименович. – М. : Просвещение, 1968. – 112 с.

2. Варикаш, В. М. Физика в живой природе [Текст] / В. М. Варикаш. – Минск, 1984. – 136 с.

3. Гальперштейн, Л. Забавная физика [Текст] / Л. Гальперштейн. – М. : Детская литература, 1994. – 144 с.

4. Лукашик, В. И. Сборник задач по физике [Текст] / В. И. Лукашик. – М. : Просвещение. 1994. – 117 с.

5. Перельман, Я. И. Занимательная физика [Текст] / Я. И. Перельман. – М. : Наука, 1965. – 464 с.

6. Сёмке, А. И. Физика: Занимательные материалы к урокам в 8 классе [Текст] / А. И. Сёмке. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 152 с.