Урок-путешествие "Древние государства Востока"

Разделы: История и обществознание


Оборудование урока:

  • Карта «Государства Древнего Востока».
  • Карта «Индия и Китай в древности».
  • Картины: Вавилонские ворота Иштар, Вавилон в IV веке , Восстание желтых повязок, Индийский храм, Висячие сады.
  • Аппликации: верблюд, слоны, буйвол.
  • Игровой материал: чайнворд «Междуречье», кроссворд «Древний Китай», криптограмма «Древняя Индия».

Сегодня мы ребята продолжим увлекательное путешествие по Древнему Востоку. Давайте перенесемся в 4 тыс. до. н.э. Наше путешествие будет необычным. Проводниками в этом путешествии будем мы сами. До этого мы путешествовали с вами по воде, теперь совершим путь по суше. Итак вы готовы совершить это путешествие, если да то прошу занять места в восточном торговом караване отправляющимся в Переднюю Азию. Но перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним:

а) Где находиться Передняя Азия?

б) что представляют собой природные условия Передней Азии или Междуречья?

Молодцы! Хорошо вспомнили, ничего не забыли, теперь быстрее в путь, страну второго чуда света.

Пусть же корабли пустыни везут нас быстрее к желаемому чуду. Дорога наша будет не легка, в дороге не раз встретим трудности: но мы не унываем. Но что это такое, каравану преградила полуразрушенная стена, а на ней какие-то знаки. Погонщик верблюдов бежит к нам: «Помогите, о добрые люди, боги разгневались, на нас послали препятствие, верблюды не идут.

(Вывешивается чайнворд «Междуречье в древности»).

Что делать? Надпись не разобрать, лишь в одном месте «разгадайте чайнворд», помогите! Ребята, что за чудо? Не успели мы с вами разгадать чайнворд, как стена разрушилась до основания, и путь оказался открыт.

Едем быстрее, дальше ведь впереди нас ждет много чудес. Караван наш медленно продвигается в глубь Междуречья. В южном Междуречье стало появляться много домов, которые в основном построены из тростника и глиняных кирпичей и глиняных кирпичей. Войдем в такой дом, вместо деревянной двери висит коврик. В жару в комнатах была прохлада и полутьма.

а) Кто же мог жить в этом доме?

б) Какое главное занятие было у хозяев этого дома?

Да, правильно это крестьяне, не будем им мешать, поедем в столицу этой страны. Через несколько сот километров по пустыне наши глаза, не верят, что они видят прямо перед собой что-то голубеет, сверкает, что же это может быть? Вода. Нет, это мираж? Нет, это одно из чудес древнего Востока. Вавилонские ворота Иштар. Через несколько часов наш караван подходит к этим воротам.

(Вывешиваются картины: «Вавилон в IV веке», «Вавилонские ворота Иштар», «Висячие сады Семирамиды».)

Здесь мы слезаем с верблюдов, прощаемся с погонщиками наших верблюдов и продолжаем наше путешествие пешком по городу Вавилону. Но перед тем как войти в город давайте хорошо рассмотрим ворота Иштар.

а) Из чего они сделаны?

б) Расскажите об этих воротах.

Проходим с вами через ворота и попадаем в город.

а) Что представляет собой древний Вавилон? На что следует обратить нам особое внимание при посещении этого города?

б) А что это такое высоко в дали зеленое, красное, может это тоже мираж или это отблески солнца играют на зданиях?

Правильно. Это «висячие сады». Мы побывали с вами в тростниковой хижине и во дворце древнего Вавилона. Ответьте мне на вопрос:

а) При каком строе живут жители Междуречья?

Перед тем как покинуть древнее Междуречье, давайте заглянем на всемирно известный рынок.

а) Что мы купим своим друзьям в подарок и в память о Междуречье?

б) Какие изобретения были сделаны древними жителями Междуречья?

Продолжим свое путешествие, путь наш на юго-восток от Междуречья. Через несколько суток мы попадем в страну совершенно отличную от Междуречья. Что же это за страна?

«… в северо-западной части дожди выпадают редко, засушливый климат, приводящий к зависимости урожая от разлива реки. В долине реки Ганг, особенно в её низовье, летом идут ливневые дожди. Почва не просыхала, образовались болота, долина была покрыта джунглями. Южная часть плоскогорья, с менее плодородной почвой. Но здесь много драгоценных камней, полезных ископаемых, леса.»

В какую страну мы попали?

Поэтому нам срочно надо пересесть на слонов и продолжить свой путь. Наш путь лежит через поле, на кустах которого растёт белая шерсть.

а) Чем же занимаются жители этой страны, что выращивают?

б) Что вы знаете о занятиях древних индийцев?

(Вывешивается картина «Индийский храм».)

Наш путь лежит мимо прекрасного храма у входа, которого нас встречают люди. Кто они?

а) Что представляет религия древних индийцев? Что такое касты?

Побывав в храме, пройдемся по улицам древнего индийского города.

б) Что же мы здесь можем увидеть?

На одной из стен большого дворца какое-тот зашифрованное письмо. Попробуем его прочесть.

(Вывешивается криптограмма на тему «Древняя Индия».)

Молодцы! Хорошо теперь давайте вспомним:

а) Какие ещё научные открытия были сделаны в Древней Индии?

Продолжим свое увлекательное путешествие, и мы оказываемся перед каменной стеной, которая протянулась на несколько сотен километров.

б) Что же это за стена? (показываем на карте великую китайскую стену)

в) Как же нам пройти через эту стену?

На помощь приходят стражники, охранявшие проходы в это стене. Надо ответить на пароль:

В океане я живу,
Рыбку мелкую жую
Но прибавьте ко мне «АЙ»
Буду я страна…
(Китай)

Теперь мы можем попасть за крепостную стену.

г) Что же представляет собой природа древнего Китая?

д) Какие главные реки вы знаете?

е) Чем занимаются древние китайцы?

Наше путешествие будет продолжено на повозке запряженной буйволом. Повозка катится медленно и дает нам возможность насладиться природой древнего Китая. Навстречу нам на колеснице в голубой шелковой одежде едет богатый китаец. Его сопровождают слуги. Но что это такое, на этого господина нападают люди и завязывается бой. Наша повозка была вынуждена укрыться за деревьями, и мы наблюдали это событие из-за деревьев.

ж) Что это было за событие? Расскажите о нем. Причины этого события?

(Вывешивается картина «Восстание желтых повязок».)

Продолжим свой путь, и мы оказываемся в китайской школе, все учащиеся старательно что-то рисуют, оказалось, они пишут.

з) Как называлось письмо в Китае?

и) На чём пишут в китайской школе?

Давайте прислушаемся, о чём говорит учитель своим ученикам. Они сидят и о чем-то сосредоточенно думают. Посмотрим, какую задачу задал учитель своим ученикам.

(Вывешивается плакат с кроссвордом на тему «Древний Китай».)

Молодцы! Давайте же ещё раз скажем чему нас научили китайцы? Наше путешествие подходит к концу, мы с вами возвращаемся домой, но к нам подходит путешественник и обращается с просьбой: помогите мне разобрать подарки из разных стран, в багаже они все перепутались, и теперь я не смогу вспомнить из какой страны, что привёз: на столе лежат закрытые тканью следующие вещи: (сахар, чай, стекло, шашки, шахматы, х/б ткань, шелк. рис, бумага, чернила, компас, календарь).

Учащиеся говорят, что изобретено в каждой стране. Урок заканчивается.

Приложение