"Работа с родителями" (блок программы развития классного коллектива "Вместе")

Разделы: Работа с родителями


Хотите ли Вы, не хотите ли.
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде всего мы – родители,
А все остальное потом.
Р. Рождественский

Цель: создание условий для сотрудничества семьи и школы в воспитании школьников.

Задачи:

  • повышать педагогическую культуру родителей;
  • содействовать сплочению родительского коллектива;
  • пропагандировать успешный опыт семейного воспитания.

Сотрудничество семьи и школы осуществляется по следующим направлениям:

  • психолого-педагогическое просвещение;
  • вовлечение в образовательный процесс;
  • диагностическая работа;
  • коррекционная работа.

Психолого-педагогическое просвещение

Цель данного направления – помочь родителям увидеть себя и других в обсуждаемых проблемах, сравнить образцы подходов к их решению и сделать соответствующие выводы.

Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется в групповой и индивидуальной формах.

Групповые формы работы: собрание, конференция, встреча, обмен мнениями, тренинг, круглый стол, урок семейной любви, устный журнал, деловая игра, семейный клуб, практикум, семинар-практикум, семейная гостиная.

Палитра тематических родительских собраний:

Класс / собрание 1 собрание 2 собрание 3 собрание
1 класс Круглый стол «Особенности адаптации ребенка в школе» Урок семейной любви «Родительский дом – начало начал» Урок семейной любви «Какие мы родители?»
2 класс Снова вместе. Собрание рецептов «Режим дня школьника. Каким он должен быть?» Собрание-консультация «В науку нет коротких путей» Круглый стол «Книга в жизни семьи и ребенка»
3 класс Интеллектуальный марафон «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» Урок семейной любви «Мамы в судьбе ребенка» Мужской разговор отцов «Отец в судьбе ребенка»
4 класс Обмен мнениями «Память и интеллектуальное развитие школьника» Устный журнал «Готовимся к профильной школе» Урок семейной любви «Ребенок – это праздник, который пока со мной»

Кроме тематических собраний проводятся:

  • текущие, на которых рассматриваются результаты успеваемости каждого учебного триместра, результаты проводимых мероприятий;
  • итоговые, на которых подводятся результаты развития детского коллектива за определенный период времени.
Класс Тематика итоговых собраний
Форма проведения
1 Перелистывая страницы первого учебного года
Устный журнал
2 Праздники и будни нашей жизни Родительско-ученический капустник
3 О родных и близких людях с любовью
Час сердечного общения
4 Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»
Праздник

 

Традиции родительского собрания: поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, а также посещающих все родительские собрания (грамоты, дипломы, благодарности, сувениры), благодарственные письма на работу родителей и домой ко дню рождения ребенка, «Волшебная шкатулка» (вручение родителям писем, написанных детьми), высказывание мнений по проведенным собраниям (рефлексия), обмен опытом по воспитанию детей.

Индивидуальные формы работы: индивидуальные консультации «Поговорим наедине», беседы, задушевный разговор, совместный поиск решения проблемы, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, посещение на дому.

Формы опосредованного взаимодействия: памятки, календари мероприятий на месяц, рекламы конкурсов, приглашения на проводимые мероприятия, благодарность в дневнике, переписка, заметки в местной газете.

Примерная тематика индивидуальной работы:

Психологическая тематика Учебная тематика Тематика на темы воспитания
1 класс
• Как развивать произвольное внимание
• Если ребенок – левша
• Непослушный ребенок
• Режим дня первоклассника
• Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания
• Детский эгоизм. Как его преодолеть?
• Предупреждение детских капризов
• Ваши семейные традиции
2 класс
• Как развивать самостоятельность при выполнении домашних заданий
• Учите детей мыслить
• Ребенок в среде сверстников
• Как помочь ребенку грамотно писать
• Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания
• Работа с дневником вашего ребенка
• Ребенок в коллективе детей
• Как воспитывать нравственность
• Правила «хорошей» ссоры
3 класс
• Индивидуальные особенности вашего ребенка
• Детское лидерство
• Как развивать память
• Как готовить устные уроки
• Учи ребенка учиться
• Как учить ребенка понимать смысл прочитанного
• Детское одиночество. Его причины
• Поощрения и наказания
• Телевидение и дети
4 класс
• Почему дети лгут?
• Развитие творческих способностей ребенка
• Психологический контакт между ребенком и родителем
• Методика заучивания стихотворений, правил
• Что такое осмысленное запоминание
• Как помочь избавиться от вредных привычек
• Традиции семейного чтения
• Здоровый образ жизни школьника

Вовлечение в образовательный процесс

Узнать можно лишь тогда, когда учишься;
Дойти можно лишь тогда, когда идешь.
Вьетнамская пословица

Цели направления – формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству и вовлечение их в образовательный процесс.

Вовлечение родителей в образовательный процесс происходит через клуб «Солнышко», представителями которого являются все участники образовательного процесса (учащиеся, учитель, родители).

Примерная тематика встреч в рамках формирования культуры принадлежности к образовательному пространству школы:

Традиционные мероприятия: 

Школа для родителей Родители для детей и школы
• Совместный урок Знаний
• Встречи с администрацией учебного заведения и социально-психологической службой
• Круглый стол «Путешествие по школьному учебнику»
• День открытых дверей
• День здоровья
• Презентация классного журнала «Новости школьных уроков»
• Знакомство с достижениями школы
• Знакомство с Уставом гимназии
• Практикумы по трудным темам программы
• Публикации в местной газете о лучших родителях
• Чествование лучших родителей на школьном празднике «Весенняя капель» и классном празднике в конце учебного года
• День выходного дня
• Организация и проведение родительских уроков
• Помощь детям в оформлении портфолио
• Оформление классной комнаты к новому учебному году, к праздникам
• Рейды по проверке учебников и внешнего вида учащихся
• Участие в совместных коллективных творческих делах
• Собеседования с детьми, имеющими отклонения в поведении
• Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей
• Проведение классных часов
• Руководство кружками
• Спонсорская помощь в награждении детей

Тематика привлечений родителей к образовательному пространству школы и класса корректируется по мере разработки программы деятельности классного коллектива на каждый учебный год.

Класс Тематика привлечений родителей
1 • Знакомство со школой и школьными службами
• Обсуждение «Традиции класса, которым быть»
• Реализация социального проекта «Лучик надежды»
• Участие в конкурсах, объявленных газетой «Начальная школа»
• Помощь в организации экскурсий к памятникам К.Савельеву и чернобыльцам
• Организация и проведение внеклассных мероприятий
• Подумаем о школьной форме
• Работа над программой развития классного коллектива
• Оформление стендовой документации
• Кружок «Рукодельница»
2 • День первой отметки (эксперты)
• День творчества детей и родителей
• Участие в конкурсах «Елочка», объявленного газетой «Начальная школа» и «Елочка, живи!», объявленного ФНМЦ им. Л.В.Занкова
• Проведение внеклассных мероприятий
• Беседы с учащимися, нарушающими правила для учащихся
• Привлечение к работе клуба «Юный исследователь»
• Знакомство с критериями оценки устных ответов и письменных работ учащихся
• Кружок «Рукодельница»
3 • Общественный смотр знаний (эксперты)
• День открытых уроков
• Организация экскурсий на места работы родителей
• Участие в конкурсе «Символика класса»
• Привлечение к работе клуба «Проект и мы»
• Традиции школы
• Приглашение родителей на мероприятия, подготовленные детьми
• Конкурс «Лучшая семья года»
• Привлечение к руководству кружков
4 • Педагоги, работающие в основной школе
• Общественный смотр знаний (эксперты)
• День открытых уроков
• Приглашение родителей на мероприятия, подготовленные детьми
• Конкурс «Лучшая семья года»
• Привлечение к руководству кружков

Формы содружества учителя, учащихся и родителей

Классные собрания, творческие отчеты по предметам, общественные смотры знаний, праздник знаний и творчества, день первой отметки, день открытых уроков, турниры знатоков, оформление кабинета, создание классной библиотеки, совместные праздники, подготовка концертов,, соревнований, клубы «Юный исследователь», «Проектировщик».

Привлечение родителей к управлению образовательным процессом

Перечень структурных подразделений, в которых принимают и могут принимать участие родители класса:

Управляющий совет гимназии, Попечительский совет, родительское собрание, Совет класса, клуб «Солнышко», родительский комитет класса, руководство кружками, творческие группы по подготовке мероприятий с детьми.

Диагностическая работа

Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.
Д. Добсон

Цели направления – изучение семей, выявление проблемных моментов семейного воспитания, выбор правильной линии в работе с родителями.

С этой целью проводится предварительная, тематическая, оперативная и итоговая диагностика.

Предварительная диагностика включает изучение семьи.

Методы: наблюдение, беседа, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Методики: анкета «Экспресс-прогноз состава родительского коллектива», «Портрет будущего первоклассника», «Наказания в семье», методика «Незаконченные предложения».

Тематическая диагностика необходима при подготовке различных мероприятий с родителями по определенной теме (к родительским собраниям).

Оперативная диагностика проводится в конфликтной ситуациимежду родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях детей и родителей.

Итоговая диагностика целесообразна в конце учебного года.

Методики: анкета «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения», «Работа в классе и участие в ней родителей».

Коррекционная работа

Целью направления является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания (нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей).

Формы работы: встречи (с психологом, социальным педагогом, работниками правоохранительных органов и т.п.), беседы, консультации, тренинги, анализ трудных ситуаций.

Показатели процесса взаимодействия школы и семьи

  1. Определены структура и полномочия органов родительского самоуправления.
  2. Выстроена система психолого-педагогического просвещения родителей.
  3. Разработана система совместных дел родителей и детей.
  4. Действует диагностика взаимодействия семьи и школы.
  5. Существует система стимулирования и поощрения родителей.

Критерии оценки процесса взаимодействия школы и семьи

  1. Родитель – помощник и мудрый наставник.
  2. Добровольное включение в решение проблем класса.
  3. Участие в проводимых мероприятиях.
  4. Степень удовлетворенности родителей деятельностью школы и класса.

Используемая литература

  1. Дереклеева Н.И.и др. Справочник классного руководителя 5-9 классы. Вако, М., 2006.
  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. Вако, М., 2006.
  3. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Феникс, Ростов-на-Дону, 2007.
  4. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя 1-4 классы. Глобус, М., 2007.
  5. Саляхова Л.И. Родительские собрания 1-4 классы. Глобус, М., 2007.