Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Греции в V веке нашей эры"

Разделы: История и обществознание


Учитель. Здравствуйте, ребята, садитесь, сегодня мы продолжим изучение истории древнего мира. Мы совершим с вами экскурсионное путешествие в Грецию времен v века до нашей эры.

Заметили, что на сегодняшней встрече присутствуют незнакомые вам товарищи, но я смею заверить, ребята, что новички нашей встречи – это знатоки истории Древней Греции, надежные товарищи, я думаю, они не дадут в случае несчастного случая в ходе путешествия нашему судну пойти ко дну и помогут вернуться в случае чего из V в. до н. э. в наш сегодняшний в XXI в.

Вы знаете, что моря бороздят сейчас большие современные корабли, и, чтобы получить разрешение черноморского флота спуститься на воды Черного моря, наше древнегреческое судно должно выполнить ряд заданий.

I. Повторение изученного.

  1. Подсчитайте, сколько лет прошло от реформы Солона до Саламинской битвы.
    Сколько лет назад была Саламинская битва.
    В каком веке произошла Саламинская битва.
  2. Покажите на карте места важнейших сражений греков с персами?
    Когда они произошли?
    Чем закончились, каковы последствия?
  3. Почему греко-персидская война окончилась победой греков?
  4. Каковы последствия греко – персидской войны?

Учитель. Победив персов, греки не только отстояли свою независимость, но захватили огромную добычу и множество пленников, которых обратили в рабов. Греческие корабли свободно плавали по всему Средиземному морю, а это способствовало росту торговли греков и спросу на их товары.

Воспользовавшись свободным плаванием греческих кораблей, выполнив задание Черноморского флота, мы спустим наше древнегреческое судно на воды Черного моря и перед совершением посадки заполним экскурсионные путевки: число и тему “Рабство в Древней Греции в V в. до н.э и откроем путеводительную карту № 3 “Древняя Греция”

В ходе путешествия мы увидим, что рабство в Греции V в. до н.э было очень сильно развито, т.к их труд использовался во всех отраслях хозяйства, положение рабов было тяжелым, в связи с этим рабы поднимались на борьбу.

(Музыка, шум моря.)

II. Новая тема.

Учитель. И вот вдалеке, на фоне яркого южного неба, возникли очертания величественных зданий из мрамора./Акрополь/ что это? Мы высаживаемся в порту Пирей и идем по улицам Пирея, мы видим…?

Но что это за шум, что это за люди. Перед нами встает картина торговли, да это рыночная площадь, как и во всех городах Древней Греции, где идет бойкая торговля людьми. Здесь разноязычная толпа: скифы, фракийцы, персы и даже негры. На помосте выставлены молодые сильные рабы и рабы-старцы, женщины и дети, видим работорговцев. Здесь же покупатели и просто зрители вроде нас.

Но давайте всмотримся в глаза людей, выставленных на продажу, прислушаемся к их сердцам. О чем они нам расскажут, может, они поведуют нам, как стали рабами, и как давно они в рабстве? Расскажут о своей участи и судьбе невольников.

“Живая картина” (оживление картины Х.Лопеса “Продажа рабов в Древней Греции”, демонстрация фрагментов диафильма.)

Раб – Мое имя Крайс, родина – город Сарда в Лидии. Всего 3 года назад у меня не было ни шрама, ни позорного клейма, навсегда обезобразившего лицо. По торговым делам я часто покидал семью. В этот раз мы отплыли за вином на остров Хиос. В пути я беседовал с другом и внезапно заметил, как из-за скалистого острова появились пиратские лодки. Сопротивлялись мы отчаянно. Я отбивался обломком весла, надеялся вырваться и спастись вплавь, но, увы, связанными предстали мы перед главарем пиратов. На рынке в одном из прибрежных городков меня купил грек-гончар, целый год я месил ненавистную глину. Кожа на ногах огрубела, потрескалась, отекли ноги, заломило спину. Я работал не один, другие рабы носили глину, воду, топливо, вращали гончарный круг, лепили посуду. Среди нас были и свободные эллины, они расписывали сосуды и вазы, т.е. их труд был творческим, и они расписывали прекрасные рисунки. Однажды, когда хозяина не было, я подошел к навесу, взял вазу и любовался ею, где нарисован был корабль. Вдруг окрик подкравшегося хозяина – у меня выпала из рук ваза, и я получил палкой по спине, в ярости набросился на хозяина, но меня схватили. Хозяин сослал меня на рудники, где добывали серебро.

Мне не забыть того, что я там видел. Сотни рабов, изможденные, в лохмотьях, с кровавыми руками, толкали корзины с рудой, дробили ее в ступах, размывали ручными жерновами. Я был поставлен носить руду. От тяжести дрожали колени, кружилась голова, текли так день за днем, но в одну ночь я и несколько еще рабов сбежали, нарвались на засаду. На руднике я был зверски избит. Главный надсмотрщик рассек мне кнутом лицо и выжег клеймо.

Меня хотели отправить в забой. В шахте было страшнее, чем в царстве Аида. Свет чадящих коптилок едва разгонял темноту. Дышать было нечем. Лежа на спине, я выбивал породу молотком. Пыль и мелкие камни сыпались в глаза.

Тысячи заживо погребенных работали в этом аду, почти не получая пищи. Ежедневно из шахты выносили мертвые тела. Я сам не верю, как выжил там. Однажды кто-то из мести поджег сарай с инвентарем.

Рабы взбунтовались, воспользуясь суматохой, я решил опять бежать. 3 дня я скитался, а потом спустился в долину, и здесь меня вновь схватили. Этот работорговец выставил меня на продажу сегодня в надежде заполучить за меня много денег, но я даже сейчас все равно мечтаю о свободе и о возвращении домой на родину так же, как каждый раб. Вот стоит раб впереди меня, вы спросите, может он не хочет свободы?

Раб – Я очень хочу свободы я попал сюда лишь по тому, что был ранен в бою. Мое имя Клеон, я из Персии. Сражение было большое, бой был страшным, долгим и упорным. Афинский флот пустил ко дну наше судно. Кто не погиб в бою, все были захвачены в плен, и вот мы здесь на помосте, да, увы, я не один. На нас надели дощечки, где написано имя, откуда я, сколько лет и что я умею делать.

А у меня лишь одна мысль – свобода, свобода – любой ценой, а если не свобода, то смерть в бою, достойная мужчины, смерть, при которой с последним вздохом в грудь войдет вольный ветер. Вот этот человек возле меня уже стар, он прошел долгую жизнь невольника, я же этого не хочу.

Раб – Да, я поведал тебе, что еще в далеком детстве был похищен и продан в рабство и всю жизнь проработал у богатого землевладельца на виноградных и оливковых пастбищах , носил на рынок тяжелые корзины, так я смирено и покорно работал, состарился, и надсмотрщик, да и сам хозяин, стали еще чаще меня бить и подгонять, я стал слабым, и вот хозяин привез, чтобы продать, как ненужную, испорченную, бесполезную для него вещь, а взамен меня он купит другого сильного раба, может женщину, их здесь тоже много, а они могут работать на плантациях.

Учитель. Женщины, извините, скажите, вы уже уставшие, изнеможденные здесь, и по вашим глазам видно, что вы не в первый раз на продаже, как сложилась ваша судьба?

Рабыня. Я работала домашней прислугой. Что я делала? Готовила обед, убиралась по дому, труд был однообразным, нудным. Меня прежние хозяева не взлюбили за строптивость, за то, что я перечила, старалась специально бить посуду, ломать домашний инвентарь, и хозяин решил меня продать вместе с этой женщиной, я с ней вместе работала.

Слышите, как громко кричит и рыдает мать. Она не может говорить, у нее горе, ее продают, а дочь оставили у прежнего хозяина, а это значит, они навсегда потеряют друг друга, вот и разрывается и кровью обливается материнское сердце. Взгляните: впереди на помосте точно такая же учесть ждет и эту мать, и дочь.

Учитель. Ну, что ж, давайте посмотрим, что же здесь происходит.

Женщина-рабыня слышит в этом шуме и гаме раздирающий душу крик и плач ребенка, а те, которые пришли на площадь покупать, слышат ли они эти крики? Нет, похоже, нет, у всех спокойные лица, все со своими размышлениями и разговорами, будто ничего не происходит. Они убеждены, что чужеземцы для того и созданы, чтобы быть рабами.

А мы, давайте, вслушаемся, всмотримся в лицо женщины, она не слышит и не чувствует ударов плетей, ее глаза устремлены на человека, который тянет от нее ребенка.

Рабыня. Господи, не отбирайте у меня ребенка, он у меня единственная радость, позвольте мне быть с ним, не покупайте его, он еще мал и слаб, он погибнет один.

Оставьте его или возьмите и меня с ним, я буду послушной, буду выполнять все ваши пожелания, буду покорной, только не отлучайте меня от ребенка.

Учитель. А вот взгляните, здесь уже работорговец тянет за руку девочку – подростка, вероятно, он хочет предложить ее молодому господину купить ее в прислуги, что бы ухаживать за детьми.

Работорговец. Вот взгляните, стоит всего 150 драхм, приятная на внешность, аккуратная, скромная, поперек слова не скажет, берите, не пожалеете. Я, работорговец Ксердон, славлюсь своим товаром, плохой не вожу и не продаю, не раздумывайте, берите!

Покупатель. А что, может, та малышка еще не умеет спорить, может из нее получится хорошая рабыня впоследствии, ведь рабы бывают разными. Вот у соседа моего они покалечили скот, поломали плуги. Да и моряки с корабля, прибывшего на днях из Спарты, говорят, что там есть случаи, когда рабы убивают хозяев своих, на восстания поднимаются. Таких, да, таких надо держать в цепях, а эту еще можно купить. Я воспитаю такой, какая нужна мне.

Учитель. Да, ребята, шум, разговоры, суета, буйная торговля людьми, но нет уже настроения путешествовать по красивому городу, и мы возвращаемся на корабль.

Давайте поговорим об увиденном на площади, поделимся впечатлениями.

III. Закрепление.

  1. Как же попали эти люди на рынок рабов?
    (а) пиратство;
    б) плен;
    в) дети рабов;
  2. Что делали рабы? Какие работы выполняли?
    (а) ремесло;
    б) сельское хозяйство;
    в) домашняя прислуга;
    г) рудники;
  3. Как обращались с рабами? Как раб относится к своему труду?
    (Рабы не были заинтересованы в результате своего труда, все, что они производили, принадлежало хозяину, которого они ненавидели.
     Напротив рабы всячески, вредили рабовладельцам.)
  4. Назовите способы борьбы рабов с рабовладельцами.
    (Калечили скот, ломали инвентарь, плохо работали, бежали, убивали жестоких рабовладельцев, поднимали восстания.)
  5. Какие у вас чувства вызвало увиденное?

lV. Итоги урока

Мы еще и еще раз слышим звучный голос рабовладельца, как он зазывает покупателей. Ну, а мы возвращаемся домой из знаменитых Афин с чувством сострадания и сочувствия к людям труда, сильным, и смелым рабам, осуждая жестокость угнетателей.

(Музыка, шум волн.)

Обратите, ребята, дома, читая параграф 34, на вывод темы стр.147

Встреча наша подошла к концу, благодарю за плодотворную работу. Особо отличившимся оценка “5”. Артистов поздравляю с дебютом, молодцы!