Занятие с дидактической игрой "Компьютерное путешествие"

Разделы: Информатика


Цель: проверка знаний и умений у учащихся второго года обучения по темам “Компьютерная терминология”, “Использование автофигур в текстовом редакторе Microsoft Word” и “Создание анимации в программе PowerPoint”

Задачи:

дидактические:

– проверка умений в работе с автофигурами в текстовом редакторе Microsoft Word;

– повторение компьютерной терминологии;

– развивать у учащихся умение продумывать ход работы в соответствии со сценарием, подбирать соответствующие друг другу компоненты;

– развивать у учащихся умение выполнить задуманное действие в точности со сценарием;

– способствовать развитию художественного вкуса;

– формирование у обучающихся бережного отношения к компьютерной технике и корректировка деятельности учащихся в пользовании ПК.

развивающие:

– развитие у учащихся коммуникативных навыков и умение представлять свои работы перед аудиторией;

– формирование готовности творчески разрешать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения;

воспитательные:

– прививать учащимся личностные качества, такие как: целеустремленность, самообладание, инициатива, способность преодолевать внешние и внутренние препятствия, способность работать в коллективе;

– формировать мотивацию и потребности изучения информатики у учащихся.

Оборудование: маршрутные листы, листы заданий, оборудованный компьютерный класс, мультимедийная установка, экран, протокол игры.

1. Организационный момент.

– Объявление темы занятия и его формы проведения.

– Постановка цели занятия.

2. Подготовительный этап дидактической игры.

Группа второго года обучения делится на две команды, по четыре человека в команде. Каждая команда начинает движение по своему собственному маршруту. <Приложение 8> <Приложение 9> <Приложение 10>

Путешествие проходит по четырем станциям: Возможностей, Советов, Головоломка, Мультикласс. На каждой станции команды встречает куратор станции, учащийся старшей группы обучения, который оценивает правильность выполнения задания.

3. Этап проведения.

СТАНЦИЯ “ВОЗМОЖНОСТЕЙ”

Цели: проверка умений в работе с автофигурами в текстовом редакторе Microsoft Word.

Оборудование: ПК.

ПО: текстовый редактор Microsoft Word

Учащиеся должны поэтапно создать в текстовом редакторе Microsoft Word картинку с помощью автофигур. Каждый этап выполняет один из членов команды. При переходе с этапа на этап каждый член команды сохраняет файл с картинкой в папке “Ст. Возможностей”, находящейся на главном компьютере, на диске D в папке “Общее”.

<Приложение 6>

1 этап: Открыть текстовый редактор Microsoft Word. Нарисовать Крышу и стены дома, линию горизонта с помощью автофигур. Залить каждый созданный элемент соответствующим ему цветом.

Сохранить файл под именем “Картинка” в папке “Станция Возможностей”, находящейся на главном компьютере, на диске D в папке “Общее”.

2 этап: Открыть файл “Картинка” хранящийся в папке “Станция Возможностей”, находящейся на главном компьютере, на диске D в папке “Общее”. Сделать дом бревенчатым.

Сохранить файл под именем “Картинка” в папке “Станция Возможностей”, находящейся на главном компьютере, на диске D в папке “Общее”.

3 этап: Открыть файл “Картинка” хранящийся в папке “Станция Возможностей”, находящейся на главном компьютере, на диске D в папке “Общее”. Нарисовать окно на доме (прямоугольное) и на крыше (полукруглое). Повесить в окнах шторы. Нарисовать дверь и трубу. Залить каждый созданный элемент соответствующим ему цветом.

Сохранить файл под именем “Картинка” в папке “Станция Возможностей”, находящейся на главном компьютере, на диске D в папке “Общее”.

4 этап: Открыть файл “Картинка” хранящийся в папке “Станция Возможностей”, находящейся на главном компьютере, на диске D в папке “Общее”. Нарисовать солнце, облака, оформить лужайку возле дома, вставить ель. Залить каждый созданный элемент соответствующим ему цветом.

Сохранить файл под именем “Картинка” в папке “Станция Возможностей”, находящейся на главном компьютере, на диске D в папке “Общее”.

Куратор оценивает работу на станции “Возможностей” по следующим критериям:

1. Правильное композиционное решение картины. (3-5 баллов).

2. Точность выполнения (соответствие заданию) (3-5 баллов).

3. Законченность (3-5 баллов).

СТАНЦИЯ “ГОЛОВОЛОМКА”

Цели: повторение компьютерной терминологии.

Оборудование: ПК, раздаточный материал (карточки с заданиями).

Во фразе (предложении), написанной на русском языке, необходимо найти сочетание букв, возможно из слов, стоящих рядом, которое даст ключевое слово – компьютерный термин. Конкурс состоит из 9 подобных заданий. За каждый правильный ответ на вопросы ученик получает по 1 очку.

Каждому члену команды раздается по одному заданию в текстовом виде. Задания выполняются всеми членами команды одновременно.

1 задание: “Тест”.

Необходимо, используя только те буквы, которые есть в левом столбце, написать компьютерный термин в правом столбце. Тест сдается куратору станции. За каждый правильный ответ на вопросы ученик получает по 1 баллу (выполняется на компьютере). <Приложение1>

 

Шифр

Слово

Баллы

образец

бискей

бейсик

1

1

красен

   

2

трионом

   

3

камыш

   

4

рокурс

   
 

сидк

   
 

рамрогпам

   
 

килк

   
 

локонки

   
 

виртуакала

   

5

капап

   

6

тайб

   

7

тапоч

   

8

урсив

   

9

скедита

   

10

лайф

   

2 задание: “Найди компьютерный термин”. <Приложение2>

Во фразе (предложении) на русском языке обучающийся должен найти сочетание букв, возможно из слов, стоящих рядом, которое даст ключевое слово – компьютерный термин. Конкурс состоит из 9 подобных заданий. За каждый правильный ответ, на вопросы обучающийся получает по 1 баллу.

***

Этот процесс орнитологи называют миграцией

***

Потом они торжествовали и радовались как дети

***

Несмотря на это, его феска не раз падала с головы

***

Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько электростанций

***

По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол

***

Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки

***

Я купил диск о водосбросе Зейской ГЭС в 2008 году.

***

Мы поздравляем пап каждый год 23 февраля.

***

Курс орангутанга пролегал через долину населенную львами.

3 задание: “Отгадай-ка!” <Приложение3>

Необходимо разгадать компьютерный термин, зашифрованный в ребусе. За каждый правильно отгаданный ребус команда получает 1 балл.

 – компьютер

 

 

 – монитор

 

 

 – дисковод

 

  – алгоритм

 

  – информация

img1.gif (7203 bytes)– кодирование;

img2.gif (10132 bytes)– обработка;

img3.gif (10841 bytes)– шифрование

4 задание: “Кроссворд”. <Приложение4> <Приложение5>

Необходимо разгадать кроссворд, состоящий из компьютерных терминов. За каждый правильный ответ на вопросы ученик получает по 1 баллу.

  1. Младший брат компьютера, считает тоже быстро, но ничего больше не умеет (калькулятор).

  2. Как назвать все действия по работе с информацией одним словом? (обработка)

  3. Устройство для вывода информации на экран (монитор).

  4. Устройство для вывода информации на бумагу (принтер).

  5. Заветное слово, не зная которого можно не попасть в файл, папку или программу (пароль).

  6. Бывает контекстное, пиктографическое, быстрого доступа, ниспадающее… (меню).

  7. Машина, часто внешне похожая на человека, способная выполнять за него какие–либо операции (робот).

  8. Самая опасная операция с файлами (удаление).

  9. “Мозг” ЭВМ (процессор).

  10. И оружие, и город в Англии, и жёсткий диск (винчестер).

  11. Одно из основных устройств ввода информации (клавиатура).

СТАНЦИЯ “МУЛЬТИКЛАСС”

Цели: – развивать у учащихся умение продумывать ход работы в соответствии со сценарием, подбирать соответствующие друг другу компоненты;

– развивать у учащихся умение выполнить задуманное действие в точности со сценарием;

– способствовать развитию художественного вкуса.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

ПО: программа PowerPoint

<Приложение6>

1 этап: На основе, созданной, на станции “Возможностей картинки команда создает сценарий мультфильма, выбор героев (2-3 персонажей) и озвучивание происходит при участии обучаемых (членов команды).

2 этап: Индивидуальная работа учащихся по созданию собственного мультфильма.

Каждый из членов команды самостоятельно по составленному сценарию создает собственный мультфильм, при помощи программы PowerPoint с использованием анимационных эффектов (вход, выход, выделение, путь перемещения).

3 этап: Подведение итогов работы, просмотр “удачных” мультфильмов в каждой команды. Лучшую, из созданных командой, презентацию выставляют на суд кураторам с помощью мультимедийной презентации.

Члены команды при показе презентации производят ее озвучивание.

Куратор оценивает работу на станции “Мультикласс” по следующим критериям:

  1. Оригинальность идеи (1-5 баллов).

  2. Точность выполнения (соответствие составленному сценарию) (3-5 баллов).

  3. Плавность действий (автоматический переход от действия к действию) (3-5 баллов).

  4. Законченность (3-5 баллов).

СТАНЦИЯ “СОВЕТОВ”

Цель: Формирование у обучающихся бережного отношения к компьютерной технике и корректировка деятельности учащихся в пользовании ПК.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

ПО: программа PowerPoint

<Приложение 7>

С целью разнообразить виды деятельности участников игры их вниманию предлагаются вредные компьютерные советы. Участники игры должны комментировать предлагаемые вредные советы в письменном виде, указывая на ошибки и неверное обращение с техникой. Чтобы не перегрузить внимание детей, на слайдах демонстрируются 3 вредных совета. За каждый верный ответ куратор станции проставляет по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 6.

ВРЕДНЫЕ компьютерные СОВЕТЫ

***

Если старые дискеты
Пятый год лежат в коробке,
Ходят слухи, что способны
Размагнититься они.

Чтобы данных не утратить,
Из коробки вынь дискеты,
Отыщи магнит побольше
И опять их намагнить!

***

Если подлый компилятор
Сообщает об ошибке
Значит, видимо, процессор
Надо срочно поменять.

Заменить попробуй мамку,
Дисковод, видеокарту,
Наконец, мышиный коврик.
Может быть, проблема в нем?

***

Разгоняя свой процессор,
Не забудь про охлажденье.
Регулярно (летом чаще)
Поливай его водой.

Если ж после процедуры
Он работать перестанет,
Что ж, такое может статься.
Что поделаешь – замерз!

Куратор оценивает правильность выполнения задания. За каждый верный ответ присваивается 1 балл.

4. Этап анализа и обсуждения результатов

На данном этапе проводится анализ занятия, рефлексия, самооценка. Педагогом выносятся рекомендации учащимся по ошибкам, допущенным на контрольном занятии.

По итогам дидактической игры учащимся вручается Сертификат участника “Компьютерного путешествия” (Именные сертификаты заранее изготавливаются учащимися старшей группы обучения).

Приложения