Технология организации логопедической помощи детям раннего возраста

Разделы: Логопедия


Данный материал отражает сложившийся в практике нашего ДОУ опыт оптимальной организации логопедической помощи детям раннего возраста. Основной идеей оптимизации деятельности логопедической службы ДОУ является реализация ранней диагностики и ранней коррекции нарушений речевого развития воспитанников. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Для оказания эффективной логопедической и психологической помощи необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от харак­тера речевых расстройств) отрицательно сказываются на всем психиче­ском развитии ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи тормозят умственное развитие, особенно фор­мирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловле­но тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется по­знание ребенком окружающей действительности. Нарушение не всегда обнаруживается сразу после рождения, иногда родители узнают о нем, только, когда ребенок находится в дошкольном или даже школьном возрасте. Своевременное выявление и коррекция рече­вых нарушений имеет первоочередное значение для профилактики этих последствий. С 2003 года в нашем детском саду у детей стали чаще выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития. Поэтому на базе «МДОУ Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида» мною была простроена работа логопедической помощи детям раннего возраста в трех направлениях:

  1. Диагностическое
  2. Консультационное и просветительское
  3. Коррекционное

Данные направления тесно взаимосвязаны, организованы поэтапно и предполагают работу с детьми, с их родителями и воспитателями [9].

Актуальность моей логопедической работы - наличие ранней и адекватной помощи каждому ребенку для успешности в дальнейшей жизни и развитии в целом, которая позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и предупредить отклонения.

Цель работы логопедической помощи - снижение тяжести речевого и психического нарушения у детей раннего возраста, всестороннее развитиеи коррекция ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.

Основными задачами логопедической помощи детям дошкольного возраста являются:

  • формирования здорового образа жизни детей,
  • охрана жизни и укрепление здоровья детей,
  • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка,
  • осуществление необходимой коррекции отклонений в разви­тии ребенка,
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного раз­вития ребенка.

В диагностическом блоке отводится эффективному взаимодействию логопеда с родителями, медицинскими работниками, педагогом-психологом, воспитателями и другими педагогами (Приложение. Рисунок 1). Мною разработана структура работы с детьми раннего возраста при поступлении в детский сад (Приложение. Таблица 1) [9].

I. Диагностический блок (или базовая диагностика) включает в себя следующие этапы:

Работа воспитателей в группе раннего возраста при поступлении в детский сад и адаптации детей. Для успешной её реализации воспитатель группы детей раннего возраста разработала и реализовала модель организации адаптационного периода (Приложение. Рисунок 3) для детей 2-го года жизни и стандартные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада, что помогает ему безболезненно адаптироваться в детском саду. Сокращенный период адаптации дает возможность раньше провести диагностику детей и начать обучение.

Работа логопеда и воспитателя до встречи с детьми: сбор информации о ребенке, поступающем в детское учреждение, его анамнез: раннее речевое и моторное развитие, заболевания до года и после года, то есть первичная диагностика или ориентирование в актуальных проблемах ребенка: соматического, психического, социального здоровья ребенка [10].

Анализ полученной информации.

Обследование детей разных возрастных групп, начиная с группы раннего возраста специалистами МДОУ в системе психолого-педагогического сопровождения по согласованию с родителями, так как на базе ДОУ организован и активно работает Психолого ­ Медико-Педагогический консилиум.

Для правильного проведения углубленного логопедического обследования детей мною был разработан инструментарий работы логопеда: протоколы логопедического обследования по всем возрастным группам детей и выработаны критерии нормального развития в оценке психического здоровья и признаки трудностей развития в первые семь лет жизни на основании разработок следующих авторов: Бреслав Г.М., Гвоздева А.Н., Домишкевич Р. А., Инденбаум Е.Л., Белова- Давид Р.А., Гриншпун Б.Н., Васильевой М.А., Пермяковой В.А. [1, 2, 5, 6, 7, 8].

Логопедическое обследование детей провожу только в присутствии родителей или их законных представителей. Почему? Потому что современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Невозможно помочь ребёнку, если позиция близких ему людей лишь пассивная. Ни один ребёнок не может полноценно развиваться вне семьи, и никакой даже самый профессиональный специалист не способен обеспечить ребенку всей полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, в какой это смогут сделать родители. Многие из родителей ссылаются на собственную занятость, на отсутствие специальных знаний. Поэтому своей задачей считаю содействовать родителям в освоении науки воспитания и обучения, привести родителей к осознанию, что они являются важными участниками всей системы коррекционно-педагогической помощи.

7. Вся информация о поступивших детях вносится в специальную папку, т. е. создается банк данных детей [10].

На основании полученных данных специалистами ДОУ по окончании обследования определяется «группа риска» воспитанников, склонных к формированию нарушений развития (Приложение. Таблица 2), распределение детей по группе здоровья и возрастам. (Приложение. Таблица 3).

II. Блок консультационной и просветительской работы по профилактике и коррекции речевых нарушений. В консультационной и просветительской работе выделила индивидуальную и групповую работу логопеда с родителями и воспитателями.

Индивидуальная. С педагогами: проводится по запросам и результатам диагностики; рекомендации для воспитателей о способах решения проблем ребенка.

С родителями: проводится по запросам и результатам диагностики (предлагаю рекомендации для родителей о способах решения проблем ребенка). Работа проводится в виде тренинговых занятий; реализую коррекционную программу совместных действий родителей и специалистов по преодолению речевых проблем ребенка, направляю ребенка на консультации к врачам, которые назначают необходимое медикаментозное лечение [9].

Групповая. С родителями: оформление информационных листов в каждой группе; экспресс-выступления на родительских собраниях; тематические встречи с родителями по заранее выбран­ной проблеме; подбор литературы для библиотечки ро­дителей.

С педагогами: консультации; семинар-практикум; мастер-класс; рекомендации по результатам обследования детей; открытые занятия для воспитателей ДОУ, РМО логопедов и воспитателей с целью распространения логопедических новинок, экспериментальных технологий; посещение занятий по развитию речи и обучению грамоте воспитателей [9].

III. Блок коррекционной работы с детьми раннего возраста.

Наиболее эффективным является коррекционное направление, так как здесь ведется полноценная работа с родителями. Коррекционная работа с детьми проводится воспитателями и родителями по результатам базовой диагностики после рекомендаций логопеда. У родителей пользуется успехом речевой кружок «Речецветик» и интегрированные занятия со специалистами. На интегрированных занятиях и в кружке родители наравне с детьми постигают азы речевого развития. Все формы работы проводятся в игровом сюжете. Дети и родители не сидят за столами, а постоянно находятся в движении и работают в микрогруппах. И дети, и родители обучаются правильному речевому дыханию (по Стрельниковой А.Н.), развивают фонематическое восприятие, учатся общению и мышлению. Используются различные приемы: пропевание слоговых рядов и чистоговорок под музыку, развитие мелкой моторики с помощью различных круп, сказкотерапия, развитие координации движений, ловкости, чувства ритма, подражательности, пополнение словаря, а так же игры для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитатели по рекомендации логопеда в перспективном планировании с детьми обязательно включают данную работу и дополняют развитием и активизацией речи, тестопластику и рисование пальчиками. Все формы работы с родителями, используемые в нашем детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка [3]. После проведения коррекционной работы проводится дифференциальная комплексная диагностика по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений в развитии ребенка после 3 лет.

Если все мероприятия, выработанные специалистами, оказались неэффективными, и ребенок продолжает испытывать значительные затруднения в обучении и воспитании, то ему необходима диагностико - консультативная помощь. В этом случае ребенка направляем в Психолого - Медико-Педагогические Комиссии, где решается вопрос о типе дальнейшего обучения ребенка, сообщают рекомендации родителям, педагогам и дается срок реализации рекомендаций, т. е. отслеживается динамика развития ребенка.

С внедрением данной технологии у детей раннего возраста значительно выросли показатели сформированности отдельных навыков речевой деятельности, которые увеличились на 21% - 38%. Уменьшилось количество детей с тяжелым нарушением речи на 32 – 34% (Приложение, таблица 3, гистограмма 1, таблица 4, гистограмма 2). Это доказывает, что внедрение в практику ДОУ представленной технологии ранней диагностики и коррекции нарушения развития речи способствует повышению результативности коррекционной работы в целом. Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов в группах раннего возраста показал, что в ДОУ необходима работа специалистов по ранней диагностике, так как она способствует развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста и снижению тяжести речевого нарушения у детей с нарушением речи, заинтересованности родителей в воспитании и обучении своих детей, компенсация нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждение отклонения.

Список литературы.

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования лично­сти в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.-144 с.
  2. Инденбаум Е. Л. Проблемы диагностики и коррекции трудностей развития у детей. - Иркутск: Издательство Иркутского Государственного пе­дагогического университета, 2004.- 84с.
  3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждени­ях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие. (Под редакцией Гаркуши Ю. Ф.) - М.: Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН». 2001.-157 с.
  4. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ. (под редакцией Каралашвили Е. А.) – М: ТЦ Сфера, 2007 -128 с.
  5. Нарушение речи у дошкольников. Составители: Белова - Давид Р.А., Гриншпун Б. М. - М.: Просвещение, 1969.- 216с.
  6. Пермякова В. А. Критерии нормального развития в оценке психи­ческого здоровья. (Развитие здорового ребенка и признаки трудностей разви­тия в первые 7 лет жизни )- Ир.: Изд-во ИГУ, 2001. - 32 с.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Ва­сильевой М. А. - М.: Просвещение, 1985. -174 с.
  8. Проблемы комплексного сопровождения ребенка с дефектами развития в условиях Красноярского края. Под ред. Домишкевич Р. А. - Красноярск: Гротеск, 2001. - 241 с.
  9. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М: ТЦ Сфера, 2004 -112 с. (серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
  10. Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб: «Речь», 2005 – 240 с.