Урок музыки в 5-м классе "Богатырские образы в искусстве"

Разделы: Музыка, Начальная школа


Цель: Развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Задачи:

  1. Учить проявлять творческие способности в восприятии (слушании), сочинении, исполнении, размышлении о музыке.
  2. Уметь находить взаимосвязь с другими видами искусства.
  3. Воспитывать патриотизм, уважение к своей истории.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.
  3. Былина «Об Илье Муромце».
  4. А. П. Бородин. Симфония №2. Богатырская. Фрагмент.
  5. В. М. Васнецов «Три богатыря».
  6. С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

У: … Мы с вами знаем, какие существуют виды искусства и как они взаимосвязаны между собой. Давайте вспомним некоторые виды искусства.

Прочитаем тему урока. Сегодня мы поговорим о богатырской теме, как о подлинном достоянии русского искусства.

-А кто такие богатыри?

(Ответы детей).

«Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с давних времен и, можно сказать, до нашего времени со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

«Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил»- эти слова русского полководца Дмитрия Донского мог бы сказать о себе любой русский богатырь.

- Имена каких богатырей вам известны?

(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка).

Еще при жизни о богатырях было сложено множество былин и сказаний. О чем рассказывали былины? О важных событиях, происходивших на Руси, о народных героях, о защитниках земли Русской.

Хороший сказитель, чтобы привлечь внимание слушателей, начинал с запева:

Из-под белого латыря – каменя
Тут повышла, повышла, повыбежала,
Выбегала- вылетала матка Волга- река,
Широка матка- Волга под Казань прошла
Пошире того она ручьев пожрала,
Давала плеса она Далинские,
А горы- долы Сорочинские.
И вышла Волга в море Черное
Да устьев пустила ровно семьдесят.
Широк перевоз да под Новым Городом.
Все это, братцы, не сказочка,
А все это, братцы, прибауточка.

- Какой инструмент сопровождал пение былины?

(Гусли).

- Как проговаривались слова?

(Не спеша, нараспев).

Любимый герой былин - Илья Муромец. Почти 800 лет тому назад этот человек действительно жил в селе Карачарове, что под городом Муромом. Чудом ,получив уже в зрелом возрасте богатырскую силу, Илья не гордился ею, а считал драгоценным даром, который дан ему для служения русскому народу.

В одной былине говорится, что Илья «приехал- то во стольный Киев- град, а ко славному ко князю на широкий двор…»

Из того ли из города из Мурома,
Из того ль села да Карачарова,
Из того ль с подворья богатырского
Выезжал дородный добрый молодец.

Ситуация «Я – композитор». Задание: сочинить мелодию на заданный текст.

- В каком виде искусства мы встретились с богатырскими образами?

У композитора А.П. Бородина есть симфония, которая называется «Богатырская». Мелодия, которую мы разучили на прошлом уроке в виде вокализа, и есть главная мелодия первой части этой симфонии. Вспомним ее.

Пение главной мелодии симфонии №2 Бородина.

А теперь мы услышим фрагмент первой части симфонии Бородина в оркестровом звучании.

- Какими вы себе представляете героев этой симфонии? О чем еще « расскажет» эта музыка?

Слушание музыки.

Да, в музыке Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди- богатыри.

- Все время музыка была такой грозной, могучей, сильной, или ее характер менялся?

Вторая тема – более певучая, спокойная, даже лиричная. Мысленно представляешь образ Древней Руси, ее бескрайние степи, здесь богатыри любуются просторами, родной природой, примечают во поле нет ли где ворога, не обижают ли где кого.

А теперь давайте посмотрим, совпало ли наше представление о богатырях с картиной В.М. Васнецова, которая так и называется «Три богатыря».

- Кто здесь изображен?

«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри»- эти слова Ильи Муромца звучат как девиз всего русского богатырства.

Художник Васнецов никогда не видел богатырей, сюжет картины определен в результате его собственного прочтения былин.

- Какие черты русского богатырского характера объединяют изображение богатырей на картине Васнецова с « богатырской» темой в музыке Бородина?

И в музыке, и в картине ощущается мощный богатырский дух. Могучая суровая сила, одновременно грозная и величественная.

- В каких видах искусства мы встречались с богатырскими образами?

Сегодня мы убедились в том, что у человека есть не только внутренний слух ( способность услышать « мысленно», « внутри себя», то, что на самом деле в этот момент не звучит), но и внутреннее зрение ( способность увидеть « мысленно», « внутри себя», то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами).

Продолжение работы над песней «О маленьком трубаче». В сознании детей постепенно выстраивается ряд ребят- героев, достойных того, чтобы их назвать юным поколением богатырей нашего времени.

Домашнее задание: нарисовать образ героя, которого вы себе представили, или который вам больше всего запомнился или понравился.