Сложные слова и их правописание

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Проверить правила о сложных словах, алгоритм написания этих слов.
  2. Проверить умения находить и составлять сложные слова.
  3. Развивать:
    – коммуникативные навыки через работу в парах;
    – умения самоорганизации, самооценки.

Оборудование: таблички со словами, магнитные буквы, кроссворд.

I. Организация класса на работу.

П. Сообщение темы и цели урока.

– Начинаем урок русского языка по теме... По какой теме?

– Вспомним наш первый урок. Какой план работы мы с Вами составили?

  1. Узнать, что такое сложные слова. (Сложные слова – ?)
  2. Правописание сложных слов.
  3. Алгоритм (памятка) работы по правописанию сложных слов.
  4. Тренируемся.
  5. Подводим итоги.

– Сегодня мы будем подводить первые итоги: проверим наши знания и умения. Работать будем в парах сменного состава.

III. Повторяем правило.

– Как всегда, сначала повторим теорию. 11сред Вами проверочные и копiрольные раСниы.

Первое задание: Прочитать задание (хором). Все понятно.

Выполняем.

– Поставили себе оценку. Открыли памятки и проверили.

IV. Проверка умения находить сложные слова и их правописание.

а) Сейчас мы проверим, как умеем находить сложные слова. Карточка № 2. Работаем в парах.

№ 1 № 2
№ 4 № 3

Лишние слова зачеркиваем.

А в сложных словах что зачеркиваем?

Карточка № 2.
Выпиши только сложные слова. Выдели корни.
садовый перелесок
садовод лесовод
разрубить лесничий
лесоруб пешеход
мясорубка переход
Выпиши только сложные слова. Выдели корни.
волновался самокат
волнорез походный
рыбный скороход
рыболов
самовар

– Сделали. Оцепили свою работу в парах.

– Проверяем цепочкой. (Дети называют слово, а учитель – табличку на доску).

б) Правописание соединительной гласной в сложных словах.

Теперь работаем по карточке № 3. Что будем делать? (Вставить соединительную гласную).

– По карточке работаем самостоятельно, а проверяем друг друга, в парс ставим оценку.

№ 1 № 2
№ 4 № 3
водопад
камнепад
лежебока
белоручка
мореплаватель
путепровод
ледоход
землекоп
садовод
пешеход

Карточка № 3.

Определи, какую букву необходимо писать на месте пропуска.

пут_провод
лед_ход
земл_коп
пеш_ход сад_вод

Карточка № 4.

Определи, какую букву необходимо писать на месте пропуска.

вод_под
камн_пад
леж_бока
бел_ручка
мор_плаватель

А теперь меняемся местами № 3 и № 4.

Чья пара составит как можно больше сложных слов с данными корнями. Выделить корни. Подчеркнуть соединительную гласную.

...вод
садовод
лесовод
пчеловод
животновод
полевод
сам...
самосвал
самокат
самолет
самовар
самоделкин
Карточка № 4.
Запиши сложные слова с данными корнями. Выдели корни.
Подчеркни соединительную гласную.
...вод сам...
...вод сам...
...вод сам...
...вод сам...
...вод сам...
вод...
водохранилище
водолаз
водосток
водоканал
водонос
 
...пад
листопад
камнепад
снегопад
водопад
звездопад
шишкопад
Карточка № 5.
Запиши сложные слова с данными корнями. Выдели корни.
Подчеркни соединительную гласную.
вод... ...пад
вод... ...пад
вод... ...пад
вод... ...пад
вод... ...пад

VI. Творческая страничка.

– Пришло время игры. Одни играют в игру “Перекресток”, а другие должны отгадать сложное слово. Не думайте, что задание легкое. Надо быть внимательным

– Приступаем (5 мин.).

Проверка: слово из кроссворда, слово из предложения.

Карточка № 6.

Допиши сложные слова.

  1. Человек низкого роста
  2. Человек, который любит узнавать новое
  3. Человек, у которого добрая душа____________
  4. Жук, поедающий кору деревьев___________
  5. Кастрюля, которая быстро варит __________
  6. Поток воды, падающий с большой высоты
  7. Аппарат, который сам летает по воздуху _________

Игра “Перекресток”:

– Запишите слова по горизонтали.

  1. Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез)
  2. Судно, приводимое в движение паровым двигателем. (Пароход)
  3. Большой чайник. (Самовар)
  4. Русская народная игра – пляска. (Хоровод)
  5. Лес. поваленный бурей. (Бурелом)
  6. Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотек)
  7. Огнестрельное оружие. (Пулемет)
с з
а о
м в
о
р л
а е
п т

VII. Итог урока:

А) Со сложными словами мы сегодня не прощаемся. С ними будем работать еще не один раз. Понравились Вам сложные слова?

Б) Рефлексия

Мне на уроке понравилось...

Я могу себе поставить за задания оценку _____, потому, что...