Классный час "От героев былых времен…"

Разделы: Физика, Классное руководство


Цели:

  1. Расширять знания учащихся по истории Великой Отечественной войны.
  2. Развивать чувства сопереживания, уважения и благодарности.
  3. Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • фотографии военных лет;
  • электронный диск «Военные песни и песни из военных кинофильмов»;
  • электронный диск «Вторая Мировая Вона», кинохроника.

Оформление:

  • плакат «От героев былых времен...»;
  • портреты героев войны;
  • военные фотографии;
  • фронтовые письма, газеты;
  • документы военных лет;
  • на доске написаны даты.

Ход классного часа

Приложение

Звучит 1 куплет песни Е. Аграновича «От героев былых времен».

Учитель: Уважаемые ребята и гости! Тема классного часа «От героев былых времен...» выбрана не случайно. В феврале много дат, связанных с военным прошлым нашей Родины. Обратите внимание, все эти даты написаны на доске.

2 февраля1943г. (66 годовщина Сталинградской битвы.)

7 февраля 1943г. (День освобождения г Батайска от фашистских войск.)

14 февраля 1943г. (День освобождения г. Ростова-на-Дону.)

15 февраля 1989г. (Вывод советских войск из Афганистана.)

23 февраля1918- 2009г. (День защитника Отечества.)

Учитель: Ребята, назовите, какие события героической истории нашей Родины связаны с этими датами?

Первые три даты связаны с историей Великой Отечественной войны.

Фрагмент из фильма, начало войны, голос Левитана. (Приложение 1)

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Голос Левитана: В 4 часа утра, без всякого объявления войны, германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная Война.»

Звучит песня «Священная война». (Приложение 2)

1-й ведущий:

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

2-й ведущий:

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.

3-й ведущий:

Такою все дышало тишиной,
Что вся Земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

С. Щипачев.

Учитель: Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества. Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей.

Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину мог ее спасти. Уже начало войны показало, что люди готовы, не щадя своей жизни, сражаться за свое Отечество.

1-й ведущий:

На фотографии в газете
Нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети,
Герои мировой войны.
Они снимались перед боем-
В обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.

2-й ведущий:

Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын, и чей-то милый,
И чей-то ласковый жених.

Они легли на поле боя,-
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.

3-й ведущий:

Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски
Как души рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,-
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

Р.Казакова.

4-й ведущий: В первые дни войны им было по 17, 18, 19 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100!

Вот она, война!

5-й ведущий: Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле.

1-й ведущий: Война ... От Бреста до Москвы 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если считать по прямой.

Кажется, мало, правда? Самолетом примерно четыре часа, а вот перебежками и по-пластунски – четыре года, 1418 дней.

Учитель: В Великой Отечественной войне погибло более 27 миллионов советских людей. Представляете, что это значит? Это значит – 20 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвертый житель страны погиб.

Учитель: В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулось пламя войны.

Я уверена, что у каждого из вас в семье есть родственники дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки которые пережили тяжелейшие годы войны.

О своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, рассказывают ребята.

Слово предоставляется Исакову Сергею.

Исаков Сергей (рассказ сопровождается компьютерной презентацией).

От матроса до капитана I – ранга.

Их начали бомбить ранним утром.

Раздался гул эскадрильи самолетов, солдаты проходившие службу в армии за полярным кругом очень обрадовались и выбежали полюбоваться летящими в небе самолетами и только когда матросы увидели сыплющиеся бомбы и свастику на самолетах, они поняли, что пришла беда.

Война наступила без объявления. Известие о войне застало моего дедушку, Болотникова Виталия Никифоровича, за несколько месяцев до окончания службы на острове Рыбачий.

Он видел много подвигов и сам героически сражался с фашистами. Несколько раз разбивали его корабль. Он остался единственным в живых матросом. Плыл в ледяной воде несколько километров и выжил, ценой невероятных усилий и необыкновенной силы духа. Дедушка знал, что победа будет за ним, простым матросом, лейтенантом, капитаном 1-го ранга.

Это еще знали сотни и миллионы его товарищей, сплотившихся ради одной, общей цели – борьбы с фашистами и свободы нынешних и будущих поколений – нас с вами.

Я считаю моего дедушку героем. Он прошел всю войну от рядового матроса до капитана 1-го ранга, был представлен дважды к высокой награде - Ордену Красной Звезды. Виталий Никифорович награжден медалями за Отвагу, за защиту Заполярья и многими другими.

Уже после войны он продолжил свой подвиг, рискуя жизнью, был командиром «Тральщиков», находил мины в море и взрывал их. Так дедушка освободил просторы Черного моря и Баренцева моря.

Я уверен, что все, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны от рядового до генерала – герои. Они сражались за нас!

Спасибо за жизнь, дед!

Учитель: Ребята, что вас поразило в судьбе деда Исакова Сергея?

(Учащиеся отвечают на вопросы.)

Учитель: Послушаем рассказ Кириченко Дмитрия (рассказ сопровождается компьютерной презентацией).

Мои прадеды – герои войны.

Кириченко Дмитрий: Среди тех, кто спас нашу Родину в грозные годы войны, были и мои прадеды.

Мой прадедушка Кириченко Даниил Петрович родился в1913 году, умер 1 мая 1966 года. В начале войны ему исполнилось 27 лет.

Воевал на Ленинградском фронте, участвовал в обороне Ленинграда, которая длилась 900 дней. Он был артиллеристом, чем очень гордился: ведь артиллерия – бог войны. В 1944 году был тяжело ранен (ранение позвоночника и руки) долго лежал в госпитале, после госпиталя был уволен в запас по ранению.

После войны прадедушка работал учителем начальных классов в станице Каяла, Ростовской области.

За мужество и отвагу он был награжден многими наградами, в том числе медалью «За победу над Германией».

Еще один прадедушка Кириченко Александр Поликарпович (военное звание – политрук) при обороне Кавказа в феврале 1943 года в бою повторил подвиг Александра Матросова. Закрыл своим телом амбразуру вражеского дота.

Похоронен на Кавказе. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1943 года: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» гвардии политруку Кириченко Александру Поликарповичу.»

В селе Синявском Неклиновского района, где родился и жил прадедушка, в память о нем, переулок, где до сих пор сохранился его дом, носит его имя.

Подвиг Кириченко Александра Поликарповича Описан в книге «Азов 900лет».

Мои прадедушки герои, они храбро сражались за Родину!

Учитель: Еще одна судьба солдата, рассказ Столярова Дмитрия.

Столяров Дмитрий (рассказ сопровождается компьютерной презентацией).

Судьба солдата.

В начале 1941 года моему прадедушке, Пантелею Бондареву, исполнилось 20 лет. Внезапное нападение немецких войск, стало для советских людей страшной неожиданностью. Оно, как гром среди ясного неба, свалилось на нашу огромную страну. В июне 1941-го года Пантелей Бондарев был зачислен в стрелковый полк. С первой минуты начались тяжелые дни. Сначала копали окопы, устанавливали технику. В окопах жили неделями, продуктов было мало, солдаты всегда делились друг с другом последним куском хлеба. Зима 1941года была суровая: метели, вьюги, снега и сильные морозы. Но самое страшное ожидало моего прадедушку впереди. В ожесточенном бою его дивизия была разбита немцами, большинство советских солдат погибло, а остальных немцы забрали в плен. Среди пленников оказался и мой прадед. Путь в концлагерь был тяжелым: сотни километров шли пешком, еды не давали по несколько суток, вода была в мизерном количестве, многие умирали от изнеможения. Оставшиеся пленные попали в немецкий концлагерь «Бухенвальд».

Прадедушка рассказывал своим детям, что дни, проведенные в лагере, были ужасным испытанием. Вставали с рассветом и тяжело работали. Женщины от такой работы и голода умирали каждый день. А тех, кто был болен и не мог работать расстреливали. Бежать было некуда, территория хорошо охранялась. При попытке к бегству убивали. За малейшее неповиновение избивали до полусмерти, и никто не знал, доживет ли он до завтра. В тяжелых муках проходили все дни. С каждым днём надежды на спасение становилось всё меньше. Но этот счастливый день наступил! Не все дожили до радостной минуты. Когда советские войска освободили пленных, изможденные, худые до неузнаваемости люди плакали от безмерного счастья.

Вся война наложила большой отпечаток на оставшуюся жизнь моего прадедушки Бондарева Пантелея Георгиевича, которую он прожил достойно. Он был большим мастером своего дела – жестянщиком. Трудился и на пенсии, в Кущёвской церкви сделал своими руками крышу из нержавейки. Помог многим своим односельчанам. Умер в светлый праздник святой Пасхи в 87 лет!

В нашей семье до сих пор хранятся его награды за победу над фашистской Германией.

Я горжусь своим прадедом!

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему прадедушка Столярова Димы тоже герой?

(Учащиеся отвечают на вопросы.)

Яковенко Надежда Андреевна (рассказ сопровождается компьютерной презентацией).

(Зачитывает строки из сочинения дочери «Письма из прошлого».)

Письма из прошлого.

Фронтовое письмо. Старые, пожелтевшие от времени листки. Замершие буквы-закорючки. Странно: автор этого письма давно погиб, а письмо еще живое, оно дышит жизнью, чувствами. В нем читаются не слова и предложения, а вера в победу, надежда на счастливое будущее и любовь к Родине.

Автор этого письма – мой прадедушка, о котором я и хочу рассказать.

17 декабря 1906 г. в селе Уяринцы, что на Украине, в семье церковного дьякона Степана Фильваркова родился сын, которого назвали Даней. Это был мой прадедушка. Когда мальчику исполнилось девять лет, у него умерла мать, и отец женился снова, Даня рос, помогал отцу. Настало время искать невесту. Выбор пал на работящую, черноглазую Любушку, дочь сельского учителя. Сыграли пышную свадьбу. Через некоторое время одна за другой на свет появились три славные девчушки, три дочери: Катя, Аня, Тоня. Однажды, взяв на руки самую младшую, Тоню, Даниил произнёс: «Ничего в жизни не хочу, но хочу погулять на твоей свадьбе, дочка!»

Однако судьба распорядилась иначе.

Зимой 1940 г. началась война с финнами. Первая разлука с семьей, тяжкие испытания. Наши бойцы воевали, не имея лыж, застревали, тонули в сугробах, но шли вперед: поворачивать назад было нельзя, это считалось предательством. И «предателей» тут же расстреливали свои. Это было ужасно!

С этой войны Даниил вернулся. Его старшая дочь Катя (моя бабушка) пошла в школу. И всё было бы хорошо... Но вот опять война, долгая и страшная, с немцами.

Опять уходил на фронт Даниил. В тот год зима выдалась снежная, морозная. В день же, когда хозяин покидал родной кров, шёл дождь, будто природа плакала, предчувствуя худшее.

Вскоре с фронта стали приходить письма, которые были адресованы Катрусе, единственной умевшей читать в семье. Писал прадедушка не о жестоких боях, крови и смерти, а о красоте и величии природы, о людях, с которыми приходилось бок о бок жить и сражаться (близким семье моего прадедушки стал его боевой товарищ Кузьма Заворотный, выживший и дошедший до Берлина, вместе они прошли тысячи километров, помогая друг другу, деля последние крохи).

В начале 45-го письма перестали приходить. Только спустя некоторое время жена и дочери узнали о том, что муж и отец погиб.

Случилось это в день его рождения, 17 декабря, недалеко от селения Бабачи в Венгрии. Солдаты сидели в окопах в ожидании боя, вспоминали жён и детишек,

оставшихся дома. Я думаю, Даниил чувствовал себя по-особенному празднично: в тот день ему исполнялось только 38 лет, война близилась к концу. Наверное, он представлял, как вернётся домой, как его встретят родные, мечтал о хорошей жизни. Но его мечтам не суждено было сбыться. Даниила послали с донесением. Но не добрался боец до командного пункта, где находился командир дивизии. Он упал, сражённый пулей немецкого снайпера. Из раны струилась кровь; ещё тёплая, она стекала на снег и тут же впитывалась в землю, а в распахнутых глазах отражалось небо.

С той поры прошло много лет. Бережно хранит бабушка письма своего отца. Часто мы с ней их перечитываем. Они напоминают о войне, о смерти, но несут в себе жизнь. Ведь именно за жизнь, за свободу боролись наши деды и прадеды. И хочется, чтобы живущие на земле помнили о том, какой ценой было завоевано счастье.

Учитель: Сегодня мы узнали о судьбе нескольких героев, а их были миллионы!

Тот, кто пережил эти тяжелейшие военные годы, кто помог стране выстоять – он герой! И поэтому когда вы встретите пожилого человека на улице или дома не забывайте об этом!

Прошу почтить память погибших в годы войны, память умерших не доживших до сегодняшнего дня, минутой молчания!

Минута молчания. (Приложение 3)

1-й ведущий: В этой войне наш народ совершил подвиг. Те, кто дожил до победы, были безумно рады и счастливы. Тогда казалось, что такое больше никогда не повторится. Что больше никто не сможет взять в руки оружие.

Но в современное время наша страна была втянута в военные конфликты в Афганистане, с Чечней.

2-й ведущий: Война в Афганистане длилась 10 лет. В Афганистане воевал ограниченный контингент советских войск, в их числе было 137 батайчан, 6 из них погибли, 1 пропал безвести.

3-й ведущий: Я хочу рассказать о Балаганове А.М. , который был учеником нашей школы. Он погиб 14 декабря 1995года в Чечне, выполняя свой долг. При защите города Гудермеса в БТР, в котором он находился, попал снаряд, он был ранен.Выпрыгнув из машины, отстреливаясь, батайчанин боролся за жизнь до конца.

1-й ведущий: Ежегодно в нашем городе чествуют всех, кто воевал, погиб, отстаивая интересы нашей Родины, выполняя приказ!

23 февраля в семье Вахницких обязательно вспомнят о сыне Александре.

Миротворец Александр Вахницкий погиб при выполнении долга в Южной Осетии в августе 2008 года. Он посмертно награжден Орденом мужества.

Награда героя была вручена его родителям. Александр Вахницкий продолжил дело дедов и отцов – защищать Родину.

2-й ведущий:

Нет в России семьи такой,-
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.

Звучит 3 куплет песни «От героев былых времен…» (на экране фрагменты из военных фильмов).

Источники, литература:

  1. В.А. Таборко. Летопись Великой Отечественной войны. 1941-1945. –М.: Молодая гвардия, 1985.
  2. Твои люди Батайск. Батайск 2005.
  3. www.arseneums/ru/school5/files.
  4. Ю.А. Бондарев. Мгновения. М: Молодая гвардия, 2000.