Сценарий Вахты памяти, посвященной Дню Победы

Разделы: Внеклассная работа


Зал оформлен красными полотнищами, на каждом из которых надписи: «Дошли до победы», «Павшие в боях за родину», «Пропавшие без вести», «Труженики тыла» с фамилиями и именами родственников учащихся. Данные о родственниках взяты из анкет учеников (Приложение 1). Горит импровизированный вечный огонь. Все участники композиции одеты в форму военных лет. По ходу композиции на экран проецируются кадры военной хроники.

Под песню П. Тодоровского “И все-таки мы победили” в зал ходят ветераны.

1 ведущий:

Казалось, было холодно цветам
И от росы они поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

2 ведущий:

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

3 ведущий:

Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-том, в мае.

На экране кадры хроники начала войны, голос Левитан.

Звучит песня “Вставай, страна огромная!”

4 ведущий:

Отец привел мне своего коня.
Скакун дрожал, он был горяч на диво,
Копытом землю бил нетерпеливо.
А мать вручила дедовский клинок,
Чтобы за павших отомстить я мог.

5 ведущий: Так писал военный корреспондент Мустай Карим. Мустафа Сафич - народный поэт Башкортостана, папа и дедушка трёх наших выпускников. В первые же дни войны вся наша огромная многонациональная страна послала на фронт лучших своих сынов и дочерей. В Башкирии была сформирована 112 кавалерийская дивизия под командованием генерала Шаймуратова. В ее составе воевали…

(Называются фамилии родственников учащихся гимназии №39).

На экране кадры хроники, затем плакат «Родина-мать зовет».

Звучит песня «Я уходил тогда в поход».

6 ведущий:

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.

1 ведущий: Сколько же их, молодых, не успевших узнать жизнь, погибло уже в первые, самые страшные дни и месяцы войны.

Называются фамилии родственников учащихся, звания, рода войск, в которых они воевали.

2 ведущий:

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина!
Мир обещала, любовь обещала Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

3 ведущий:

Пламя ударило в небо,
Ты помнишь, Родина!?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь» - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.

Звучит песня Б.Окуджавы «Ах, война».

Слово предоставляется ветерану.

4 ведущий:

Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налёте.

5 ведущий:

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва-
И ни дна, ни покрышки.

6 ведущий:

И во всем этом мире
До конца его дней
Ни петлички, ни лычки
С гимнастёрки моей.

1 ведущий:

Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.

2 ведущий:

Где травинку к травинке
Речка травы прядёт, -
Там, куда на поминки
Даже мать не придёт.

3 ведущий:

Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Яубит и не знаю,
Наш ли Ржев, наконец?

4 ведущий: Здесь, под Ржевом, осенью 41 года в топких болотах, где шли затяжные позиционные бои, сражались и погибли и наши родные.

Называются имена родственников участников погибших и выживших под Ржевом.

Звучит песня «Землянка».

5 ведущий:

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить 28
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва.

6 ведущий: В нашей памяти, в наших сердцах имена тысяч и тысяч закрывших собою сердце Родины – Москву. Называются имена родственников, павших под Москвой.

На экране кадры хроники блокадного Ленинграда.

1 ведущий: 900 дней и ночей с замиранием сердца слушала страна сводки Совинформ Бюро с Ленинградского фронта, все 900 дней и ночей, что длилась блокада Невской твердыни.

Называются имена родственников учащихся, переживших блокаду и имена тех, кто сражался на Ленинградском фронте.

Слово предоставляется ветерану, участнику освобождения Ленинграда.

2 ведущий:

Кружились яростно метели
По сталинградской по земле,
Дымились потные шинели,
И шли солдаты по войне.
И танк в сугробе, как в болоте,
И бьют снаряды по броне.
Снежинки таяли в полете,
Как ветки с листьями в огне.
Вставал и падал человек
В горячий снег, кровавый снег.

В боях под Сталинградом сражались… (называются имена родственников учащихся).

Звучит песня Ю. Визбора «Виталий Палыч».

Показывается инсценировка главы “Гармонь” из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин». В инсценировке исполняются песни: «Дороги», «Песенка фронтовых шоферов», «Махнем, не глядя», «Давай закурим», «В лесу прифронтовом», «Три танкиста», «На поле танки грохотали».

На экране кадры хроники партизанской войны.

3 ведущий: Фашисты устраивали на оккупированной территории свой порядок. Но не было врагу покоя на занятой им земле. Летели под откос эшелоны с техникой и живой силой врага, горели склады боеприпасов, взрывались немецкие штабы. Это бесстрашно сражались подпольщики и партизаны.

Звучит песня «Шумел сурово брянский лес».

Слово предоставляется человеку, пережившему оккупацию.

НаэкранекадрыхроникиКурскойбитвы.

3 ведущий:

В тургеневских охотничьих местах
Воронки, груды мертвого металла.
Здесь за день до двенадцати атак
Отчаянная рота отбивала.

4 ведущий:

С рассветом «тигры» шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами,
И приникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.

5 ведущий:

А все же удержали рубежи,
В июльской битве оправдав надежды.
Окопы на полях примятой ржи
Проходят там, где проходили прежде.

6 ведущий:

И на скелете пушки «фердинанд»,
Прорвавшейся на курские пригорки,
Фотографируется лейтенант,
И над пилоткой нимбом - дым махорки.

1 ведущий:Вспомним имена тех, кто сражался в одной из величайших битв Великой Отечественной войны.

Называются имена родственников учащихся.

Учащиеся держат в руках фронтовые письма – треугольники, сохраненные в семейных архивах (звучит рассказ об одном из писем). Все это проецируется на экран.

2 ведущий:

И забыто – не забыто,
Да не время вспоминать,
Где и кто лежит убитый
И кому ещё лежать.
И кому траву живому
На земле топтать потом,
До жены дойти, до дому,
Где жена и где тот дом?!

Звучит песня «Случайный вальс».

3 ведущий:

Если есть в бою удача,
То в исходе все подряд
С похвалой, весьма горячей,
Друг о друге говорят.
Танки действовали славно.
Шли сапёры молодцом.
Артиллерия подавно
Не ударит в грязь лицом.

Звучит «Марш артиллеристов». Называются имена родственников, воевавших в артиллерийских войсках.

3 ведущий:

Небо родины защищали летчики.
Называются имена родственников учащихся.

Исполняется песня «Дождливым вечером».

4 ведущий:

Нет, нельзя разбить фашистов
И очистить мир от них
Без московских трактористов,
Без ивановских ткачих.
Без того, кто днём и ночью
Сеет хлеб, броню кует,
Варит сталь, снаряды точит,
В шахтах уголь достаёт.

Называются имена родственников учащихся – тружеников тыла.

5 ведущий:

Седой солдат расскажет внукам
Про эту быль своих времён,
Как он, герой, да маршал Жуков
Из Польши немцев гнали вон.
Как славил их салют московский,
России добрых сыновей;
Как двинул справа Рокоссовский,
Как тотчас Конев дал левей.
И разъяснит, как по уставу,
Куда, какой врезался клин,
Когда взята была Варшава
И встал на очередь Берлин.

На экране кадры хроники освобождения Европы, портреты маршалов Г.К.Жукова, И.С.Конева, К.К.Рокоссовского.

6 ведущий: Вместе с армией по странам Европы, освобождая её от чумы фашизма, к последнему логову врага шли и наши родные. (Называются имена родственников учащихся).

На фоне хроники взятия рейхстага называются имена родственников учащихся, погибших при взятии Берлина, Праги.

Называются имена тех, кто сражался на Дальнем Востоке.

1 ведущий: Сегодня, в канун Дня Победы, мы вспомним имена учителей-фронтовиков нашей гимназии.

Минута молчания. Возложение гирлянды славы к импровизированному Вечному огню. Финал. Песня «День Победы».