Раздел программы: Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Тема урока: “Алгоритмы и исполнители”.
Тип урока: Урок обобщение и систематизации знаний.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый
Программное обеспечение:
учебное электронное пособие “Математика 5-11 классы. Практикум” Выполнено на платформе “1С: Образование-3.0”.Цели урока:
- cоздание условий для формирования умения быстро и точно определять типы алгоритмических конструкций;
- развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;
- развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания на практике;
- развивать творческое начало у учащихся и умение работать в группах;
- проконтролировать уровень усвоения программного материала.
Задачи урока:
образовательные
:- обобщить и систематизировать знания основных понятий: исполнитель, алгоритм, программа;
- познакомится с исполнителями Робот, Кузнечик, Монах, Водолей;
- отрабатывать умения по написанию программ в среде исполнителя.
развивающие
:- развивать познавательную деятельность и творческие способности учащихся;
- формировать логическое и абстрактное мышление;
- развивать алгоритмическое мышление: выработка умений разбивать задачу на отдельные этапы, четко определять и записывать отдельные команды из системы команд изученного исполнителя
- развивать воображение и внимательность.
воспитательные
:- воспитывать коммуникативную культуру
- развивать познавательный интерес.
План урока
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Организационный момент | Проверка готовности класса к уроку, приветствие |
2. Мотивационное начало урока. Подготовка к учебно-познавательной деятельности. | Вступительное слово. Постановка цели урока |
3. Повторение и обобщение изученного материала | Сообщение на тему
“Происхождение слова “Алгоритм”. Фронтальный опрос. Индивидуальная работа (кроссворд) |
4. Практическое применение знаний | Работа с учителем. Решение практических задач в группах. Работа за компьютерами, отладка программ |
5. Подведение итогов, домашнее задание | Обсуждение результатов работы, рефлексия |
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверить готовность класса к уроку. Приветствие.
II. Мотивационное начало урока.
Учитель. Может ли человек прожить без алгоритмов? Почему? (Ответы учеников)
Тема нашего урока “Алгоритмы и исполнители”. Цель урока – обобщить знания по данной теме и использовать их для выполнения практических заданий.
III Повторение и обобщение изученного материала
Учитель. Начнем с сообщения на тему “Происхождение слова “алгоритм”. (Задание получает группа учеников заранее, ищет материал, знакомит с ним учащихся класса)
1. Фронтальны опрос.
- Можно ли набор действий считать алгоритмом?
- Что такое алгоритм?
- Какими свойствами должен обладать алгоритм?
- Кто может быть исполнителем алгоритма?
- Какие вы знаете способы записи алгоритмов?
- Какие основные алгоритмические конструкции вы знаете?
- Укажите, какая блок-схема, соответствует какому виду алгоритмов.
2. Индивидуальная работа.
Ребята получают задание отгадать кроссворд по теме “Алгоритм и исполнитель”.
- Приказ на выполнение действия. (Команда)
- Программа – транслятор (Компилятор)
- Универсальный язык программирования. (Алгол)
- Команда, которой заканчивается программа. (Конец)
- Алгоритм, записанный на языке программирования. (Программа)
- Объект, который выполняет алгоритм. (Исполнитель)
- Алгоритм, команды которого выполняются исходя из условия. (Ветвление)
- Универсальный исполнитель. (Компьютер)
IV. Практическое применение знаний
Учитель: Теоретические знания вы свои показали, теперь у вас есть возможность применить их на практике. Познакомимся с исполнителями Кузнечик, Монах и Водолей.
(Работаем следующим образом: ученик рассказывает об исполнителе (материал подготовлен им заранее), учитель разбирает с учениками первую задачу, ученики решают вторую задачу в группе и проверяют правильность решения с помощью компьютера, третью задачу записывают на дом)
Кузнечик.
Живёт на числовой прямой. В начальный момент времени находится в точке О. Кузнечик может прыгать вперёд и назад.
Система команд. Кузнечик знает две команды. Вперёд и назад. Кузнечик прыгает либо вперёд на указанное число шагов или назад. На Кузнечика в задачах могут накладываться различные условия.
Задача 1
Кузнечик умеет прыгать на 3 точки вперёд и на 2 точки назад. Напишите программу, которая переводит Кузнечика в точку 7, не выводя его при этом за пределы отрезка [0;7].
Решение
Вперёд 3
Вперёд 3
Назад 2
Вперёд 3
Задача 2
Кузнечику нужно пройти отрезок [0;20] побывав в каждой точке ровно один раз. Напишите программу и проверьте правильность решения с помощью компьютера.
Условие задачи 3 перепишите в тетради, это задача на дом.
Монах
Исполнитель Монах занимается перекладыванием дисков с одного стержня на другой по определённым правилам. Кружков может быть любое количество, они имеют номера, №1 – самый маленький.
Игру “Ханойская башня”, в которой перекладываются диски, изобрел французский математик Люка в 1883 году и украсил ее романтической легендой: “Где-то в непроходимых джунглях недалеко от города Ханоя есть монастырь бога Брама. В начале времён, когда Брамма создавал Мир, он воздвиг в этом монастыре три высоких алмазных стержня и на один из них возложил 64 диска, сделанных из чистого золота. Он приказал монахам перенести эту башню на другой стержень. С этого времени монахи работают день и ночь. Когда они закончат свой труд, наступит конец света”
Правила для перекладывания:
- При каждом ходе перекладывается один диск.
- Нельзя откладывать диски в сторону.
- Брать и класть диски можно только с вершины и на вершину.
- Запрещено класть больший диск на меньший.
Система команд. Монах знает шесть команд. Мы познакомимся сегодня с одной. Перенеси с А на В (<кружок>). По этой команде Монах переносит диск с поля А на поле В
Задача 1
Перенести башню из трёх кружков на соседнее поле оптимальным способом.
Решение
Перенеси с А на В (<1>).
Перенеси с А на С (<2>).
Перенеси с В на С (<1>).
Перенеси с А на В (<3>).
Перенеси с С на А (<1>).
Перенеси с С на В (<2>).
Перенеси с А на В (<1>).
Имея более глубокие математические знания можно доказать, что количество шагов в этих задачах вычисляются по формуле 2n – 1, где n – число дисков.
Задача 2
Перенести башню из четырёх кружков оптимальным способом.
Учитель. Из какого количества шагов будет состоять ваша программа? (15) Напишите программу и проверьте правильность решения с помощью компьютера.
Дома попробуйте переставить башню из пяти дисков.
Водолей
Водолей занят наливанием и переливанием воды. У Водолея есть водоём, откуда он может черпать воду в любом количестве и куда он может выливать ненужную воду. Сосуды обозначаются буквами латинского алфавита А, В, С… Водолей знает объём каждого сосуда. Задача Водолея – отмерить нужный объём.
Система команд Водолея
наполни А - по этой команде Водолей наливает до краёв воду в сосуд А
вылей из А - Водолей выливает воду из сосуда А
перелей из А в В – по этой команде Водолей переливает воду из А в В до тех пор, пока сосуд В не заполнится или сосуд А не опустеет.
Задача 1
У Водолея есть два сосуда ёмкостью 7 и 2 литра. Напишите программу, с помощью которой он может отмерить один литр.
Решение
наполни А
перелей из А в В
вылей из В
перелей из А в В
вылей из В
перелей из А в В
В сосуде А остался один литр воды.
Задача 2
Водолей имеет сосуды ёмкостью 5 и 13 литров. Напишите программу с помощью которой, он отмерит 4 литра и проверьте правильность решения с помощью компьютера.
Условие задачи 3 перепишите в тетради, это задача на дом.
V. Подведение итогов, домашнее задание
- Зачем нужны алгоритмы?
- Какую практическую значимость имеют полученные знания?
- Что вам удалось сделать на уроке?
Учитель: А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Перед вами разноцветные человечки. Красный – урок удался, жёлтый – всё было обычно, зелёный – скучный урок, ни чего полезного и интересного. Выразите своё отношение к уроку с помощью этих цветных человечков.
Объявляются оценки за урок (учитываются ответы во время опроса, кроссворд и количество верно решённых задач).
Домашнее задание:
- повторить весь материал по теме “Алгоритмы и исполнители”;
- решить задачи, записанные в тетради;
- узнать за какое время монахи перенесут диски, если на каждый шаг они тратят 10 секунд.