Урок в 7-м классе "Явление инерции. Решение задач"

Разделы: Физика


Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков

Вид урока: смешанный урок

Цель урока: раскрыть сущность физического явления “инерции”.

Задачи урока:

образовательные – объяснить свойства инерции, применение инерции в природе, технике, быту; воспитательные – воспитание коллективизма, собственной точки зрения, ответственности, трудолюбия; развивающие – развитие умения ставить и объяснять физические опыты, умения работать в группе, рефлексии, воображения, речи, творческого мышления.

Демонстрации: опыты с вентилятором, баллистическим пистолетом, грузом на нитке и т.д.

Технические средства: компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент. Настрой на урок. Определение целей урока.

II. Разминка.

Опрос-повторение материала предыдущих тем. Контроль проводится в виде физического диктанта (10 вопросов) на листочках и по окончании проверяется соседом по парте (парная взаимопроверка).

Ориентир: мультимедийная презентация <Приложение 1>.

Вопросы:

1. Всё, что существует во Вселенной независимо от нас, называется материей.

2. Вещество – это то, из чего состоят все тела.

3. Мельчайшая частица данного вещества называется молекулой.

4. Явление перемешивания молекул разных веществ есть диффузия.

5. Существуют 3 агрегатных состояния вещества – твёрдое, жидкое и газообразное.

6. Линией движения тела называется траектория.

7. Треугольник формул помогает быстро найти путь, время и скорость движения.

8. Движение с постоянной скоростью называется равномерным.

9. Основная единица пути – метр, времени – секунда, а скорости – м/с.

10. Чтобы хорошо знать физику, надо очень много трудиться.

Примечание: результат ответа на 10 вопрос никак не влияет на общую отметку; треугольник формул представляет собой обычный треугольник, в углах которого расположены три физические величины; закрывая одну из величин (ладонью, тетрадью и т.д.), мы видим, как её можно найти по формуле (произведением или делением); главное запомнить, какая величина стоит в верхнем углу; треугольник формул позволяет легко написать (при необходимости) формулы трёх физических величин, связанных между собой.

III. Актуализация знаний.

Проведение исследовательской работы в группах. Цель эксперимента – выявить общие черты и свойства данного физического явления.

Задания группам:

1. Перед вами яблоко, нож и гиря. Аккуратно насадите яблоко на нож до его середины. Ударьте ножом по гире лезвием вверх, остановив тем самым нож. Что произошло с яблоком? Объясните.

2. Перекиньте одеяло через спинку стула и попробуйте выбить пыль из него. А может наоборот: одеяло из пыли?! Объясните. Что изменится, если вы будете стряхивать одеяло?

3. У вас есть кусок хлеба, и вы будете делать себе большой бутерброд. Наложите на хлеб кетчуп, предварительно взболтав его, далее посолите и посластите по вкусу. Что объединяет все ваши движения? Объясните, что же произошло?!

Общая черта данного явления – сохранение скорости тел неизменной.

IV. Введение понятия “инерция”.

Учащиеся в тетрадях пишут определение понятия. Просмотр видеоролика “Инерция” <Приложение 2>. Обсуждение свойств инерции на демонстрации опытов учителем: опыты с баллистическим пистолетом, с грузом на нитке, вентилятором, корректором и т.д. Применение инерции в повседневной жизни. Положительные и отрицательные стороны инерции.

V. Ролевая игра “Суд над инерцией”.

Участники – группы учащихся – защитники и обвинители инерции, судьи. Работа с предложенным текстом. Изучение текста и выбор материала для своего выступления.

Текст:

1. Дорогу переходила женщина. Внезапно из-за поворота появилась громадная машина МАЗ. Женщина была сбита машиной, потому что из-за инерции машину внезапно остановить нельзя.

2. Благодаря инерции велосипедисты не всё время крутят педали. Набрав скорость, они прекращают работать ногами, а велосипед продолжает ехать по инерции.

3. На прошедших велогонках один из велосипедистов, натолкнувшись на камень, случайно попавший на трассу, перелетел через руль велосипеда. Велосипед отлетел в другую сторону и попал на трассу. Остальные гонщики, не сумев затормозить из-за инерции, налетели на него. Гонки были сорваны.

4. Столяр насаживает молоток на рукоятку. Он ударяет ручкой по столу, а молоток по инерции продолжает двигаться, насаживается прочно и надёжно на рукоятку.

5. Внимание! Наш суд был скорым и правым. Внимательно выслушав обе стороны, суд пришёл к решению. Полагаясь на свой собственный опыт и на речь уважаемой защиты, суд считает большую часть обвинений преувеличенной и постановляет: всемерно расширять использование положительных действий инерции и вести борьбу с отрицательными. Для этого нужно изучать и глубоко осмысливать законы физики, проникать в тайны природы и ставить их на службу человеку! Заседание суда считаем закрытым.

6. Люди ехали в троллейбусе. Вдруг он внезапно затормозил. Люди по инерции продолжали двигаться, и многие из них упали.

7. В больнице лежит бабушка со сломанной ногой. Она шла по дороге, а дорога была скользкой. Ноги бабушки поехали вперёд, а сама она из-за инерции не могла двигаться так быстро, поэтому упала и сломала ногу.

8. Инерция помогает и в толкании ядра: спортсмен отталкивает ядро, и оно летит дальше по инерции.

9. По вине инерции сталкиваются машины, ударяются о причалы корабли, люди получают многочисленные травмы.

10. У инерции достоинств намного больше, чем недостатков. Она очень широко используется в технике и в быту. Происшествия на дорогах возникают не по вине инерции, а по вине людей неосторожных, легкомысленных или чересчур задумчивых, не знающих элементарных правил уличного движения. Это инерция в спорте устанавливает мировые рекорды. Если бы не было инерции, все планеты сошли бы со своих орбит. Луна упала бы на Землю, а Земля, в свою очередь, упала бы на Солнце.

Окончательный вердикт судей. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

VI. Резерв – решение задач по теме.

Задачи:

1. Почему при прополке не следует выдёргивать сорняки из земли слишком резким движением, даже если они слабо удерживаются в почве?

2. При выходе из воды животные встряхиваются. На каком законе физики основано освобождение их от воды?

3. Почему в конце прыжка спортсмены опускаются на согнутые ноги?

4. Какое значение имеют упругие волосы на подушечках лап зайца?

5. В тропических зонах Атлантического и Индийского океанов часто наблюдают полёт так называемых летучих рыб, которые, спасаясь от морских хищников, выскакивают из воды и совершают по инерции при благоприятном ветре планирующий полёт, покрывая расстояние до 200-300 м на высоте 5-7 м. Учитывая, что время полёта рыбы примерно 20 с, найдите её горизонтальную скорость.

VII.

Объяснение сути и технологии выполнения домашнего задания – п. 17, задание: придумайте 5 собственных применений инерции в жизни и объясните их.