Психолого-диагностическое исследование "Как понять подростка по его одежде"

Разделы: Школьная психологическая служба


В рамках программы “Творческая мастерская Царскосельская нить” было разработано Психолого-диагностическое исследование “КАК ПОНЯТЬ ПОДРОСТКА ПО ЕГО ОДЕЖДЕ”, результаты которого успешно применялись в работе с подростками.

Данная методика была разработана на основе серии работ “Одежда плюс психология” двух специалистов: доктора психологических наук Петровой Е.А. и кандидата технических наук Коробцовой Н.А.

Проблема: Одежда есть семиотическая система, или язык. Практически она существует не иначе как речь, причем такая, которая предшествует тому, как человек заговорит на самом деле.

То, что с помощью одежды можно исправить нюансы фигуры, улучшить настроение и повысить самооценку внешности, видимо, не вызывает сомнения. А вот возможность изменить свой характер многим покажется идеей трудновыполнимой и мало реальной.

Однако диагностика личности подростка с помощью манеры ношения одежды один из способов лучше узнать ребенка и помочь адаптироваться в этом мире, снять агрессию, преодолеть комплексы, повысить самооценку, улучшить настроение, а самое главное вовремя распознать скрытую проблему.

Оценки других очень важны для нашего самопознания и с детства самооценка человека формируется на их основе. Но если таков один из механизмов формирования самооценки, то почему бы нам не попробовать использовать его для коррекции нашего характера.

Как же можно других заставить увидеть в нас желаемое? Видимо, они должны в полном смысле этого слова видеть в нас перемены. Одежда может служить идеальным средством таких внешних перемен, она может помочь подросткам быть воспринятыми иначе и изменить непосредственные реакции окружающих. Эти перемены проявятся и в поведении, и в словах. На основе их изменится их самосознание к самооценке. И дети иначе будут относиться к себе и иначе себя вести, в итоге изменится и характер. Таким образом, одежда может являться средством “зеркально отраженной коррекции”.

Объект исследования: одежда, как проявление личности носящего

Предмет исследования: взаимосвязь между личностью подростка, его телесностью и одеждой.

ЦЕЛЬ: Выявить и обосновать на основе исследования анкет и наблюдения за подростками, какие именно индивидуальные методы нужно использовать при работе с конкретным ребенком, для того что бы помочь ему адаптироваться в окружающем мире, попытаться скорректировать особенности характера, преодолеть комплексы, снять психологическую защиту и преодолеть неврозы

ЗАДАЧИ

  • Исследовать, как одежда влияет на подростка, внося вклад в его самосознание, отношение к себе и самооценку, изменяя настроение и самочувствие.
  • Определить влияние телесной конституции и физических особенностей внешности на восприятие личности подростка.
  • Выяснить как ребенок с помощью одежды реализует ряд своих потребностей, одна из главных - потребность быть личностью.
  • Определить влияние различных модных течений, стилей, направлений в музыке, а так же новейших технологий в индустрии моды на предпочтение подростков в той или иной одежде.
  • Выявить с помощью различных методов исследования манеры одеваться психологические особенности личности каждого учащегося.
  • Оказать помощь в нахождении собственной цветовой гармонии для каждого ребенка.
  • Разработать теоретические положения и практические рекомендации по коррекции характера и поведения подростков с помощью одежды.

Исследование проводилось следующими методами:

Наблюдение; Опрос; Анкетирование; Интервьюирование.

  1.   Характер и манера одеваться
  2. В современной психологии характер рассматривается как сложное образование врожденных и приобретенных черт, которые выражаются в устойчивых отношениях и типичных способах поведения человека. Проявляются ли черты характера человека в его одежде и манере одеваться? Конечно, да!

    В первую очередь одежда демонстрирует такие черты характера, которые выражают отношение к ней как к материальному предмету. Аккуратность, бережливость, заботливость и т.д.

    С другой стороны, в манере одеваться читается и отношение человека к себе. Насколько уважает и любит себя человек, заметно и по количеству, и по качеству гардероба. Сумма потраченных на свою одежду денег в соотношении с другими тратами может быть прямым показателем меры эгоцентризма, самовлюбленности и самоуважения. Другим важным индикатором этих качеств может быть время, затрачиваемое ежедневно на свою внешность. Так же черты в которых выражается отношение человека к другим людям.

    В ставших уже классическими работах П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко представлены крайние варианты нормы характера, выделенные на основе акцента, отдельной черты, которая становится определяющей для понимания поведения человека в общении, деятельности, его отношения к себе и вещам. Такие особенности были названы акцентуациями характера, а личности, ими обладающие, — акцентуированными.

    Ориентация в акцентуированных характерах позволяет более точно разбираться в людях, ибо наличие тех или иных особенностей в характере подростка закономерно приводит к тем или иным способам поведения, а значит, к возможностям его прогнозирования.

    Прежде чем перейти к рассмотрению проявлений различных акцентуаций характера в одежде, нужно предложить ученикам оценить у себя наличие акцентуированных черт на основе теста. Анкета рассчитана на самодиагностику акцентуации характера у молодых людей. (Приложение № 1)

  3. Самопрезентация без слов

Конечно, то, как подросток стремится раскрыть себя перед другими, несколько отличается от того, что предназначено лишь для личного пользования. В определенной мере в таком расхождении нет ничего плохого. Каждый человек заинтересован в том, чтобы произвести благоприятное впечатление на окружающих. При этом стратегия самоподачи (самопрезентации) может быть как единой, так и различной для разных ситуаций общения.

Мало кому приходит в голову демонстрировать то, что нам самим не нравится, например: жестокость и лживость. Наоборот, людям свойственны различные способы их сокрытия. Так, в работе отечественного психолога И.С. Дьяченко показано, что чаще всего это такие способы, как:

  • демонстрация отрицания (“Я не жестокий!”);
  • демонстрация противоположного качества (“Я добрая!”).

Такая же картина проявляется и во внешнем облике: в фигуре, манере поведения, в невербальном языке (жестах, взглядах, позах), а также в оформлении внешности (одежде, прическе, украшениях). Ребенок придает или старается придать себе такой внешний вид, который на его уровне понимания показывает его с лучшей стороны. Именно концепция самопрезентации руководит им, когда он решает, что надеть в том или ином случае.

Некоторые психологи (например, Р. Баумейстер) выделяют два типа стратегии самопрезентации, которые, очень ярко могут проявляться в манере одеваться, свойственной каждому человеку: “ублажающую” и “самоконструирующую”.

Нужно определить, что свойственно именно детям и предложить им определить свою манеру одеваться по следующему опроснику. (Приложение № 2)

  1. Фигура и психологические особенности личности

Внешний вид является как бы визитной карточкой человека, по которой его встречают другие. 85 % людей строят свое первое впечатление на основе оценки внешности (по данным известного отечественного специалиста В. Н. Панферова).

Многие из таких стереотипных представлений (социальных установок) уходят корнями в античность. В их основе лежит один из базовых механизмов понимания людей в общении, названный психологом В.С. Агеевым “механизмом физиологической редукции” (выведения личностных свойств из внешности человека).

Пытаясь найти связь между фигурой (типом телосложения) и психологическими особенностями человека, Эжен Ледо в работе “Трактат о человеческой физиогномике” предложил типологию фигур по сходству с основными геометрическими формами и описал черты и отличительные особенности, свойственные каждому типу конституции: Четырехугольный тип; Треугольный тип; Конусообразный тип; Круглый тип; Овальный тип.

Концепция связи телосложения и личности человека в начале ХХ века получила новый импульс в книге немецкого ученого Э. Кречмера “Строение тела и Характер” (1924). Э. Кречмером предложена типология внешности, включающая три основных типа: астенический, пикнический, атлетический и дополнительный — диспластический.

Более подробно связь конституции и характера была рассмотрена в 20-е годы прошлого столетия в работах немецкого психотерапевта ИБ. Галанта. Им предложены три группы и семь типов конституции женщины, основанные на телосложении, развитости мышц и жироотложения. Было выделе но три группы конституции: лептозомные (от греч. leptos — тонкий), узкосложенные типы; среднесложенные типы; мегалозомные (от греч. megas — большой, soma — тело), атлетические, с большими поперечными и продольными размерами тела.

Идеи И. Галанта и Э. Кречмера были углублены в 40-е годы в работах американского психолога У.Шелдона.

Он стал выделять следующие типы: Эндоморфный тип; Мезоморфный тип; Эктоморфный

Людям всегда было свойственно думать, что внешность и личность человека как-то связаны между собой. Во всем мире распространены стереотипные представления об этих связях.

4. Диагностика личности по одежде

Много или мало можно сказать о человеке по его одежде и манере одеваться? Оказывается, можно сделать заключение: о его поле и возрасте; национальности и месте жительства; профессии и месте работы; социальном положении; о материальном положении и вкусе; потребностях; о характере; темпераменте; и даже о стремлениях и страхах.

Важно только помнить, что то, во что одет человек, есть результат влияния многих факторов. Избежать поспешных выводов о качествах, присущих владельцу той или иной одежды, мы можем только в результате внимательного наблюдения именно устойчиво встречаемых признаков. Диагностической ценностью для понимания другого человека обладают лишь те проявления его личности, которые не замаскированы работой профессионала или собственной грамотной самоподачей. В иных ситуациях мы имеем информацию не о реальном человеке, а воспринимаем его приближение к тому, каким ему хочется казаться”.

Так что же можно сказать о человеке по его одежде? для начала давайте определим манеру одеваться подростков с помощью небольшого опросника. (Приложение № 3)

Оценивая все параметры, формируем представление об отношении человека к одежде, о его вкусе, наличии индивидуального стиля, а затем приходим к выводам о его личности.

5. Демонстрируемые мотивы выбора или отказа от одежды

То, как человек объясняет свой выбор или отказ от какой-либо одежды, весьма информативно. Мотивы выбора одежды можно представить в виде следующих групп: утилитарные, эстетические, мотивы престижа, достижения, традиции и т.д.

В тех случаях, когда демонстрируемое соответствует реальности — они прямо говорят об отношении человека к одежде. И могут быть индикаторами личности (“Я реальное).

Если то, что мы наблюдаем, не соответствует тому, как человек в реальности относится к одежде, то мы имеем дело с самопрезентацией. Если человек при Вас так объясняет свое отношение к одежде, значит, он желает, чтобы Вы так думали и приписывали ему именно те качества, которые у большинства людей связываются с той или иной одеждой.

Суждения типа “Одеваться надо интересно и необычно” произносятся людьми, стремящимися тем самым подчеркнуть собственную привлекательность и возможность ее представить во внешнем облике. Так рассуждают либо люди коммуникабельные, с высокой самооценкой, знающие себе цену и любящие внимание, либо люди, желающие заставить других так думать.

А фраза “Я одеваюсь плохо” — откровенная манифестация неудовлетворенности и бессилия что-либо изменить в этой жизни. Преобладание этого мотива в реальности говорит о проблемах разобраться в которых совсем не просто.

Соответствие социальной роли, полу и возрасту

У человека благополучного в вопросах социальной адаптации данное соответствие абсолютно естественно полу и возрасту и информативно как показатель нормы в этом вопросе. Гораздо интереснее отсутствие соответствия любому из указанных параметров. Человек, одевающийся не в соответствии с полом. Что бы мы о нем подумали?

Человек, одевающийся не по возрасту? Правильно. Так одеваются женщины, не желающие мириться со своим возрастом, старающиеся во всем подражать молодежи. Инфантильность и отсутствие истинного взросления, непринятие судьбы и времени очевидны.

Интерес и принятие моды говорят о том, что человек любит новые впечатления и перемены, оптимистичен и мечтателен, не консервативен, имеет творческие способности, способен положительно оценить что- то новое и необычное. Однако, как справедливо заметил М. Люшер “экстравагантные особенности моды применяют лишь чрезмерно тщеславные и честолюбивые люди, которые ощущают себя непризнанными”.

Всякая традиционность в одежде проявляет развитую потребность принадлежности. Предпочтение такой одежды свойственно людям, верным идее, заложенной в ней. Поэтому, носить национальную или форменную одежду люди стремятся выразить внешним обликом единство и общность с нацией или профессией.

Количество одежды

Особенно информативно увеличение количества против обычного для человека объема гардероба. За этим стоит, по мнению Найта Данлэпа, желание скрыть недостатки, неудовлетворенность жизнью и другие психологические проблемы - это вид психологической защиты.

При “ублажающей” концепции самопрезентации количество будет примерно в рамках неписаных правил и является показателем соответствующей стратегии самоподачи.

При “самоконструирующей” концепции ее индикатором становится любое отклонение от норматива: и очень много, и слишком мало (при наличии нормальных покупательных возможностей).

Соответствие типу фигуры и внешности

Несоответствие фигуре и внешности любому наблюдателю сразу говорит низком уровне развития у человека вкуса, мере формирования эстетической потребности и недостаточных знаниях в этой области человеческой культуры.

Психологически нарушения соответствия могут быть связаны и с более глубокими проявлениями личности. В случае демонстративного подбора одежды вопреки типу фигуры и внешности это становится индикатором желания привлечь внимание окружающих и обратить на себя внимание.

В случае непроизвольного несоответствия одежды типу фигуры и внешности мы часто сталкиваемся с недостаточным развитием особого психологического качества, которое можно назвать “рефлексией на внешность”. Речь идет о способности человека видеть себя как бы со стороны, понимать все особенности своего телосложения и цветотипа. Не всем эта способность присуща изначально, большинству людей приходится развивать ее. Но результаты весьма обнадеживают.

Дороговизна гардероба

Суммы, которые тратятся на одежду в течение года, гораздо красноречивее многих слов говорят о ее ценности в жизни человека, об отношении к себе, своему внешнему виду и т.д.

Стиль, предпочитаемый вне нормативных ситуациях

Существует достаточно большее количество разнообразных стилей и направлений моды. Не вдаваясь во - все нюансы этой интересной проблемы, хотим прокомментировать лишь предпочтение некоторых основных стилей: делового, спортивного и романтического.

Классический деловой стиль выдает организованность человека, скрытое, но последовательное притязание на значимость осуществляемой им деятельности. Это люди, ожидающие внимания, признания и уважения в своем труде. Спортивный стиль Любящие спортивный стиль активны, демократичны, ценят независимость и отличаются простотой нравов.

Романтический стиль в повседневной одежде человека стал занимать гораздо меньшее место. Платья упорно носят девушки сентиментальные, отчасти с традиционными патриархальными установками, стремящиеся подчеркнуть свою женственность.

Любимые виды и покрои одежды

Любимые виды и покрои одежды могут весьма интересно свидетельствовать о глубинных личностных проблемах. Если встать на точку зрения психоанализа и считать одежду бессознательным символом материнской защиты — становится ясно, почему все мы чувствуем себя в одежде лучше, чем совсем без нее.

В состоянии депрессии или плохого самочувствия, когда особенно нуждаемся в любви и заботе, мы кутаемся в одежду, как будто она способна спасти нас от холода судьбы и человеческих отношений. Люди тревожные всегда предпочитают объемные, длинные модели, укутывающие всю фигуру до самых пят. Такая одежда как бы защищает не только тело, но и душу человека, порождает чувство безопасности.

В одежде могут отражаться проблемы, идущие из самого раннего детства. Например, они проявляются в любви к свободным или тесным конструкциям. Девочка из двойни отвергает платье по фигуре, тяготеет к свободным и просторным конструкциям, как бы восполняя ту несвободу, которую она имела еще до рождения. Ребенок, родившийся с пуповиной вокруг горла, и во взрослом состоянии не любит одежду с плотными воротниками вокруг шеи (например, не носит свитера).

Предпочитаемая форма одежды

Одежда по форме тяготеет к известным геометрическим фигурам. Если в гардеробе человека устойчиво преобладает определенная форма — можно говорить о ее диагностическом значении.

Современная психология считает, что предпочтение определенных геометрических фигур связано с психологическими особенностями человека. Опираясь на психогеометрические представления, можно кое-что узнать о человеке по любимой им форме одежды.

Ткани, преобладающие в гардеробе

Информативны плотность и пластичность выбираемых тканей, а также фактура и состав волокон. Поскольку последние показатели интересны как показатели психологической комфортности.

Плотность ткани выражает меру открытости человека к миру. Наши наблюдения показывают, что более открытые, общительные люди, живущие в проблемах внешнего мира более, чем в проблемах внутреннего (экстраверты) носят и более тонкие полотна, и более пластичные в динамике: тонкий шелк, струящийся трикотаж, другие ткани разреженной структуры.

Динамичность (пластичность) ткани и конструкции соответствуют подвижности и активности самого владельца.

Более погруженные в себя (интроверты) тяготеют к более плотным и менее подвижным в динамике тканям: негнущаяся парча, современный плотный бархат, плотная шерсть и лен.

Выбираемые узоры на ткани

Предпочтение определенных рисунков на тканях тоже может быть интересным для понимания другого чело века.

Например, мы видим явное предпочтение цветочных мотивов в расцветках платьев и блузок, шейных платков. Их любят нежные и сентиментальные особы, не расставшиеся с надеждами на романтические приключения. Они мечтают о дружбе и любви и жаждут взаимопонимания. Ткани в горошек любят несколько возвышенные и женственные особы.

Если в расцветках предпочитаемых изделий спирали, круги и волнистые линии — перед нами человек эгоистичный, сосредоточенный на собственной персоне, вряд ли способный всерьез интересоваться другими.

Если на ткани откровенная геометрия — вы уже знаете, о чем говорят главные фигуры рисунка. В целом рисунки с острыми углами чаще, чем с плавными линиями, выбирают люди более деловые, сильные и агрессивные.

Клетку любят люди серьезные и одновременно несколько замкнутые и тревожные. Они разочарованы в жизни. Клетка говорит о наличии скрытых комплексов и психологических проблем. Они стремятся к спокойствию и ищут опоры.

Полоска любима экстравагантными и смелыми людьми, не боящимися жизненных перемен и не оглядывающимися на чужое мнение.

Аккуратность и чистота изделий

По данным американских психологов, по содержанию шкафа можно много сказать о его владельце.

Если в шкафу идеальный порядок, т.е. повседневная и выходная одежда отделены друг от друга, вычищена и выглажена, аккуратно развешена, ничего не скомкано, не засунуто кое-как, то хозяйка — крайне рациональна, является образцом для подражания. Она экономит время, весьма предусмотрительна, но с ней может оказаться скучно.

Шкаф, полный бумаг, школьных тетрадок, старых писем, открыток, билетиков, талончиков и любых памятных безделушек, указывает на замкнутую натуру, не любящую делиться своими воспоминаниями, очень чувствительную и ранимую. Обилие старья в шкафу говорит о том, что владелец — неисправимый мечтатель. Перебирая вещи, он строит планы, переживает их в своем воображении, но редко их реализует.

6. О чем говорит цвет

Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой - ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.

Цвет динамичен и может оказывать действенное влияние на физиологию и психику человека. Исследователи называют три основных пути цветового воздействия. Во-первых, через кожные рецепторы, которые передают на бессознательном уровне необходимую информацию и специфическую энергию цвета. Во-вторых, через зрение, воспринимающее цвет уже на уровне подсознания и сознания. И, наконец, через социум, поведение и взаимодействие членов которого часто ставится в зависимость от особенностей их световосприятия.

Цвет используется для выражения общественной дифференциации, религиозных представлений, обозначения возрастных и половых различий, праздничности и траура и т.д.

Однако пока человек выбирает свои цвета, общество задает моду на них. “Она приспосабливает цвета большинства людей к своим цветам. Или меняет оттенок моды под цветовым воздействием отдельной личности” - считает Н.В. Серов.

Вывод

Результаты изучения акцентуаций характеров молодежи могут быть очень различны, и задача педагога помочь разобраться в потаенных желаниях подростков и выразить себя в творчестве. Подробное рассмотрение психотипа каждого ребенка поможет преподавателю аккуратно скорректировать недостатки поведения и выделить достоинства подростков. Однако каждый ребенок имеет свои особенности характера, и педагог должен постараться преодолеть барьеры и психологические защиты детей.

Главная задача руководителя акцентировать внимание учеников на более светлых, пастельных, ярких цветах одежды, которые улучшают настроение, отвлекают от страшных мыслей и в конечном итоге приводят к незначительной коррекции личности ребенка.

Работа преподавателя должна быть направлена на то, чтобы аккуратно и профессионально скорректировать эстетический вкус у ребенка, что бы его наряд не выглядел очень эпатажно, вульгарно, негармонично, тем самым вызывая негативные реакции окружающих и как следствие их конфликты. Попытаться поддерживать интерес ребенка к различным видам деятельности по возможности долго. Так чтобы подросток не бросал недоделанные дела и не брался за другие “сломя голову”.Это приводит к проблемам не только в образовании, но и в дальнейшей трудовой жизни, когда человек начинает метаться от одного рода занятий к другому.

Список использованной литературы

  1. Вайс Ж. М. Лечение цветом ростов / Ж.М. Вайс.- Ростов н/Д, 1977.- 220 с.
  2. Люшер М. Цветовой тест Люшера /М. Люшер.- М.: АСТ, 2003.- 190 с.
  3. Люшер М. Психология личности / М. Люшер.- Воронеж: Книга, 1993.- 154 с.
  4. Сестры Сорины. Язык одежды или как понять человека по его одежде: психологический практикум / Сестры Сорины.- М.: Гном и Д., 2002.- 206 с.