Разработка родительского собрания "Языковая среда ребенка"

Разделы: Работа с родителями


Цели и задачи:

  • Предложить учителям и родителям некоторые элементы методики работы по воспитанию негативного отношения к бранным словам.
  • Формировать элементарное противоядие в душах подростков и их родителей.
  • Нейтрализовать жаргонную лексику в речи ребёнка.
  • Содействовать воспитанию чистоты разговорной речи.

Прогнозируемый результат:

  • Осознание родителями, что присутствие и употребление непристойной лексики тормозит развитие мышления, речи и общей культуры ребёнка.
  • Желание родителей участвовать в «оздоровлении» речи ребёнка.

Форма проведения: беседа, диалог учителя с родителями, дискуссия и выступления родителей.

Подготовительная работа.

  • С учащимися класса проводится анкетирование с целью выявления среды общения.
  • Работа по лексикологии.
  • Выявление эмоционального восприятия слова.  

Оформление:

На доске записана тема родительского собрания: «Языковая среда ребёнка»

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы
И страданья,
Наш дар бессмертный – речь. 

Высказывание И.С.Тургенева:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и прекрасный русский язык…»

  • Оформлена выставка рисунков ребят.
  • Наглядный лексический словарь учащихся
  • Музыкальное оформление: звучат фрагменты из песен «Я знаю три матерных слова» и «Моя мама варит кофе. Подождём твою мать», песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»

Звучит звукозапись фрагментов песен «Я знаю три слова…» и «Моя мама варит кофе…»

Наверное, Вас, уважаемые, очень удивило, что звучит песня, в которой некоторые слова «режут» уши? Это вполне объяснимо. Речь пойдёт о языковой среде учащихся, о культуре речи и общения наших детей.
Мы говорим на русском языке. Он очень богат. Л.Н. Толстой в своё время писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…».
Но, к сожалению, в нашем языке кроме красивых и звучных слов встречаются довольно часто «сорняки».
О необходимости работы по формированию культуры речи в настоящее время много говорят и пишут, и для этого есть серьёзные причины.

Родителям были предложены вопросы:

  • Как Вы считаете, ваши дети употребляют в речи бранные слова? Если да, то что является источником их познания?
  • Какой вред детям может нанести обильное употребление этих непристойных слов?

Общие мнения родителей определились в следующем:

  • Почти все дети класса употребляют в речи бранные слова. Источником их познания является общение с друзьями, семья, школа, печатные издания и телепередачи. В настоящее время бранная речь «льётся» в уши. Эти слова знают все от мала до велика, но официально они являются принадлежностью пассивного словаря человека, хотя жизнь постоянно доказывает обратное.
  • Употребление непристойных слов тормозит развитие детской речи, не способствует формированию полноценной личности. Ребёнку, слышащему и употребляющему бранное слово, трудно при ответах на уроках подобрать общеупотребительные хорошие слова. Он с большим трудом пересказывает тексты, затрудняется придумать предложение, часто возникают конфликты при общении в семье, друг с другом.

Для продолжения разговора была рассказана история.

По двору идёт старушка и ругает внука – мальчика лет восьми. Он шагает, понурив голову и шмыгая носом. Брань слышна хорошо, и она так не вяжется с благообразным обликом бабушки. Прохожие делают пожилой женщине замечание: «И как вам не стыдно! Ведь с ребёнком же разговариваете!». Старушка не теряется, а переходит в контрнаступление: «Да на оболтуса никакой управы нет! А что он этих слов не знает, что ли?».
Каково восприятие родителей?
– До чего люди дожили, если женщина, которой, казалось бы, самой природой предназначено быть хранительницей нравственности, опускается до подобного сквернословия.
А вот следующая история.
Идёт по улице молодая мама и на чём свет ругает несмышлёныша, используя лексикон подворотни. Не становится ли страшно за малыша, который буквально с «молоком матери» поглощает эту словесную отраву, страх за мать, к которой вернутся эти злые слова, усиленные и смачно одобренные «многоэтажностью» от великовозрастного сына или подросшей дочери? «Оглянись во гневе» – советуют мудрецы. «Проглоти слово» – говорят опытные.
– Не секрет, что наша жизнь день ото дня становится всё сложнее и сложнее. Порой очень хочется после всех неудач и передряг ввернуть слово покрепче. Многие так и делают.
Вот что рассказала одна ученица:
«Я не буду рассказывать о своём классе, где все, за редким исключением, выражаются так, что слышать не хочется. Я расскажу о семье. Родители и со мной и между собой изъясняются весьма упрощенным языком, употребляя выражения, которые режут слух».
– Может ли человек в хорошем настроении, довольный окружающим и собой, браниться?
– Конечно, нет. Бранятся люди, когда сильно обижены, огорчены, разозлены. А если задуматься, не являются ли дети причиной плохого настроения родителей: не помогали, не слушались, забыли сделать порученную работу, просто капризничали.
– Наверно, такое случалось не раз. У всех родители устают, т.к. работают. У них бывают неприятности и огорчения. Они приходят домой и видят дома беспорядок, в этом случае родители «срываются». 
Вся тяжесть положения в том, что во многих семьях употребляют «лихие» выражения. Они стали привычкой. Этого и надо опасаться всем родителям. Если дети с малолетства не приучены пользоваться сложнейшим языковым механизмом, речь их примитивна и груба. Неужели мы хотим воспитать детей, которые потом, чтобы объясниться с окружающими, будут «корчиться» в безъязыкости, людей, которые смогут в различных комбинациях соединить только бранную лексику, не заботясь о том, как их воспримут?

Вот такими оказались результаты работ учащихся класса по лексикологии.

  • Было предложено ребятам составить словарь вежливых слов. Их словарный запас составил 10-12 слов. Это слова и выражения, употребляемые нами повсеместно. ( словарь прилагается)
  • Ученики объяснили лексическое значение слов – баклан, лох, умный.

В основном многие правильно определили значение и сферу употребления данных слов. (образец прилагается).
Думается, что родителям также интересно узнать об эмоциональной лексике ребёнка, какие ассоциации вызывают у них то или иное слово.

  • Для работы с ребятами были выбраны слова – мать, блин, фиг, голубой, буфера, олень, козёл, хрен, тёлка.

Родители рассмотрели рисунки ребят и отметили, что в основном ребята правильно передали свои ассоциации на листе бумаги. Вот только почему-то в разговорной речи эти же слова они употребляют совсем в другом значении, часто даже не понимая сказанного.
Возможно, многие ребята выражают таким образом эмоции положительные: одобрение, восторг, изумление и даже нежность. При намерении оскорбить нецензурные слова используются не в их прямом значении. Например, недавно ученик назвал девочку из класса стервой. На вопрос: «Что это означает? – он ответил, – что она просто дура».
Другая категория ребят употребляет бранные слова всего лишь по той причине, что такой стиль общения принят в среде их общения, или как средство для создания репутации «человека без предрассудков».

Что же делать? Что противопоставить бранному слову в речи подростков?
Прежде всего – устыдиться самим взрослым своей привычке браниться при детях, да и вообще.
Понять, что грязное слово выедает человека с головой, дурно характеризует его. Оглянуться вокруг и увидеть, как отвратительны носители «словесной дряни», к примеру, многие носители-представители творческой интеллигенции, писатели-сатирики и юмористы.

Мы начали работу за очищение нашего общества от всякой скверны, борьбу с пьянством и наркоманией. Не пришло ли время начать борьбу за очищение нашей речи и речи наших детей от грязной словесности.

Ведь если «слова-сорняки» не исчезнут, то канут в лету все сказки, стихи, рассказы, легенды, песни и останутся в русском языке только плохие, режущие слух, обижающие и унижающие всех людей слова.

Исчезнет наш язык, а если исчезнет язык народа, то исчезнет и сам народ.

Так давайте будем любить и беречь от сорняков наш великий русский язык!

Родителей класса заинтересовала тема собрания. Ими было предложено продолжить работу в данном направлении с учащимися класса и с родителями. Ознакомить с этимологией «слов-сорняков», с их лексическим значением, сферой употребления, воспитывать к слову определенное отношение.

Для совместной работы привлекать родителей, психолога, валиолога, соц.педагога.

Звучит звукозапись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

Классный руководитель читает стихотворение Э.Асадова «О скверном и святом».

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным  – давно,
Но в первый раз ведь было кем-то где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной;
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани Площадной!

И пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие, взяли, подхватили.
И понесла сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
А только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова,
И всё же трудно попусту понять,
Что слово «Мат» идёт от слова «Мать»,
Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Но как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звание людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!