Урок русского языка "Безударные гласные в корне"

Разделы: Начальная школа


2 класс (по учебнику А.В. Поляковой)

Цель: Дать представление о способах проверки безударных гласных в корне слова.

Задачи:

  1. Познакомить с правилом правописания безударных гласных в корне, упражняться в его применении на практике.
  2. Совершенствовать умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
  3. Развивать внимание, речь, мышление.
  4. Воспитывать взаимоуважение, коммуникативные навыки.

Оборудование: карточки для составления алгоритма проверки гласного в корне, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. ОРГМОМЕНТ

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Слушайте и повторяйте,
Да смотрите, не зевайте!

(Отхлопывание разных ритмов по образцу).

Учитель: Ребята, скажите, как надо было сейчас работать, чтобы не сбиться с ритма?

Дети:

  1. Надо внимательно слушать и повторять.
  2. Надо считать.
  3. Чтобы получился чёткий ритм мы должны работать дружно.

Учитель: Сегодня на уроке нам действительно надо будет внимательно слушать, слушать друг друга, слушать слова, которые мы будем произносить. Зачем? Скоро узнаем.

А пока – минутка чистописания.

2. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

Учитель:

  1. Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой М. (н)
  2. Следующая буква состоит из длинной наклонной линии и короткой с закруглением вверху и внизу. (р)
  3. Буква, которая обозначает гласный звук [э] после мягких согласных. (е)
  4. Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь)
  5. Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку [г]. (к)
  6. Буква, которая обозначает звук [o] после твёрдого согласного. (о)

Какие буквы записали?

Дети: н, р, е, ь, к, о

Учитель: Какие задания для работы с этими буквами вы бы предложили?

Дети:

  1. Разделить их на группы.
  2. Составить слова.

Учитель: На какие группы можно эти буквы разделить?

Дети:

  1. На гласные, согласные и буквы, не обозначающие звука.
  2. На буквы, элементы которых выходят за границу строки, и буквы, элементы которых за границы рабочей строки не выходят.
  3. На буквы, у которых есть овал и у которых его нет и т.д.

Учитель: Составьте слова из этих букв.

(Работа в группах.)

Дети: Конь, корь, корень.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О КОРНЕ И ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ

Учитель: Что такое корень?

Дети:

  1. Корень – это часть растения.
  2. Может быть корень в слове. Корень – это главная часть слова.

Учитель: Послушайте рассказ «Родственники» и подумайте, есть ли в нем однокоренные слова?

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это – Гусыня, это – наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя – Гусеница.

Дети:

  1. Я думаю, что в этом рассказе однокоренные слова: гусь, гусыня, гусята. Они близки по смыслу и имеют один корень – гусь. Слово гусеница обозначает насекомое. Хотя первая часть этого слова звучит похоже на слово гусь, всё-таки это другое слово по значению. Слово гусеница не будет однокоренным слову гусь.

Учитель: Можно ли записанные слова назвать однокоренными?

Дети: Нет. Однокоренные слова должны быть близкими по смыслу и иметь один корень. Здесь все слова имеют разные значения, они не близки по смыслу и у них разные корни.

В слове конь корень конь, в слове корь корень корь, в слове корень - корень.

(Учитель и дети выделяют корни в словах).

Учитель: Поставьте в словах ударение, «опасные» места обозначьте точкой.

Какие «опасные» места вы нашли?

Дети: В словах: конь и корь все звуки слышатся отчетливо, а в слове корень при написании гласной Е можно ошибиться.

Учитель: Почему именно эта гласная вызывает сомнение, ведь в слове есть ещё гласная О?

Дети: Гласная О стоит под ударением, поэтому мы её слышим четко, а гласная Е безударная.

Учитель: Значит, гласные могут быть ударные и безударные. Что вы можете о них рассказать?

Дети: Под ударением гласные слышатся отчетливо, поэтому их мы можем писать не сомневаясь.

Безударные гласные слышатся нечётко, поэтому их написание вызывает сомнение, это «опасные места», писать их надо осторожно.

(На доске прикрепляются карточки алгоритма.)

4. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ»

(На доске записаны слова: г.рох, м.рковь, п.м.дор, .город.)

Учитель: Прочитайте слова. Назовите общие признаки этих слов.

Дети: Это словарные слова. Эти слова отвечают на вопрос что? Они относятся к неодушевленным существительным. Существительные стоят в единственном числе.

Учитель: Какое слово вы бы убрали и почему?

Дети:

  1. Морковь, потому что это существительное женского рода, а все остальные слова мужского рода.
  2. Морковь, потому что в этом слове звуков меньше, чем букв.
  3. Огород, потому что это слово начинается с гласного звука, а все остальные слова начинаются с согласного.
  4. Огород, потому что все слова обозначают овощи, а слово огород обозначает место, где они растут.

Учитель: Скажите, а какие буквы, гласные или согласные я пропустила?

Дети: Гласные.

Учитель: Почему я в одни гласные написала, а другие – нет, точку поставила?

Дети: Вы написали ударные гласные. Они слышатся четко, поэтому их можно писать смело, не сомневаясь. А безударные гласные надо писать осторожно.

Учитель: Вы сказали, что это словарные слова. Где можно посмотреть их правильное написание?

Дети: В словаре.

Учитель: Верно, если нам встретилась безударная гласная в корне слова в словарном слове, то его написание можно посмотреть в словаре. Такие безударные гласные называются непроверяемыми.

Учитель: Запишите эти слова, вставляя пропущенные гласные в следующем порядке:

  1. слово, в котором букв больше звуков; (морковь)
  2. слово, в котором все согласные звонкие; (огород)
  3. слово, которое состоит из трех слогов, ударный – третий слог; (помидор)
  4. слово, кторое состоит из двух слогов и в котором все согласные твёрдые. (горох)

(Групповая работа, с последующей проверкой).

Вывод: написание безударных непроверяемых гласных проверяем по словарю.

5. ФИЗМИНУТКА

6. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Как проверить безударную гласную в корне?

Учитель: Что вы можете сказать о следующей группе слов?

  • Борис –
  • Светлана –
  • Алексей –
  • Татьяна –

Дети: Это имена. Они пишутся с большой буквы. Это собственные имена существительные. Это полные имена.

Учитель: Одно «опасное место» в этих словах вы определили. (Подчёркивает большую букву). Давайте посмотрим, а есть ли здесь безударные гласные? Спишите слова, поставьте ударение. Если есть безударные гласные, обозначьте их точкой.

(Самостоятельная работа с последующей самопроверкой).

Учитель: Скажите, это словарные слова?

Дети: Нет.

Учитель: Что же нам делать? Как доказать, что в этих словах надо писать именно эти гласные?

Дети: Мы знаем, что под ударением гласные слышатся чётко и не вызывают сомнения. Значит, нам надо сделать так, чтобы гласные безударные стали ударными.

Можно попробовать взять не полные, а краткие формы имён. Например, Борис – Боря. В слове Боря мы чётко слышим гласную О, значит, в слове Борис безударная гласная О.

Учитель: Есть другие предложения?

(Если предложения есть, они анализируются).

Учитель: Запишите краткие формы имен для других имен. Поставьте ударение.

(Работа в парах).

Учитель: Что можете сказать о написании гласных корне в однокоренных словах?

Дети: Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Какие гласные пишутся под ударением, такие пишутся и в безударном положении.

Учитель: Как проверить безударную гласную в корне?

Дети: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Какая гласная пишется под ударением, такая будет и в безударном положении.

Учитель: Посмотрите на нашу схему. Давайте её прочитаем (сначала 2 сильных ученика, затем – все хором).

Учитель: Всё ли мы с вами указали. Давайте проверим. Откройте учебник на с. 87 (2 часть), прочитайте правило.

Дети:

  1. Да, мы все сказали.
  2. Мы сказали почти всё. Но в учебнике есть ещё один способ проверки: слово можно изменить. Например, сосна – сосны. Этот способ надо добавить в схему.

(Дополненную схему дети читают хором).

7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Упражнение на дифференциацию проверяемой и непроверяемой безударной гласной.

Учитель: Сейчас я вам буду показывать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Если гласная непроверяемая, приседайте. Если безударную гласную можно проверить – прыгайте.

(Слова: петух, ворона, гора, доска, мечта, цветок).

2. Игра «Весёлые гонки».

Учитель: Внимание! Внимание! А сейчас на старт выходят машины марки «Е» и марки «И». По пути следования каждая машина должна подъехать к своей орфограмме. Победит та машина, которая сделает меньше ошибок.

  • л . сточек
  • ст . на
  • кр . чит
  • л . сица
  • л . тит

8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. РЕФЛЕКСИЯ. САМООЦЕНКА.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте проверим, как вы усвоили материал.

Выполните те задания, которые вам по силам.

(Задания записаны на доске).

  1. Спишите слова. Найдите безударные гласные. Отметьте их точкой внизу.
    вода
    лесник
  2. Укажите проверочные слова.
  3. Запишите 2 слова с проверяемой безударной гласной. Укажите проверочные слова.

Самопроверка.

Учитель: Оцените свою самостоятельную работу и работу на уроке цветовым сигналом.

Кто выполнил без ошибок все 3 задания, поднимите красные карточки.

Кто выполнил 2 задания без ошибок, поднимите синие карточки.

Кто сегодня смог выполнить только одно задание, не огорчайтесь. У нас впереди ещё много уроков, и мы вместе обязательно разберемся с этой орфограммой.

9. ИТОГ УРОКА

Учитель: Сегодня мы начали урок с отхлопывания ритмов. Скажите, почему сегодня, как никогда нам необходимо было уметь слушать и слышать?

Дети: Сегодня мы работали с безударными гласными. Чтобы найти безударную гласную, надо поставить ударение. А для этого очень внимательно надо слушать, как произносится слово.

Учитель: Почему надо быть осторожными при письме слов с безударными гласными?

Дети: Безударные гласные слышатся неотчётливо, поэтому в их написании можно ошибиться.

Учитель: Что же надо знать и уметь, чтобы правильно написать слова с безударными гласными?

Дети: Надо хорошо знать словарные слова, в случае затруднений их написание можно посмотреть в словаре. Если слово не словарное, безударную гласную можно проверить. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Например, мосты – мост, окно – окна.

Учитель: Вернемся к слову «корень», можно ли проверить безударную гласную Е?

Дети: Да, можно. Подберем однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. «Коренья». В нём под ударением четко слышится гласная Е, значит в слове «корень» в безударном положении тоже надо писать Е.

Учитель: Молодцы! Сегодня мы здорово потрудились. А теперь встали. Представим, что начинается дождик. Изобразите хлопками, как он капает. А теперь дождик разошёлся и идет всё сильней и быстрей.

Спасибо за урок!