Медиаурок "Балет"

Разделы: Музыка


Задачи:

  • Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений;
  • Формировать навыки групповой деятельности;
  • Развивать творческие способности обучающихся;
  • Воспитывать навыки правильного поведения в театре.

Тип: изучение нового материала.

Жанр: творческая лаборатория с элементами интеграции.

Этапы Основное содержание Примечание
Организация начала урока. Входят в класс.

Приветствие пропеть.

Учащиеся читают отрывок из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (д/з)

Звучит фрагмент из балета

П. Чайковского “Щелкунчик”.

Подготовка к основному этапу урока. Учитель. Вы прослушали отрывок романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Подумайте и попробуйте назвать тему сегодняшнего урока.

Ученики. Балет.

Учитель. Верно. Сегодня речь пойдет о балете. Требования времени таковы, что молодой человек должен быть разносторонне образован. При слове “балет” многие морщатся, представляют себе нечто скучное и никому не нужное. Так что же такое “балет”? И можем ли мы стать его участниками?

Это – проблемный вопрос нашего урока.

Для понимания этого театрального жанра необходимо:

  1. Познакомиться с историей возникновения балета.
  2. Посмотреть балет.
  3. Стать участниками создания балета.

Вот этим мы сегодня и займемся.

 

Слайд 1.

 

 

Слайд 2.

 

Слайд 3.

Усвоение новых знаний и способов действий. Учитель. Танцевальная музыка уходит своими корнями в глубину времен, в историю развития народного танца, в недра самых разных культур.

Первые древние танцы были совсем не похожи на те, которые мы сейчас видим – классические, народные, бальные или современные. Истоком балета стал сценический танец. Сценические танцы были частью театральных представлений. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами и руками. Для того, чтобы ритм был лучше слышен, танцоры надевали специальные деревянные или железные сандалии. А на средние пальцы рук – своеобразные кастаньеты (устричные раковины). Однако до появления балета было еще далеко.

Балет возник в Италии только в ХУ в. Как самостоятельный жанр он постепенно выделился из костюмированных театральных представлений на придворных балах. Сначала балет состоял из нескольких “выходов” (антрэ) персонажей, взятых из греческой мифологии. Одну богато одетую пару (бог и богиня) сменяла другая. После всех “выходов” начинался общий танец, или “большой балет”. Вскоре от итальянского слова “балетти”, означавшего “танцы”, появилось и само слово “балет”. Освобождение балета от музыкально-драматических представлений произошло только в ХУ111 в. Огромную роль в этом сыграл французский балетмейстер Жан Жорж Новер.

Благодаря Новеру балет выделился из оперного спектакля и приобрел самостоятельность. В Х!Х - XX в.в. жанр балета активно развивается. К нему обращаются композиторы разных стран.

Сейчас мы заслушаем краткую информацию о балете”.

(Рассказывают ученики).

А скажите, пожалуйста, где живет балет?

Ученики. Балет живет в театре.

Учитель. Верно. Давайте совершим небольшой экскурс в закулисье театра.

Вот – красивое большое здание. Входите!

Это – помещение театральной художественной мастерской.

Зрительный зал.
Разновидности танцев.
Одежда артистов.
Жанры танцев.
Головные уборы танцоров.

Вы заходили в красивое здание, усаживались в мягкие кресла, разглядывали занавес, смотрели спектакль? Давайте вспомним правила поведения в театре.

(Вспоминаем – потом открывается ответ на слайде).

Как вы думаете, что придает смысл балету – музыка, слово или движение?

Ученики. Танцевальные движения и музыка.

Учитель. И все же оказывается, что смысл балету придает слово. Создание любого балета начинается не с музыки, не с сочинения танцев, а с написания либретто. Либретто, как и в опере может быть основано на литературном произведении или написано для балета специально. От балетного либретто не требуется блестящей литературной формы, поэтому его пишут не только литераторы, но и балетмейстеры, дирижеры, композиторы.

Скажите, пожалуйста, под какую музыку вы вошли в класс?

Ученики. Под музыку из балета “Щелкунчик”.

Учитель. Верно. Сегодня мы будем знакомиться с балетом П. И. Чайковского “Щелкунчик”. Послушайте либретто этого балета.

Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов – Щелкунчика. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из нор своих мыши во главе с Мышиным Королем. Храбрый Щелкунчик вступает в неравный бой с мышиным войском. Ему на помощь приходит Мари – она бросает туфельку в предводителя мышей и спасает Щелкунчика. Щелкунчик превращается в прекрасного принца.

“Вальс снежных хлопьев” провожает Мари и принца в сказочную страну сладостей и игрушек, где их встречает фея Драже. Начинается праздник, на котором гости разных национальностей исполняют свои танцы. Восторженно – стремительный “Вальс цветов”, прославляющий весну, красоту и любовь, завершает балет.

Давайте посмотрим фрагмент балета – сказки П. И. Чайковского “Щелкунчик”. Во время просмотра вы мне должны обозначить жанры каждого танца и обосновать свой ответ. Также определите характер и настроение этих танцев, используя Таблицу эмоционального состояния (смотрим, определяем жанры танцев, настроение музыки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.
Слайд 7,8.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.

Слайд 12.

 


Слайд 13.

 

 

 

 

 

Слайд 14.

 

 

 

 

 

 

Видеофильм.

Моделирование художественно -творческого процесса. Учитель. Скажите, пожалуйста, можем ли мы быть участниками балета?
Ученики. Можем, если научимся.
Учитель. Давайте попробуем.

Итак, начинаем знакомиться с театральными профессиями. Кто нужен для создания балета?

Ученики. Сценарист, художник, музыканты, актеры, режиссер – постановщик и др.

Учитель. Я предлагаю разделиться на группы по профессиям.

1 группа – сценаристы – им я предлагаю написать либретто балета “Щелкунчик” заново. Для этого из частей бумаги составить логичный и понятный текст.

2 группа – художники – нарисовать афишу спектакля.

Пока они работают, я предлагаю 3 группе – артистам балета – размяться перед выходом на сцену. Ведь они должны не только прекрасно двигаться, но и обладать хорошим слухом, чувством ритма и правильно дышать. Именно поэтому перед танцами многие делают гимнастику для дыхания. Мы сделаем дыхательную гимнастику Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика.

Упр. 1

Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить 2-3 раза.

Упр.2

Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу, резкими рывками. Активно работая диафрагмой. Повторить 2-3 раза.

Упр. 3

Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить 2-3 раза.

Упр. 4

Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руками, как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох, опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить 2-3 раза.

(Выполнение).

Учитель. А сейчас давайте исполним “Вальс цветов”. Ваша задача при помощи пластического интонирования показать движение мелодии, подъем и спад динамики, темп и характер музыки.

(Исполнение).

Учитель. Подготовительная работа к спектаклю закончена. Будем ждать премьеру.

 

 

 

 

 

Раздаточный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучание фонограммы “Вальс цветов”.

Подведение итогов занятия. Учитель. Сейчас я вас проверю: насколько хорошо вы запомнили все термины, относящиеся к балету. Я говорю формулировку, после вашего ответа ответ высвечивается на экране. Проверяйте – правы ли вы.

С какими театральными профессиями познакомились?

И ответьте на проблемный вопрос нашего урока: можем ли мы быть участниками балета?

(Отвечают).

Давайте вспомним все термины, с которыми мы сегодня познакомились. Я читаю формулировку, а вы называете понятие.

Какая самая лучшая награда для артиста?

Ученики. Аплодисменты.

Учитель. Мы сегодня хорошо поработали. Давайте поаплодируем друг другу. (Аплодисменты).

А лучшая награда для ученика?

Ученики. Оценки.

(Выставление оценок).


Слайд 15.

 

 

 

Слайд 16.

Информация о домашнем задании. Вам понравилась музыка П. Чайковского? Тогда мы с вами, как люди воспитанные, должны поблагодарить композитора за его шедевр.

Дома вы:

  • Напишите телеграмму Чайковскому, где выскажитесь о своем отношении к его балету (у кого есть дома интернет – отправьте свои послания на учительский почтовый ящик);
  • Нарисуете свои впечатления (сцены из спектакля, одежду, сцену, афишу, программку, поздравительную открытку с новым годом и т.д.)

Прощание пропеть.

 

 

 

Слайд 17.