Система работы школы по формированию навыков самообразовательной деятельности учащихся

Разделы: Администрирование школы


Сегодня обществу нужна творческая личность – человек, который способен думать по-новому, самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, самостоятельно находить способы их осуществления, предлагать нестандартные решения. Нужен человек, который имеет не только способности, но и потребность саморазвития и самоусовершенствования.
Но ни для кого не секрет, что часто выпускник школы не готов к самостоятельной жизни, он даже не всегда готов к продолжению учебы в высших учебных заведениях: не может самостоятельно добывать знания, работать с литературой. Ученые исследовали эту проблему и выяснили, что более 70% выпускников не умеют планировать свою интеллектуальную деятельность, не могут составить конспект, выделить главное из прочитанного, беспомощны в работе со справочной литературой.

Как решить эту актуальную проблему? Все понимают, что это не так легко и в рамках одного урока практически невозможно. Анализ ситуации показал, что нужна целенаправленная система мер по формированию навыков самообразовательной деятельности учащихся. И эта система должна включить в себя и корректировку учебных планов, и совершенствование организации учебно-воспитательного процесса и улучшение научно-методической работы школы.

Так как самообразование – это процесс овладения знаниями по инициативе самой личности и контролируемый самой личностью, то построение процесса обучения навыкам самообразовательной работы возможно только на основе изучения данных индивидуальных психологических особенностей личности.

На протяжении ряда лет педагогический коллектив школы работает над внедрением личностно-ориентированного обучения в учебно-воспитательный процесс, т.е. над таким обучением, которое определяет ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Это обучение, когда сначала необходимо раскрыть субъективный опыт ученика, а потом согласовать его с содержанием образования. И как логическое продолжение проблемой школы в настоящее время является создание психолого-педагогических условий для развития и саморазвития личности.

Создавая условия для обучения, нужно понимать, что обучение возникает только в условиях активной деятельности учащихся и это должно согласовываться с мотивами деятельности того, кто обучается. Другими словами – обучение должно соответствовать известному закону единства педагогического руководства и самодеятельности учащегося. Да, ребенок должен трудиться, ибо как сказал Д.И.Менделеев «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».

Решение любой проблемы необходимо начинать с организации методической работы, т.к. проблемы в учебной деятельности ученика всегда находят отражение в практической деятельности учителя. Именно с ее помощью учитель должен понять и принять идею необходимости решения данной задачи и, прежде всего учителя необходимо поставить в условия самообразования и саморазвития. Именно правильно организованная МР поможет учителю адекватно оценить соотношение своей деятельности с идеальной моделью работы учителя. Работе над данной проблемой будут способствовать и правильно подобранные темы заседаний педагогических советов, и работа школьных МО, где предметом методических диалогов являются конкретные педагогические ситуации и именно на таких заседаниях можно предложить для изучения и внедрения новую педагогическую технологию. В работе МО все чаще должны использоваться нетрадиционные формы работы – нестандартные уроки, проблемные столы, моделирование ситуаций, что вызывает интерес у учителя и стимулирует его деятельность, что в свою очередь стимулирует и работу учащихся.

Способствует работе по формированию самообразовательной деятельности учащихся и проведение теоретических семинаров, на которых происходит знакомство с современными педагогическими технологиями и могут быть рассмотрены следующие вопросы:

– использование активных форм работы учащихся на уроке;
– диагностирование и прогнозирование учебно-воспитательного процесса;
– поиск и развитие одаренных и способных детей;
– развитие творческих способностей учащихся и др.

Важным фактором для организации самообразовательной деятельности учащихся является уровень профессионального и творческого потенциала учителя , что способствует более качественному решению поставленных перед школой задач. В педагогическом арсенале любого учителя существует множество методических приемов, с помощью которых
можно научить учащихся приемам самостоятельной работы. Наиболее эффективным является использование Правил самостоятельной деятельности, которые разработаны Л.А.Ушаковой и усовершенствованы в нашей школе:

– правила записи текста;
– как составить конспект;
– как подготовить реферат;
– правила запоминания;
– учись работать над понятием;
– учись проводить сравнение;
– как провести эксперимент;
– учись правильно наблюдать;
– как составить тезисы;
– научись разъяснять теорию и др. (Приложение)

В чем же мы видим возможности развития самообразовательной деятельности ученика?

Прежде всего, в изменении характера учебного процесса. Необходимо сократить долю готовой информации, получаемой учащимися от учителя и увеличить удельный вес их самостоятельной работы.

Причем на этом этапе необходимо стимулирование учащихся к активной самостоятельной деятельности. Для этого необходимо:

– переводить знания ученика в его убеждения и мировоззрение;
– учить теоретически объяснят полученные результаты;
– не злоупотреблять показом образца действий, детальными инструкциями, жестким управлением;
– ставить учащихся перед необходимостью аргументации и критического анализа;
– научить методам самоконтроля и самооценки и многому другому.

При этом весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся имели возможность постоянно развивать и закреплять приобретенные умения.

Учителю необходимо всегда помнить основные принципы стимулирования самостоятельной работы учащихся:

  • заинтересованность учащихся в приобретении знаний;
  • организация учебного поиска;
  • наличие личной точки зрения, сравнения и аналогии;
  • привлечение к выполнению заданий повышенной трудности;
  • проведение оригинальных экспериментов и т.д.

Работая в этом направлении необходимо изменить и критерии оценки знаний учащихся. Высоко должен оцениваться ответ, в котором проявляется творческий подход к изучению учебного материала, в котором просматривается самообразовательная деятельность ученика.

Самым простым и распространенным способом включения самообразовательной деятельности в учебный процесс являются рекомендации учителем дополнительных источников получения знаний по изучаемым вопросам – это и телевидение, и периодически печать, и, конечно же, книги.

А стимулируется эта деятельность с одной стороны библиотекой, которая постоянно информирует и учеников, и учителей о книжных новинках, с другой – нестандартным применением этих знаний на занятиях: уроках-семинарах, практикумах, зачетах, в процессе деловой игры и т.д.

Является целесообразным и деление учеников на три подвижные группы по степени владения умениями самообразовательной деятельности, где происходит постоянное перемещение учеников из группы в группу, по мере того как исполнительский уровень перерастает в частично-поисковые приемы самообразовательной деятельности. И это тоже (в некоторой степени) может использоваться как стимул к овладению приемами самостоятельного добывания знаний.

По мере того, как ученики приобщаются к самообразовательной деятельности, объяснение учителя постепенно уступает место самостоятельному поиску знаний. Посещая сегодня уроки можно видеть, что активно работает преимущественно учитель, процесс обучения построен на запоминании, вместо работы мысли усиленно работает память учащихся. В связи с такой ситуацией возникает необходимость сформировать у учеников потребность в активном обучении. И старый лозунг «Учись учиться» становится совершенно актуальным и приобретает новые оттенки. Мы должны учеников учить учиться. А именно, развивать свои способности, совершенствовать умения и навыки, овладевать научными методами познания, научиться методам самостоятельного обучения.

Но вся эта работа не может проводиться без активного участия психологической службы.

Именно психолог может помочь учителю выявить психологические особенности каждого ребенка, уровень умственного развития, мотивацию учебной деятельности.

Почему мы так подробно говорим об этом? Дело в том, что каждый учитель, решающий данную проблему, должен продвигаться одновременно по трем направлениях:

  • Внедрение в практику приемлемых форм самообразования учащихся.
  • Обучение учащихся приемам и навыкам самообразовательной работы.
  • Стимулирование и поощрение самообразовательной работы школьников.

Многие учителя владеют большим арсеналом форм, приемов и методов организации самообразовательной деятельности. Это и нестандартные уроки, ролевые и деловые игры, использование дополнительных источников знаний для устных опросов, тестовых заданий, викторин, докладов, сообщений, это и проблемное обучение, подготовка рефератов, проведение домашних опытов, наблюдений; это и проведение самостоятельных, парных и групповых работ. Во внеклассной работе это кружки, предметные недели, тематические вечера, выпуск стенгазет, научные конференции, выставки, издание альманахов ученического творчества и т.д.

А что же со стимулированием?

Да это и есть стимулирование, т.к. пропаганда самообразования, ощущение учеником мощи интеллектуального богатства – это и есть стимул.

Термин «стимулирование» происходит от латинского слова, которое означает побуждение к действию, побудительная причина. Стимулировать значит вызывать повышенный интерес. Следовательно, это превращение внешнего фактора воздействия во внутреннее побуждение личности.

Основным стимулом деятельности ученика является оценка. А это инструмент, пользование которым требует огромного умения и высокой педагогической культуры.

Особенно это важно в оценивании самообразовательной деятельности.

Оценка порождает отметку, которая имеет важное воспитательное значение. Похвала усиливает внутреннее побуждение. Огромную роль в стимулировании играют поощрение и наказание. В стимулировании самообразовательной деятельности более весомую роль играет поощрение, т.к. преследует цель побудить работать еще лучше.

Стимулом в работе может быть и создание благоприятной ситуации, т.к. лучше и быстрее ученик делает то, что нравится. Стимулирует и перспектива, и развитие сознательности, и материальные стимулы, и оправданные требования и целеустремленный выбор форм и методов, и правильно сформулированная цель, и объективный учет и контроль, и любимый, стимулирующий учитель.

Учителю необходимо искать и применять такие стимулы, которые превращают «надо» в «хочется».

И только тогда сегодняшний выпускник вместе с аттестатом о среднем образовании унесет из школы хорошо развитые умения и навыки самообразования и самоусовершенствования. А ему это ох как надо! Потому что слова «век живи – век учись» вовсе не юмор. Они имеют философское значение и это жизненная необходимость.