Конспект открытого урока по русскому языку в 11-м классе на тему "Слово, контекст, текст и проблема экспрессивности стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Как хороши, как свежи были розы…" Лингвистический анализ текста

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • углублять знания учащихся о структуре текста и взаимосвязи его элементов на примере лингвистического анализа стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»;
  • рассмотреть проблему экспрессивности в тексте, какие средства языка помогают создать автору впечатление эмоциональности, напряженного, глубокого лиризма;
  • развивать мыслительные способности учащихся, их познавательную активность;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Методы и приемы: беседа, комментированное письмо, выразительное чтение стихотворения, лингвистический анализ текста, синтаксический разбор простого предложения.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, сборник стихотворений в прозе И.С.Тургенева, текст стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» для каждого ученика, таблица «Уровни организации текста И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» для каждого ученика, живые розы в хрустальной вазе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Опрос учащихся по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложении».

III. Сообщение темы и целей урока.

Лексическая работа: экспрессивность, текст, контекст, коннотативная (окраска), бытие, время, пространство.

IV. Повторение и углубление изученного материала по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложении».

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною…но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы…

  1. Учитель: Из какого произведения И.С.Тургенева взят этот отрывок?
  2. Пунктуационно-орфографический анализ отрывка из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…».
  3. Синтаксический разбор первого предложения.

V. Слово учителя. Два тематических ряда, две эмоционально-экспрессивные системы (жизнь-смерть) в цикле «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева.

Сущность бытия, по Тургеневу, – в парадоксальном единстве жизни и смерти.

( «Старик», «Стой!», «Черепаха», «Как хороши, как свежи были розы…»)

VI. Выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» (1879).

Учитель: О чем же стихотворение в прозе, которое мы прочитали? Какие чувства и мысли возникают после его прочтения? Назовите ключевые слова.

Молодость, жизнь – старость, смерть.

VII. Лингвистический анализ текста

стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…».

1) Работа в группах.

I экспертная группа анализирует повествовательный монолог лирического героя (тематический ряд (старость, смерть));

II экспертная группа анализирует «включения», то есть воспоминания лирического героя (тематический ряд (молодость, жизнь)).

Главные эксперты обобщают ответы учащихся, выделяя главное, то, что остальные ученики записывают в тетрадях.

2) Заполнение таблицы «Уровни организации текста И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…». Ключевые слова: жизнь – смерть.

  • фонетика
  • лексика
  • морфология
  • синтаксис
  • средства выразительности в тексте
  • особенности языка автора

3) В ходе анализа учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Каким же способом ощущение глубоко интимного чувства передается через сторонне-объективное изображение?
  2. Как навевает Тургенев на душу чувство щемящей, невосполнимой утраты радости, молодости, жизни?
  3. Что помогает создать впечатление повышенной эмоциональности, напряженного, глубокого лиризма?

4) Чтение стихотворения И.П.Мятлева «Розы» (1834) (Как хороши, как свежи были розы в моем саду!..) учеником.

Учитель: Эта строка употребляется и Игорем Северяниным в стихотворении «Классические розы» (1925).

Послушайте это стихотворение и подумайте, в прямом значении или в качестве символа употребляется здесь слово «розы»?

5) Чтение стихотворения И.Северянина «Классические розы» учеником.

VIII. Итак, подведем итоги урока

Ребята, проанализировав текст И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», мы убедились, что слово в контексте, в тексте может приобретать контекстные приращения смысла, коннотативную (дополнительную) окраску, не свойственную в системе языка. Все перечисленные на уроке способы формирования языка произведения помогают Тургеневу создать впечатление повышенной эмоциональности, экспрессивность текста стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»

IX. Рефлексия

Ребята, наш урок подходит к концу, я предлагаю вам еще раз вспомнить все, что было на уроке, и дописать предложения.

Сегодня на уроке я узнал…

Самым интересным для меня было…

Для себя я возьму…

(Предложения зачитывают 2-3 ученика)

Выставление оценок

X. Домашнее задание

Написать сочинение-эссе «Помните, у Тургенева…».