Урок физики в 7-м классе на тему "Превращение одного вида механической энергии в другую"

Разделы: Физика


Цель урока:

  • обучающая: обеспечить усвоение процессов превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно; а также применить этот закон в нестандартной ситуации;
  • развивающая: продолжить учить детей работать с дополнительной и учебной литературой, а также самостоятельно добывать знания, развивать устную речь учащихся и навыки культуры общения;
  • Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любовь к своей Родине.

“Хочешь быть настойчивым?
С детства приучай себя
Не отступать перед трудностями,
Доводить дело до конца,
Это войдет в привычку, и, когда вырастешь,
Ты всегда и во всем будешь проявлять
Это великолепное качество –
Настойчивость”.
Генеральный конструктор самолетов
Семен Алексеевич Лавочкин

“Чем дальше мы уходим от войны
И нас с тобою тишина объемлет
Тем все сильней и явственней слышны
Ее раскаты, вздыбившие землю”.

Звучит мелодия Александра Розембаум “А может не было войны”.

Великому подвигу ученых, физиков, конструкторов, рабочих, которые в институтах и лабораториях, цехах вели небывалую битву за металл, за создание новых боеприпасов и новых видов оружия, мы посвящаем наш урок.

Ребята, история еще не знала такого массового героизма, мужества, отваги, величия духа, какие были проявлены нашим народом в годы ВОВ.

В первые же месяцы войны только в учреждениях Академии наук СССР разрабатывалось более 200 тем оборонного характера.

Московские ученые под руководством П.Л. Капицы за 5 дней выполнили задание по созданию методики обезвреживания не взорвавшихся вражеских фугасных бомб, группа ученых Ленинградского физико-технического института создала дешевую и эффективную зажигательную смесь, разработала новые подрывные противотанковые средства.

Профессор МГУ Глаголев Н.А. оказал помощь в организации обороны Москвы от налета вражеской авиации, решив задачу об оптимальном размещении зенитных батарей вокруг столицы.

Инженеры Ленэнерго в сентябре 1942 года прорвали знергетическую блокаду Ленинграда, проложив линию электропередачи по дну Ладожского озера. Перечень важных творческих работ наших ученых, явившихся своеобразным научным ударом по врагу, очень велик.

Итак, ребята, представьте, что мы с вами перенеслись в далекие, военные сороковые годы. Блокадный Ленинград, холод, голод, бомбежка….(на фоне песни Александра Розембаум….)

Перед вами стоит важная стратегическая задача:Превращение одного вида механической энергии в другой, для ее решения мы знаем понятия и формулы кинетической и потенциальной энергии, а также умеем применять теоретический материал в нестандартных ситуациях. Для решения данной задачи у нас созданы 5 групп, руководители групп (перечислить имена, фамилии), которые на деле должны доказать, что они достойны своих дедов, которые умели в кратчайшие сроки находить оптимальные решения. У вас есть все: умение, смекалка, находчивость, а самое главное – знания.

Вашу работу будет оценивать жюри во главе с председателем подполковником запаса…

В работе групп будет учитываться:

  1. правильность решения поставленной перед вами задачи.
  2. быстрота выполнения
  3. оригинальность
  4. точность ответа во времени (3минуты)

Руководители групп получите секретные пакеты.

Задание № 1.

Используя явление превращения одного вида механической энергии в другой, продолжите рассказ:

– К вечеру мы заняли оборону в заданном районе. Кругом поле, рядом небольшой пригорок с чахлыми кустарниками. Вдали рвутся снаряды и с оглушительным ревом пикируют самолеты. Хорошо хоть не совсем над нами… “Ну, что ж, взводный, – говорю я себе, – принимай решение. Ты один сейчас командир, посоветоваться не с кем”. А сам знаю – с минуты на минуту можно ждать наступления противника. Что делать тогда? Сразу в бой? Или подождать? А вдруг окружат? А может быть за пригорок? В этом пожалуй, есть смысл…

Задание № 2.

Составить военно-технический проект нового боевого вида техники, где максимально бы использовалось превращение энергии (использовать журнал Юный техник №6 за 1992г., стр. 22, сделать рисунок, технические характеристики, принцип действия).

Задание № 3.

Используя знания о потенциальной и кинетической энергии, решить следующие задачи:

*Оставив самолет, парашютист некоторое время движется с возрастающей скоростью, а затем с постоянной. Равную ли механическую работу производит сила тяжести за одинаковые промежутки времени при таком движении парашютиста? Ответ поясните.

* Рассчитать максимальную кинетическую энергию движущегося танка Т-34 (использовать при расчетах таблицу №25, стр. 37 из справочника по физике А.С. Енохович и рисунок в задании)

*Приведите примеры тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией.

Задание № 4.

Рассказать, используя дополнительный материал про защитников города героя Ленинграда. Привести примеры использование энергии.

Задание № 5.

Решить задачу.

Случай на “дороге жизни”.

На “дороге жизни” к блокадному Ленинграду грузовики постоянно проваливались под лед даже без обстрела. Причем в основном – на обратном пути, без груза. Сначала думали, что водители становятся менее внимательными, и провели массированную идеологическую работу, а “ответственных” наказали “за халатное отношение к порученному делу, граничащее с изменой Родине”. Но это не дало ожидаемых результатов. Тогда пришлось привлечь группу физиков.

К какому выводу пришли физики?

На выполнение заданий дается время 15 минут и потом защита решений, которая оценивается жюри.

Литература:

  1. Перышкин А.В. Физика. 7класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Селезнев В.И. Увлекательная физика. – М.: Новая школа, 1997.
  3. Филатов Е.Н. Физика – 7. Экспериментальный учебник, часть 2. Давление. Работа. Энергия. – М.: ВШМФ Авангард, 2000.