Конспект занятия для кружковой деятельности объединения "Мастерицы" по теме "Коллекция бабочек"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: развитие мотивации к познанию окружающего мира и творческой деятельности.

Задачи:

  • формировать умение самостоятельно выполнять эскиз изделия;
  • закрепить знания о цветовом круге и умение применять их на практике;
  • способствовать воспитанию любви к природе родного края.

Тип занятия: комбинированное.

Методы обучения:

  • Словесные – рассказ педагога, сообщения учащихся о некоторых видах бабочек, особенностях их окраски, чтение стихов, загадок.
  • Наглядные – иллюстрации с изображением бабочек, таблица с цветовым кругом.
  • Практические – самостоятельная работа над эскизом.

Оборудование и материалы: ножницы, бумага, краски, карандаши, кисти, клей, цветок для выставки.

Ход занятия

1. Вводная часть:

Организационный момент.
Подготовка к занятию.
Инструктаж по технике безопасности.

2. Теоретическая часть:

Природа – неисчерпаемый источник красоты. Разве не привлекают внимание своими формами и красками причудливые цветы, или отливающие всеми цветами радуги рыбки, или разнообразные с великолепным оперением птицы? А что говорить об изумительной красоте бабочек? Древние римляне верили, что они произошли от цветов, оторвавшихся от стеблей. И сегодня мы будем говорить о бабочках – нежных и хрупких созданиях, но сначала послушаем о них стихи, которые вы приготовили (дети читают стихи и загадки о бабочках) (Приложение 1).

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Я вижу, что вас заинтересовала эта тема и чтобы больше узнать о бабочках, послушаем сообщения, которые нам приготовили девочки.

Ученик 1. Общие сведения о бабочках, особенности строения крыльев (Приложение 2).

Мы узнали о разнообразии видов бабочек, а сейчас мы более подробно познакомимся с некоторыми из них.

Ученик 2. Знакомит с некоторыми видами бабочек, их названием, особенностями окраски крыльев. (Приложение 3).

Ученик 3. А теперь послушаем, как окраска помогает бабочкам спасаться от врагов. (Приложение 4)..

Вот так приспособились бабочки спасаться от врагов. И это не случайно, ведь бабочек подстерегает много опасностей: насекомые – хищники, птицы, некоторые виды млекопитающих – это далеко не полный список их врагов. Из сотен гусениц выживают десятки, и лишь единицам удается завершить жизненный цикл развития. Вмешивается в него и человек. Бабочек ловят для коллекций, а гусениц часто уничтожают как вредителей. Поэтому многие виды бабочек занесены в Красную книгу.

Но мы с вами своей коллекцией не нанесем вреда природе, потому что наши бабочки будут созданы из ниток и ткани. И пусть наши бабочки, как живые цветы, украсят наш кабинет, наполнят его светлой радостью, движением и радуют нас чудесным сочетанием красок.

Повторение пройденного материала.

Для гармоничного сочетания цветов рекомендуется использовать цветовой круг. Давайте мы обратимся к нему и вспомним законы сочетания цветов.

Ответы детей:

– холодные цвета
– теплые цвета
– ахроматичные цвета.
– Гармоничное сочетание – цвета расположенные через сектор.
– Контрастное – противоположный сектор.
– Дисгармоничное сочетание – соседние секторы. Дисгармонию можно уменьшить, если использовать дополнительный, нейтральный цвет (черный, белый, серый).

Посмотрите примеры сочетания теплых, холодных, контрастных цветов (демонстрация таблицы).


<Рисунок 1>


 <Рисунок 2>


 <Рисунок 3>

Окраска бабочек обычно симметрична, но можно и фантазировать. Ведь самый великий художник – природа дала волю своей фантазии и не поскупилась на краски и оттенки, покрывая крылья бабочек замысловатыми узорами.

Практическая часть.

Прежде чем приступить к выполнению эскиза, давай те еще раз повторим технику безопасности при работе с инструментами.

Выполнение эскиза бабочки.

– Самостоятельная работа детей.

– Оказание помощи в затруднительных ситуациях.

Заключительная часть.

Изготовленные эскизы бабочек закрепляются на цветке (выставка работ).

– Оценка работ учащимися, педагогом, самооценка.

Я думаю, что такие красавицы – мечта любого коллекционера! Сегодня мы узнали много нового о чудесных созданиях – бабочках. Познакомились с разнообразием их названий, окраски, выполнили эскизы, изделия по которым мы начнем выполнять на следующем занятии.

Я надеюсь, что теперь, когда вы встретите порхающих в воздухе бабочек, вы отнесетесь к ним с большим вниманием и интересом!