Телекоммуникационный проект по математике "Числа правят миром!"

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


В последние годы в образовании наблюдается все возрастающий интерес к методу проектов, ориентированному на самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческих работ учащихся, работ с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.

Причинами этого интереса являются следующие факторы:

  • школа, общество и государство все большее внимание проявляют к интересам личности (умению адаптироваться в изменяющихся условиях жизни - видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения; умению работы с информацией - находить необходимый источник, применять его для возникших проблем; умению коммуникации в широком социальном плане), отчего школа с усвоения готовых знаний пытается переходить на овладение процессом приобретения знаний;
  • школа в образовательном процессе все больше использует средства новых информационных технологий (в том числе, телекоммуникации).

Совершенно новые возможности для учащихся и преподавателей открыли телекоммуникационные технологии. Работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членами социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости.

Применительно к школе телекоммуникационный образовательный проект исследователями рассматривается, как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной телекоммуникации.

Инициаторами телекоммуникационного проекта по математике "Числа правят миром!" стали пятиклассники. А началось все с небольшого учебного проекта по теме "Как измерить расстояние до Солнца", результаты которого были представлены на учебно-практической конференции. Вот тогда и возникла идея совместного телекоммуникационного проекта. Не секрет, что решать олимпиадные задания систематически чаще всего учителю не хватает времени. А почему бы этими знаниями не овладевать учащимся самостоятельно? Так были сформулированы задачи проекта:

- развитие познавательных навыков учащихся;

- знакомство с олимпиадными заданиями;

- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

- формирование умений ориентироваться в информационном пространстве;

- повышение интереса к математике.

В проекте может принимать участие любой учащийся пятого или шестого класса общеобразовательной школы.

Телекоммуникационный проект "Числа правят миром!" предполагает знакомство учащихся с историей возникновения натуральных чисел, математическими ребусами, обучение решению нестандартных задач, связанных с натуральными числами, развитие творческого мышления.

Впервые пробный проект был запущен в феврале 2009 года. В результате работы и собеседования с участниками проекта и их руководителями в проект вносились изменения и улучшения.

Работа в проекте состоит из нескольких этапов. Опишем их.

Первый этап: Регистрация (11 января - 23 января).

Задача первого этапа: научиться получать и отправлять электронные письма, и в случае возникновения проблем находить пути их решения.

Второй этап: "Наша визитка" (24 января - 30 января)

"Людей не интересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет:
У каждой всё особое, своё,
И нет планет похожих на неё!"

Так, и каждая команда индивидуальна, а каждый член команды особый, не похожий на других. Поэтому каждая команда готовит визитку о своей команде и каждом члене своей команды, его увлечениях и особенностях. Форма выполнения визитки произвольная: презентация, сочинение, рассказ и т.п., на что способна фантазия команды.

Задача этого этапа: сформировать команду, распределить в ней роли, определить лидера, а также получить первый опыт технической работы, научиться получать и отправлять письма, и в случае возникновения проблем решать их.

При оформлении и отправки визитной карточки необходимо соблюдать технические требования. Именно эти требования будут являться критериями при оценке визитки командами. После того, как будут выполнены и присланы работы, каждая команда оценивает по критериям работы соперников.

Третий этап. "Сам себя научи" (31 января-25 февраля)

состоит из трех частей. Каждую неделю участники проекта получают теоретический материал по одной из тем. В "рассылке" содержатся разобранные задания и задания для самостоятельного усвоения материала. Для уточнения вопросов и консультаций назначается время консультаций:

  • понедельник -14.30-15.30,
  • вторник 18.00-19.00,
  • среда 8.30-9.30,
  • четверг 13.00-14.00,
  • пятница 20.00-21.00,
  • суббота 9.30-10.30

Участники выполняют задания, получают консультации, высылают решенные по всем трем темам задания (20февраля - 25 февраля) и приступают к следующему этапу.

Именно на этом этапе и решаются задачи проекта: учащиеся самостоятельно разбирают данный им олимпиадный материал, применяют полученные знания при решении задач.

Четвертый этап "Математическая олимпиада" (26 февраля- 4 марта)

На этом этапе происходит проверка того, смогли ли участники проекта овладеть знаниями.

Пятый этап "Творческий конкурс"

Команды выполняют исследовательскую работу по одной из тем, связанной с терминологией или происхождением натуральных чисел. Каждая из тем может быть разбита на несколько более мелких тем, которые будут выполнять члены команды. Работа должна быть доступной для учащихся 5-6 класса.

Этот этап также оценивается участниками проекта.

И последний этап - телеконференция, на которой участники проекта делятся своими впечатлениями о своей работе, обсуждают плюсы и минусы проекта, предлагают свои идеи.

Первые шаги в организации проекта показывают, что учащиеся в области компьютерной телекоммуникационной технологии овладевают следующими умениями: умение войти в сеть; умение составить и отправить по сети письмо; умение" перекачать" информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть; входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, "перекачивать" имеющуюся в различных конференциях информацию; входить в Интернет и пользоваться ее услугами.

Кроме этого учащиеся овладевают основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения); учатся вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, овладевают коммуникативными навыками.

Мы рассчитываем, что, работая над проектом, учащиеся смогут:

  • изучить олимпиадный материал,
  • открыть для себя интересные сведения из истории чисел,
  • получить опыт сетевого взаимодействия.

Эта работа позволит учащимся повысить интерес к предмету и пополнить свою "копилку знаний".

А что же проект дает учителям?

Это:

  • возможность обмена опытом с коллегами;
  • возможность идти в ногу со временем и быть современными и интересными для своих учеников;
  • возможность видеть увлеченных, заинтересованных учеников, которые возможно откроются учителям с другой стороны!

Материалы и положение (Приложение1) о проекте размещены на сайте http://proekt-6.narod.ru/

Форма заявки:

Город (село, деревня) Полное название ОУ Название команды Девиз команды класс Количество участников команды ФИО руководителя команды ФИО сетевого координатора Почтовый адрес школы с индексом Электронный адрес для связи

Заявку можно прислать по адресу tele_mat_pt@mail.ru, telepr6@mail.ru

Литература

  1. Кириллова С. Учиться "путем делания" (Электронный ресурс)//https://ps.1sept.ru/2004/84/5.htm.
  2. Ломакина О. Этапы проектирования деятельности//Высшее образование в России. - 2003. - №3. - с. 127 - 130.
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. Вузов.-М.:АРКТИ,2005
  4. Переверзев Л.Б. Проектный подход к образовательным проблемам (Электронный ресурс) //httm// labmro@narod.ru
  5. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов// Наука и школа - 1997.- № 4 - c. 129-132
  6. Селевко Г. Технология современного проектного обучения// Учительская газета -2005-№45 - c.5
  7. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. -М.: "Проект Гармония" и ЮНПРЕСС,1998