Обучение техническим элементам волейбола с применением нетрадиционных видов гимнастики

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Продолжительность: 45 минут

Место: Спортивный зал № 1 СОШ № 45

Раздел: Волейбол

Способ: Фронтальный, поточно-групповой, групповой.

Контингент: Смешанный

Инвентарь: мячи волейбольные, коврики, флажки, скамейки, секундомер, ТСО (музыкальный центр), аудиокассета с записями, судейский свисток.

Цель урока:

1. Формирование у учащихся компетентность в области физического развития и воспитания.

2 (подцель). Овладение учащимися умениями и навыками в дальнейшей жизнедеятельности в условиях неблагоприятной экологической обстановки.

Задачи урока:

1. Повторить комплекс № 2 (коррекционно-оздоравливающей)

2. Повторить игровые упражнения «Светофор», «Жонглер»

3. Совершенствовать строевые элементы: перестроение из двух колонн в две шеренги размыканием на вытянутые руки вправо и влево

4. Закрепить технику передачи мяча снизу, ловля двумя руками и без ловли

5. Обучать технике передачи мяча сверху, ловля двумя руками и без ловли

6. Развивать гибкость, быстроту, ловкость и координацию движений

7. Содействие в развитии психических процессов (памяти, концентрации внимания, мышления и др.)

8. Развивать дыхательную, сердечно-сосудистые системы и одновременно снижения эмоционально-психической напряженности – системой специальных упражнений на растягивание (выход из полярной ночи)

9. Развитие игрового мышления посредством игры «Перестрелка»

10. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, устойчивого интереса к двигательной активности, музыкальности, чувство прекрасного.

Урок № 11

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания и терапевтический эффект воздействия

Подготовительная часть ≈11-12мин.

Построение, приветствие, сообщение задач урока

≈30″

Лопатки сведены, смотреть вперед, наличие с/формы, с/обуви; выявление больных.

1. Самоконтроль (проверка частоты сердечных сокращений)

≈30″

Проверяется пальпаторным методом на лучевой или сонной артерии.

2. Специальное дыхательное упражнение

«Полное дыхание» успокаивающий тип /под медитативную музыку/

И. П. – сидя или стоя, спину прогнуть в пояснице:

1 – медленно выполнить максимальный выдох;

2 – напряжением вниз диафрагмы выпятить вперед живот, насколько это возможно;

3 – не уменьшая величины выпячивания живота, сделать медленный вдох, расширяя грудную клетку последовательно за счет средних, верхних ребер, приподнимая плеч и ключицы;

4 – на вдохе задержать дыхание и втянуть живот;

5 – не расслабляя диафрагмы, медленный выдох.

≈30″

Тренирует способность к релаксации и гипоксическую устойчивость. Выполнять плавно без рывков. Эффект: Снимает утомление и стимулирует умственную работоспособность.

Музыка врабатывания.

«Бременские музыканты»

3. Строевые упражнения

Перестроение из одной шеренги в одну колонну.

≈10″

Четкое выполнение команд учителя.

4. Упражнения на формирование осанки и коррекции плоскостопия.

≈30″

Музыкальное сопровождение.

«Вместе весело шагать»

Ходьба с заданием:

а) на носках, руки вперед;

б) на пятках, руки в стороны;

в) на внешней стороне стопы, руки на пояс

 

≈10″

≈10″

≈10″

Лопатки сведены, смотреть вперед, подняться выше на носки;

5. Игровое упражнение «Светофор»

Бег с заданием:

а) бег прямо-зеленый флажок вверху;

б) правым боком приставными шагами, руки выполняют имитационные движения передаче сверху-в правой руке желтый флажок вверху;

в) левым боком приставными шагами, руки выполняют имитационные движения передаче сверху -в левой руке желтый флажок вверху;

г) спиной вперед-желтый, зеленый флажок вместе, руку вверх;

д) остановка, имитация передачи снизу-красный флажок, руку вверх;

е) ускорение по диагонали с изменением направления – взмах рукой зеленым флажком.

≈1′10″

≈10″

≈10″

≈10″

≈10″

≈15″

≈15″

Руки точно в стороны, лопатки сведены; Смотреть прямо, прогнуться в пояснице.

Эффект: Упражнения для концентрации внимания, улучшения памяти, мышления.

Шаг одной ногой, приставить другую ногу. Выполняется вперед, назад, в сторону, по диагонали.

Толкаться с обеих ног одновременно,

руки согнуты в локтях, на каждое движение руки выпрямляются.

Одна нога впереди, другая сзади в согнутом положении, кисти рук сомкнуты и отведены вниз.

Музыкальное сопровождение

«Инструментальная музыка»

6. Строевые упражнения

Перестроение из одной в две колонны в движении.

≈10″

Четкое выполнение команд учителя.

7. Общеразвивающие упражнения в движении:

≈30″

Музыкальное сопровождение

«Инструментальная музыка»

а) Пальчиковая гимнастика;

б) Пальцы в замке-вращательные движения в кистевых, локтевых суставах (змейка);

в) Правая (левая) вверху, левая (правая) внизу пальцы собраны в кулак - одновременное отведение рук назад на счет 1-2, на 3-4 смена положения рук

≈10″

≈10″

Обратить внимание на то, чтобы руки были выпрямлены в локтевых суставах. Эффект: Изменение активности внимания и тонуса коры больших полушарий.

Амплитуду движений увеличивать постепенно.

Обратить внимание, спина прямая, руки энергично отводятся назад. Темп быстрый.

8. Оздоровительно-профилактический комплекс без предметов № 2 на месте (стретчинг-гимнастика и физические упражнения хатха-ойги)

≈10″

Эффект: Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

Передние мышцы шеи

а) И. п. – стоя, руками упереться в подбородок

Методика:

Усилием рук выполнить наклон головы назад и удерживать достигнутое положение. Одновременно с давлением руками на подбородок можно напрягать мышцы шеи, сопротивляясь давлению.

≈7-8

Музыкальное сопровождение

«Инструментальная музыка»

Подвижность грудной клетки и плечевых суставов

б) И. п. – стоя, ноги вместе, правая (левая) вверху, левая (правая) внизу.

Методика:

По сигналу учителя, учащийся, сгибая руки в локтевых суставах, выполняет сцепление («замок») пальцами за спиной. Удерживает эту позу, одной затем другой рукой.

≈30″

Дыхание не задерживать.

Сцепление пальцев рук за спиной выполняется по возможности.

Мышцы, супинирующие плечо, грудные мышцы, разгибатели спины и бедра

в) И. п. – стоя ноги на ширине плеч, пальцы сцеплены за спиной в «замок»

Методика:

При наклоне вперед, голова вниз не опускается, руки вверх, ноги прямые. Удерживать эту позу.

≈30″

Обратить внимание на руки, чтобы они выпрямлялись в локтевом суставе и выносились до упора.

Определение координационной функции нервной системы (статическая координация)

г) И. п. – стоя, на одной ноге, опираясь подошвой другой ноги о колено опорной, руки в стороны, глаза открыты. Удержание позы («Фламинго»). На одной затем на другой ноге (хатха-йоги).

≈30″

Держать равновесие.

Эффект: Упражнение нормализует давление, улучшает кровообращение, способствует укреплению голени и мышц бедра.

Мышцы, сгибающие, разгибающие и приводящие бедро, а так же мышцы разгибающие туловище

д) И. п. – сед, одна нога вперед, другая согнута назад, стопа у ягодиц. Туловище прямо.

Методика:

Выведением таза вперед растягивание усиливается. Наклонив верхнюю часть туловища к вытянутой ноге, касаясь руками стоп, взгляд устремить вперед. На каждую ногу.

≈30″

Обратить внимание на прогиб в грудном и поясничном отделе.

Музыкальное сопровождение

«Инструментальная музыка»

Мышцы, приводящие и разгибающие плечо, мышцы-сгибатели предплечья и кисти, приводящие мышцы бедра

е) И. п. – сидя на полу, скрестить ноги с разведенными бедрами, руки на бедрах.

Методика:

Удерживая прямую спину, вытянуть сцепленные пальцы в «замок» ладонями вверх (поза «лотос»).

≈40″

Позу удерживать в неподвижном состоянии.

Мышцы брюшного пресса и сгибатели бедра

и) И. п. – сед, на пятках, руки выпрямлены вперед и упираются в пол

Методика:

Прогибаться в поясничном, грудном и шейном отделе позвоночного столба параллельно пола, руки на месте, возвращаться в исходное положение (поза «кошечка»).

≈1

Прогибаться последовательно, не касаясь, пола. Эффект: увеличение подвижности позвоночного столба.

к) И. п. – упор, лежа на бедрах

Методика:

Прогнуться, руки прямые, таз прижат к полу (поза «кобры»)

≈40″

Использовать как мышцы спины, так и силу рук, держать голову поднятой; локти согнуты, а плечи опущены.

л) И. п. – упор лежа, на пальцах

Методика:

Стоять на пальцах в неподвижном состоянии определенное количество времени.

≈30″

Обратить внимание, чтобы дети не стояли на ладонях.

м) И. п. – стоя, руки согнуты в локтевых суставах

Методика:

Пальцы одной руки выполняют массирующие движения между пальцами другой руки, растирание наружной части кисти, внутренней части ладони (приемы саммомассажа)

≈1

Растирание рук довести до разогревания в пальцах и ладонях.

н) И. п. – стоя, руки согнуты в локтевых суставах

Методика:

Прыжки на двух ногах с поворотами на 180◦

≈1

Приземляться на обе ноги в полусогнутом положении

Основная часть ≈27-28′

9. Игровое упражнение «Жонглер»

Игра «Кто лучше и быстрее?»

≈2-3′

Музыкальное сопровождение

«Инструментальная музыка»

а) Прием и передача мяча сверху над собой

Методика:

И. п. – стоя, ноги согнуты в коленном суставе, руки переносят на уровень лица, а кисти располагают для встречи с мячом, для этого локти выносят вперед и в стороны, большие пальцы направляют к носу – подбрасывание мяча одной рукой над собой.

≈1′

Обратить внимание на согнутые фаланги и толчок мяча подушечками пальцев.

Стараться, чтобы мяч не упал на пол.

б) Прием и передача мяча снизу над собой

И. п. – стоя, ноги согнуты в коленном суставе, руки согнуты в локтях, ладони вложены одна в другую или сведены вместе - подбрасывание мяча одной рукой перед собой, прием мяча снизу.

≈1′

Обратить внимание на то, чтобы кисти рук отводились вниз и локти были выпрямлены.

в) Прием и передача мяча снизу и сверху над собой

И. п. – стоя, ноги согнуты в коленном суставе, руки переносят на уровень лица, а кисти располагают для встречи с мячом, для этого локти выносят вперед и в стороны, большие пальцы направляют к носу, при верхней передаче, затем ладони вкладываются одна в другую или сводятся вместе - подбрасывание мяча одной рукой перед собой, прием мяча сверху и снизу.

≈1′

Ловить мяч, не ронять.

Обратить внимание на согнутые ноги в коленном суставе и расположение пальцев при верхней передаче, а также на перемещение волейболиста.

10. Закрепить технику передачи мяча снизу, ловля двумя руками и без ловли.

Учащиеся выстраиваются двумя оптимально разомкнутыми шеренгами лицом друг к другу на расстоянии 5-6 метров.

В парах, один занимающийся одной рукой подбрасывает мяч вверх над собой и, нижней передачей передает партнеру. Нижние передачи выполняются точно по определенной траектории.

≈5-6′

Туловище расположено в вертикальном положении, одна нога впереди, другая сзади, руки подготовлены для приема мяча. Кисти рук сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, развернуты снаружи и сближены, прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий или кисти, руки в момент приема мяча выпрямлены, ошибкой считается сгибание их в локтевых суставах.

Музыкальное сопровождение

«Инструментальная музыка»

11. Специальное дыхательное упражнение

«Тонизирующее дыхание» нагрузочного и восстановительного типа

И. П. – стоя с широко расправленной грудью, спину прогнуть в пояснице:

1 – выдохнуть, затем выполнить глубокий вдох, задержать дыхание;

2 – на задержке дыхания вытянуть вперед расслабленные руки, сжать пальцы в кулаки и, напрягая мышцы до предела, привести сжатые кулаки к плечам;

3 – на задержке дыхания медленно, с напряжением развести руки в стороны, разжать кулаки и быстро вернуть руки к плечам;

4 – расслабляясь, руки вниз и произвести форсированный выдох.

≈1′

Упражнение выполняется в интервале отдыха после нагрузок. Добиваться максимального выдоха. Эффект: Обладает общетонизирующим воздействием, активирует кору головного мозга.

12. Обучать технике передачи мяча сверху, ловля двумя руками и без ловли

Учащиеся выстраиваются двумя оптимально разомкнутыми шеренгами лицом друг к другу на расстоянии 5-6 метров.

В парах, один занимающийся подбрасывает одной рукой мяч вверх над собой и, верхней передачей передает партнеру.

Верхние передачи выполняются точно по определенной траектории.

≈5-6′

Туловище расположено вертикально, степень сгибания ног зависит от высоты траектории полета мяча, стопы параллельны, руки выносятся вверх, кисти в форме овала оптимально напряжены. Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом, при этом большие пальцы принимают на себя основную нагрузку, а указательные являются основной ударной частью, средние в меньшей степени, а безымянные и мизинцы в основном удерживают мяч в боковом направлении.

13. Подвижная игра «Перестрелка»

Класс делится на 2 равные смешанные команды (девочки, мальчики), по физической подготовленности учащихся, каждая из которых располагается в своем городе на одной половине площадки (от средней линии до коридора).

Руководитель подбрасывает волейбольный мяч в центре, между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды - получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник увертывается от мяча и, в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Осаленные мячом идут за линию плена на противоположную сторону (в коридор). Пленный находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки. Поймав мяч, пленный перебрасывает его в свою команду, а сам остается на своей половине поля. Игра заканчивается, если все игроки одной из команд оказались в плену и в конце выбивают капитана.

≈10′

1. В ходе игры нельзя заходить на половину противника;2. Салить мячом можно в любую часть туловища, кроме головы; 3. Ловить мяч руками можно, но если игрок выронил мяч, то он считается осаленным и идет в плен; 4. Не разрешается бегать с мячом в руках по площадке; 5. Мяч, вышедший за границы площадки, отдается команде, из-за линии которой он выкатился;

6. За допущенные нарушения мяч передается противнику.

Музыкальное сопровождение

«Инструментальная музыка»

14. Медленный бег

≈1′

Следить за работой рук, выносом маховой ноги; постановкой стопы; дыхание не задерживать.

Заключительная часть ≈5-6′

15. Аутогенная тренировка (укороченный вариант) под медитативную музыку

≈3-4′

 

Формула 1. Общее успокоение.

«…Закончим сегодняшний урок минутами полного отдыха и расслабления…Расслабьте руки, потряхивая ими словно желая стряхнуть капли воды с пальцев. То же самое сделайте ступней правой ноги, затем левой… Вытяните обе руки вверх над головой… Встаньте на носки и потянитесь изо всех сил, как если бы вы хотели достать рукой солнце… Ваше тело наливается тяжестью… Представьте себя цветком на длинном стебельке… Медленно опуститесь на скамейку и закройте глаза…»

Формула 2. Концентрация внимания

«…Сконцентрируйте внимание на кончиках пальцев ног… Расслабьте их, затем медленно переводите внимание снизу вверх расслабляя ступни, ноги, бедра, спину, туловище, руки, грудь, рот, нос, мышцы лица…»

Формула 3. Специальная формула.

«…Ваше тело стало настолько тяжелым, что вы под тяжестью собственного веса, как бы проваливаетесь сквозь пол, при этом вы абсолютно расслаблены и совершенны спокойны…»

Формула 4. Мобилизующая формула для выхода из состояния релаксации.

«…Ощутите левую… потом правую ногу…живот…грудь…руки…шею…лицо…потянитесь… потяните кисти рук, пальцы…плечи…позвоночник…ноги. Откройте глаза. Улыбнитесь!. . . »

 

Аутотренинг – используется для снятия эмоциональной напряженности, кратковременного отдыха, преодоления стрессовых состояний, повышения психофизиологических резервов организма, для управления нервной вегетативной системой и через нее – деятельностью внутренних органов.

Установка: быть расслабленным и спокойным, уметь вызывать ощущение тепла и тяжести в руках и ногах.

16. Построение, подведение итогов, выставление оценок, замечания, д/з, организованный уход.

≈1-2′

Д/з, «Полное дыхание» перед сном-2-3раза.