Система мотивации и саморефлексии на уроках музыки и пения в коррекционной школе

Разделы: Музыка


В данной статье представлен конспект урока музыки в специальной коррекционной школе-интернате для детей-сирот с нарушением интеллекта, основной дефект у которых осложнен большим количеством соматических заболеваний и психофизических отклонений.

Бесспорно коррекционное воздействие музыки на психику людей, а для детей с такими отклонениями коррекционное воздействие особенно необходимо. Поэтому, решение проблемы развития и коррекции отклонений средствами музыки, считаю для себя наиболее важной задачей.

В уроке использованы приемы, корригирующие основной недостаток развития – нарушение познавательной деятельности.

Чтобы сделать образовательный процесс ярким, максимально интересным для детей, я выбрала систему сигнальных карт (УМК Г.С. Ригиной для работы в начальных классах): композитор, умник, исполнитель, слушатель Приложение 1.

На основе сигнальных карт мной была разработана система мотивации с помощью цветных нот-жетонов (красные – знания о композиторах; жёлтые – исполнение музыки вокальной или инструментальной; синие - ответы на вопросы по музыке; зеленые – поощрение внимательных слушателей). Таким образом, учащиеся замотивированы на «зарабатывание» как можно большего количества жетонов, чтобы в конце урока быть лучшим во всех четырех видах деятельности или в какой-то одной. Как показала практика, такая система мотивации дает положительный результат. Самым главным достоинством данной системы является то, что учащимся легко с помощью подсчета полученных жетонов могут провести саморефлексию, определив свои достижения или недостаточное внимание на уроке.

Еще одним важным средством активизации познавательной деятельности на уроке является использование ярких анимированных презентаций, созданных в программе Power Point, для знакомства с новым материалом или его закрепления. Считаю, что оперативность обработки информации при подаче новых знаний, закреплении и их проверке имеет неограниченные возможности и играет важную роль в процессе взаимодействия компьютера и ребёнка.

С помощью ИКТ осуществляю на практике интеграцию традиционных и компьютерных средств. Использую информационно-коммуникационную технологию для общего стратегического планирования уроков, для целеполагания, для осуществления всего хода педагогического процесса на уроке; на уроках при закреплении или обобщении темы, при осуществлении контроля за знаниями; для управления познавательной деятельностью учащихся во время урока. С помощью ИКТ очень удобно осуществлять повторение в любой части урока, которое может быть представлено в любом формате (текст, звук, изображение), постановку проблемной ситуации.

В результате все учащиеся, оказываются, вовлечены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового.

Цели:

  • Образовательная: закрепить полученные знания о жизни и творчестве венского композитора – Вольфганаг Амадея Моцарта; закрепить понятие «концерт», отработать навыки игры на металлофоне и детском синтезаторе.
  • Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал.
  • Воспитательная: Воспитывать любовь к классической музыке через слушание, а также ее самостоятельное исполнение на музыкальных инструментах; воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.

Музыкальный материал:

  • симфония № 40;
  • «Реквием»;
  • Концерт A-dur.

Дополнительное оборудование:

  • Синтезатор;
  • Металлофоны;
  • Треугольники;
  • М/м проектор;
  • М/м экран;
  • Ноутбук.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приложение 2

(Учащиеся входят в класс по музыку Симфонии № 40 (Приложение 3), на экране чистый слайд 1)

Учитель: Ребята, знакомо вам это музыкальное произведение?

Дети: Это симфоническое произведение, т.к. его исполняет симфонический оркестр, симфония № 40.

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту – жетон зелёного цвета)

Учитель: Верно, вы были очень внимательны при слушании музыкального фрагмента. Действительно. Прозвучало симфоническое произведение, а точнее Симфония № 40.

Кто же из вас назовет имя гениального композитора, музыка которого никогда не состарится и никогда не выйдет из моды?

Дети: Вольфганг Амадей Моцарт… (на экране появляется имя композитора)

II. Введение в тему урока.

Учитель. Припомните, чем мы с вами занимались на прошлых уроках.

Дети: Знакомились с биографией композитора, слушали произведения, подбирали темы произведений на музыкальных инструментах…

Учитель. Всё правильно! А так как сегодня обобщающий урок по всем предыдущим занятиям, давайте, все вместе определим его тему: «Жизнь и творчество Вольфганга Амадея Моцарта».

Учитель: Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы закрепить полученные ранее знания о музыке Амадея Моцарта?

Дети: Нам нужно быть внимательными слушателями, творческими исполнителями и, стараться правильно отвечать на вопросы о музыке.

Учитель: Вы правы! И за каждый правильный ответ каждый из вас будет получать жетоны в виде разноцветных ноток. В конце урока мы проверим, кто и в каком виде деятельности потрудился лучше.

III. Работа по теме урока.

(слайд 2)

Учитель: Первое, с чем предстоит вам справиться, это выполнить задание на внимание.

На экране перед вами портреты трех известных композиторов. Определите, под какой цифрой представлен портрет Амадея Моцарта?

Дети: Портрет композитора под цифрой номер один.

Учитель: Давайте проверим – внимание на экран (слайд 3)

Вы ответили верно, Амадей Моцарт изображен под цифрой один.

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту – жетон красного цвета)

Учитель: Ребята, сегодня у вас есть возможность стать учителем и кратко рассказать другим ученикам о жизни великого композитора, а так же задать самостоятельно вопросы, которые вы подготовили заранее. (слайд 4)

1 ученик: 27 января 1756 года в Австрийском городе Зальцбурге в семье скрипача и органиста родился мальчик с феноменальными музыкальными способностями. Его звали Вольфганг Амадей Моцарт. Уже в три года малыш мог по слуху безошибочно повторять все пьесы, которые разучивала его старшая сестра. В пять лет сочинял менуэты, а в шесть играл на клавире для австрийской императрице.

Вопросы.

  • В каком городе родился Моцарт?
  • В каком возрасте маленький Моцарт начал сочинять музыку? (слайды 5-7)

2 ученик: Отец «маленького гения» был профессиональным скрипачом и состоял на службе у архиепископа. Он первым обнаружил способности сына и решил устраивать выступления в разных городах Европы. Маленькому композитору было тогда 6 лет, а его сестре Анне исполнилось 10. Анна прекрасно играла на фортепиано. Из-за путешествий Моцарт часто болел. За то его произведения всегда были полны радости и света.

Вопросы.

  • Как называли Моцарта в детстве?
  • Где путешествовал с концертами Моцарт с 6 лет?

3 ученик: Когда Моцарту исполнилось 14 лет, знаменитый итальянский оперный театр в Милане заказал ему оперу «Митридат, царь Понтийский». Опера ставилась более 20 раз при переполненном зале. Во время своих путешествий Моцарт знакомился с музыкой разных стран и всех известных композиторов. Самой любимой оперой Амадея Моцарта бала «Волшебная флейта».

Вопросы.

  • В каком возрасте Моцарт сочинил первую оперу?
  • Чем занимался юный композитор во время путешествий кроме выступлений?
  • Как называлась любимая опера композитора?

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту – жетон синего цвета)

Учитель: Спасибо всем докладчикам за серьезную подготовку к уроку.

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту – жетон красного цвета) 

(слайд 8)

Учитель: Обратите внимание на экран. Прочитайте вопрос. Кто попробует объяснить понятие Концерт?

Дети: Концерт – это сочинение для одного солирующего инструмента и оркестра.

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту – жетон синего цвета)

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту – жетон красного цвета)

Учитель: Сейчас попробуйте вспомнить какие инструменты относятся к духовой, струнной или ударной группе. (всем раздаются изображение одного инструмента симфонического оркестра. После обдумывания задания дети встают, делясь натри соответствующие группы)

Давайте сами себя проверим. Внимание на экран… (слайд 9)

(Ученики, давшие правильный ответ получает в свою копилку ноту – жетон синего цвета)

Учитель: Ребята, давайте дадим отдых нашим глазам и сделаем упражнение «Пальминг». Закройте глаза. Скрестите руки на глазах и внимательно послушайте музыкальный фрагмент.

(звучит фрагмент «Реквиема») Приложение 4 (слайд 10)

Учитель: Итак, кто из вас был внимательным слушателем и знает название произведения, которое прозвучало?

Дети: Это траурное произведение «Реквием»

Учитель: Давайте проверим… (возникает изображение траурной процессии). Очень печальна судьба композитора. В 35 лет он умер от болезни, не имея денег на лечение и похоронен в общей могиле …безымянной могиле…

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту – жетон зеленого цвета)

За свою короткую жизнь выдающийся композитор создал множество произведений, которые и в наше время трогают души и сердца слушателей. (слайд 11)

Учитель: Перед вами на экране названия. Все это разные названия одного произведения. Внимание, музыкальный фрагмент (звучит симфония № 40).

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту – жетон зеленого цвета)

Давате вспомним чем мы занимались на предыдущих уроках… Мы подбирали главную тему симфонии на металлофоне и синтезаторе.

(Двое учащихся исполняют тему на инструментах – металлофоне и синтезаторе, а остальные подыгрывая на треугольниках, исполняют придуманную заранее песню, положенную на данную тему. Один учащийся является дирижером.)

После исполнения учитель предлагает дирижёру самому оценить ребят, поощрив достойных нотами – жетонами жёлтого цвета. (слайд 12)

Учитель: В заключении урока-обобщения по творчеству Амадея Моцарта я предлагаю вам справиться с кроссвордом. Есть кроссворд 1 и 2 сложности (двухуровневый). Каждый из вас может взять задание, как более легкое, так и сложное, на выбор. Критерии оценивания отражены на экране.

Учащиеся выбирают уровень кроссворда и выполняют задание. Фоном звучит концерт Ля мажор (Приложение 5) . На экране меняются живописные виды Европейских стран

После выполнения дети сами оценивают себя, а потом проверяют друг друга. 

IV. Итог урока.

Учитель:Как вы думаете, а вам надо знать о жизни зарубежных композиторов? Для чего нам это нужно?

Дети: Да, так как музыка русская и зарубежная являются частью мировой культуры.

Учитель: Целью нашего урока мы ставили закрепление знаний по творчеству Амадея Моцарта. Справились ли мы с поставленной задачей?

Дети: Справились.

Учитель: На протяжении всего урока все вы были очень внимательны и от души исполняли народные песни. Скажите, а что вам было трудно на уроке? А что понравилось больше всего?

Спасибо за работу, до свидания.