Разработка урока обществознания по теме "Семейное хозяйство" (6-й класс)

Разделы: Экономика

Класс: 6


Цель урока:

  • познакомить учащихся с особенностями распределения обязанностей в семье;
  • помочь учащимся сформировать собственную оценку семьи в развитии экономики государства.

Задачи:

  • закрепить понятия «семья», «брак»;
  • познакомить учащихся с понятием «экономика»;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • способствовать формированию позитивного отношения к семье, выработки собственной ответственной позиции.

Тип урока: комбинированный.

Методы, используемые на уроке: практический, частично-поисковый, проблемный.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные.

Основные понятия: семья, экономика, экономические ресурсы, рачительный хозяин.

Учебное оборудование: мультимедийное оборудование и интерактивная доска, индивидуальные карточки.

План.

  1. Семейные заботы.
  2. Каким должен быть хозяин дома.
  3. Как хозяйствовать по правилам.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

  • приветствие;
  • тема (запись в тетрадь);
  • знакомство учащихся с целями и задачами урока.

Опрос домашнего задания п. 7

  • индивидуальные карточки (приложение);
  • фронтальный опрос по вопросам параграфа, изученного дома.

II. Поисково-исследовательский этап.

Учитель: Важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности.
? учащимся: Какие потребности вы знаете? (биологические, социальные, духовные)
Учитель: Правильно. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и без вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи.
? учащимся: Нужна ли человеку семья? Дайте определение термину «брак».
Слайд 1
Учитель: Давайте вспомним известную детскую сказку С.Я. Маршака «Теремок», (звучит аудио запись фрагмента данного произведения в формате mp3)
«Мышка-норушка – толокно толчет,
Лягушка-квакушка – пироги печет,
А петух на подоконнике – играет на гармонике,
Серый ёжик свернулся в клубок –
Он сторожит теремок».
? учащимся: Как вы думаете, почему я привела эти строчки и как их можно отнести к нашему уроку?
Учитель: Правильно – это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанность – трудно. Главное желание и стремление каждого члена семьи вложить свои силы в создание домашнего уюта. Ведь каждая семья заинтересована так организовать совместный труд, чтобы лучше удовлетворить свои потребности. Домашние дела найдутся для всех домочадцев.
Слайд 2
?и задание для учащихся: А как вы принимаете участие в домашних делах? Я предлагаю вам ответить анонимно на вопросы небольшой анкеты (приложение 2), а счетная комиссия в лице _______ подведет общий результат.
 
Учитель: А теперь давайте вспомним героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и мультфильма «Трое из Простоквашино». (просмотр видеофрагментов из одноименных мультфильмов). И старуха, и кот Матроскин одинаково заботились об улучшении своего домашнего хозяйства. Результат у них был одинаковый? (нет). Почему их действия дали разный результат?(Потому что у них были разные ценности, стремления. Один вкладывал душу в свой труд, а старуха хотела все получить просто так). Комфорт в доме – это роскошь или необходимость? (Необходимость. Но наши желания должны совпадать с нашими возможностями). Чем экономный человек отличается от жадного? Какие из этих качеств можно назвать положительными?
Слайд 3
Учитель: Перед вами шарада – разгадайте её и узнаете, о каком хозяине мы с вами будем говорить дальше).
Опираясь на текст учебника на с. 80-81 подготовьте устный портрет рачительного хозяина.
Учащиеся работают с текстом учебника.
Слайд 4
Учитель: Сегодня нам подготовила Даша материал о том, что такое экономика и ресурсы. После её рассказа постарайтесь, опираясь на схему ответить на вопрос: Как можно экономить ресурсы? Слайд 5

III. Физминутка

  • пальчиковые игры (рожки- ножки, цепочка);
  • задание нарисовать одновременно двумя руками восьмерки на последней странице тетради).

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Решение теста по теме урока. Тест проецируется на интерактивную доску и учащиеся отвечают в группах, используя пульты дистанционного управления. При решении верный ответ выделяется зеленым цветом. (Или, при отсутствии интерактивной доски, можно использовать формат презентаций и учитель выделяет ответы учащихся).
  2. Подведение итогов по анкетированию и комментарии учителя по результатам.
  3. Домашнее задание – параграф 8, подготовить небольшое сочинение-рассуждение о том, какую роль играл «Домострой» в жизни наших предков.