Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Продолжать обучение написанию гласных в безударных слогах.
  • Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.
  • Формировать умения находить проверочные слова путем изменения формы слова.
  • Повторение и обобщение изученных произведений по теме.
  • Проверка начитанности и знания произведений, умение анализировать текст, выбирать нужную интонацию чтения.
  • Воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: (мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети обращают внимание на оборудование в классе, высказывают свои наблюдения за изменениями в природе. Я рада сегодняшней встрече с вами. Действительно сегодня прекрасный зимний день!

Давайте запишем в тетрадях дату нашего урока.

2. Словарная работа.

- Я прочитаю загадки, а вы должны найти признаки - отгадки. Если вы назовете правильный ответ, то я покажу картинку. (Приложение 1) Затем отгадку запишите в тетради.

- Кто в лесу глухом живет, неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу?

(Медведь).

- По каким признакам вы догадались, что это медведь?

(Неуклюжий, косолапый, сосет лапу и живет в лесу).

- Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

(Лисица).

- Какие характерные особенности помогли вам отгадать загадку?

(Пушистый хвост, мех золотистый, живет в лесу и любит лакомиться курами).

- У косого нет берлоги, не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги, а от голода - кора.

(Заяц).

-Назовите признаки этого животного.

(Быстрые ноги, ест кору, а глаза у него косые).

-Что вы можете сказать о словах - ответах?

(Это - словарные слова. Их написание нельзя проверить, а надо запомнить).

Запишите в тетради словарные слова и подчеркните буквы, которые нужно запомнить).

- Составьте предложения со словарными словами.

3. Сопоставление гласных букв в ударных и безударных слогах слов.

- Какое сейчас время года? (Зима).

- Назовите признаки зимы в природе.

(Осадки, низкие температуры ночью и днем, солнце светит, но не греет, низкое , хмурое небо, лед на реке).

-А как автор З. Александрова говорит о снежке, лужицах? Дополните.

снежок ______________

лужицы ______________

-Прочитайте стихотворение З.Александровой наизусть.

-Посмотрите на иллюстрацию. (Деревья в лесу) (Приложение 2) Какую картину рисует автор?

-Прочитайте выразительно рассказ М. Пришвина "Деревья в лесу".

-Известный детский писатель Виталий Бианки называл снег - книгой зимы. Как вы думаете почему?

-Назовите автора произведения "Каким бывает снег". (С. Иванов).

-Пересказ по цепочке:

Первый, октябрьский снег.- Январский снег. - Февральский снег. - Апрельский снег.

-Посмотрите на следующую иллюстрацию. (Приложение 3) Из какого рассказа эта иллюстрация.

-Как называется этот рассказ и кто его автор? (И. Соколов - Микитов. "Узоры на снегу".)

-Одинаковы ли все следы?

(Нет, они отличаются формой отпечатанных пальцев).

- Правильно, если знать какому зверю они принадлежат, то можно сказать, кого мы встретили в лесу.

- Какие животные нарисовали узоры на снегу? Найди ответ в тексте и прочитай.

-Как изменилась жизнь животных леса с наступлением зимы?

(короткое обсуждение)

-Как люди помогают лесным зверям перезимовать?

- Творческая работа: Вставь в текст, пропущенные слова. (Приложение 4)

Слова: (ноябрь, декабрь, за порог, снежок, мороз, нос, тишина, в снегу, на берегу, зима).

Написаны на карточках и размещены на доске.

Давно прошел уже ::..

А сейчас идет :::.

Выйдешь утром ::

На дворе идет ::..

А на улице :::.

Щиплет щеки,

Щиплет :::..

Весь укутанный ::..

Дремлет лес :::..

На полянке :::.

Значит к нам пришла ::..

-Обратите внимание на текст, написанный на доске, прочитайте его жужжащим чтением.

(на доске следующий текст). (Приложение 5)

З:ма.

Снег называют книгой з:мы. Вот оставил сл:ды заяц. Тут ш:гала л:сиха. По п...ляне прошла л:сица.

- Как вы заметили в словах пропущены буквы. Давайте порассуждаем, какие буквы надо вставить. Для этого сравним ударные и безударные слоги.

-Сколько слогов в слове ЗИМЫ?

(два слога, 1-ый - безударный, а 2-ой - ударный).

- Если в слове ЗИМЫ ударная гласная Ы, то как называется пропущенная гласная?

(безударная).

- Можно ли такое задание назвать задачей, которую надо решить? (Да).

-Поможет нашему решению алгоритм, который мы сравним с лесенкой. Шагая по ней, вы сможете решить поставленную перед вами задачу.

4. Работа с алгоритмом. (Приложение 6)

Обозначение гласного в корне слова.

- Рассуждать будем так: в слове ЗИМА надо проверить первую гласную букву.

Шаг 1. Безударный - это гласный или нет?

(Да). Идем по стрелке вниз.

Шаг 2. Проверяемый? Можно ли изменить слово, чтобы проверить написание буквы?

(Да). Идем по стрелке вниз.

Шаг 3. Надо подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная станет ударной. Это слово - зимы (множественное число). Следуя дальнейшей рекомендации, пишем букву И в слове ЗИМА.

Аналогичные рассуждения проводятся со словами: сл:ды, ш:гала, л:сиха, п:ляне, л:сица. (Устно).

-спишите текст, вставляя пропущенные буквы, поставьте знак ударения в них.

Звуко- буквенный анализ слова зима

ЗИМА -2 слога, 4 буквы, 4 звука.

З- (З`) - согласный, мягкий, звонкий.

И (И) - безударный гласный.

М (М) - согласный, твердый, звонкий.

А (А) - гласный, ударный.

Игра "Определи безударную гласную" (Приложение 7)

Показываются карточки со словом, а дети показывают карточку с гласной, которую надо писать. Устно подбирают проверочное слово, комментировано записывают в тетради.

Но/аРА, ТРо/аПА, Ле/иСНОЙ,
ЗВе/иРЯТА, Ли/еСЯТА, Ло/аСЯТА,
Во/аЛЧАТА, За/оЙЧАТА, Ко/аРМУШКА.

Самостоятельная работа.

Учащимся предлагается 4 варианта карточек - тестов, где в словах надо вставить пропущенные буквы. Работа в парах.

В:да Б:льной С:лить Х:дить
Гр:чи Ст:льной Д:лекий Ог:ньки
Н:ра Тр:ва М:сты Стр:шила
Ст:рик Тр:пинка Д:машний С:довник.

По окончании работы проводится взаимопроверка.

Итог урока.

Дети рассказывают о необычности урока, обсуждают настроение во время урока и в конце его. Повторяют название темы, что запомнили из обсуждаемых вопросов. Рассказывают о помощи птицам и лесным жителям в зимние дни.

Домашнее задание: Дополнительное чтение С. Есенин. "Пороша". Как поэт описывает зимний лес? П.Т. стр. 58, подчеркни слова с безударной гласной.

Список использованной литературы.

  1. Русский язык: Комментарии к урокам./ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.- Москва; Издательский центр "Вентана - Граф", 2008, -103с.
  2. Русский язык. Часть первая. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова. - Москва; Издательский центр "Вентана - Граф", 2008, -77с.
  3. Литературное чтение: Методическое пособие. / Л.А. Ефросинина. - Москва;
  4. Издательский центр "Вентана - Граф", 2008,-125с.
  5. .Литературное чтение. Часть первая. / Л.А. Ефросинина. - Москва;
  6. Издательский центр "Вентана - Граф", 130с.
  7. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Часть первая. / Л.А. Ефросинина. - Москва;
  8. Издательский центр "Вентана - Граф", -58с.
  9. Интегрированные уроки в начальной школе: / Е.И. Руднянская. Волгоград; Издательство "Учитель", 2002,15с.

Приложения.