Разработка урока "Рождение музыки"

Разделы: Музыка


Цель: Знакомство с тремя основными жанрами музыки, воспитание уважения к композитору, исполнителю, слушателю.

Задачи:

  • Познакомить детей с разными видами деятельности на уроке музыки.
  • Продолжить обучение детей музыкальному приветствию.(пропевание тонического мажорного трезвучия в нисходящем порядке.
  • Развивать наблюдательность при работе на уроке, словарный запас и певческие навыки, при разучивание «Песни о школе».

ХПИ: Осознать роль трех сфер музыкального искусства в жизни человека через проживания их интонационно- образных особенностей в процессе воспитания.

Оборудование:

  • Запись песни «Школьные годы» Д.Б Кабалевский.
  • Таблички «Исполнитель», «Композитор», «Слушатель».
  • Три кита музыки «Песня», «Марш», «Танец».

Организация урока: Вход на уроке под музыку «Школьные годы» Д.Б. Кабалевский.

Ход урока

Приветствие детей с учителем музыкальным трезвучием.

У: Здравствуйте ребята! (до, ре, ми, фа, соль, соль).

Д: Здравствуйте (соль, ми, до).

У: Посмотрите сколько много гостей у нас сегодня на уроке. А главной гостьей нашего урока станет МУЗЫКА.

Входя в кабинет вы слушали музыкальное произведение, о чем оно? Какое настроение? (ответы детей)

– Спасибо. Обратите внимание на доске, у нас записана тема сегодняшнего урока «Рождение музыки». Давайте постараемся ответить на такие вопросы, как:

– С чего возникла музыка?

– Как она появилась на свет?

– Кто её создал?

Д: Её создал человек.

У: Правильно, человека создающего музыку называют «Композитор» (вывешивается табличка).

– Подумайте, если даже самый замечательный композитор написал самую замечательную музыку, но произведение лежит у него в ящике стола или сумке! Получилась музыка, как живое искусство?

Д: нет.

У: Что нужно сделать с музыкой, чтоб она ожила?

Д: исполнить её.

У: Правильно, человека исполняемого музыку называют «Исполнитель» (табличка)

– А теперь получилось музыка. Как живое искусство ?

Д: Мнение детей.

У: А представьте себе картину: на концертную эстраду вышел пианист и заиграл музыку. А в зрительском зале нет ни одного человека.

– Скажите,эта музыка оживет или останется в стенах концертного зала?

Д: Останется в стенах зала.

У: А что нужно сделать с музыкой, что бы она дошла до других людей?

Д: Её нужно послушать.

У: Правильно, человек который слушает музыку называется «Слушатель» (табличка).

– Посмотрите, оказывается начало музыки, создают люди, которых я вместе с вами определила. Давайте хором проговорим:

  • Композитор.
  • Исполнитель.
  • Слушатель.

– Я предлагаю, вам сейчас стать слушателями и исполнителями. Внимательные слушатели слушают музыку, которую я сейчас наиграю, если вы её угадаете, то мы с вами будем не только в роли слушателей, но и исполнителями. (играю отрывок «Песни о школе»)

– Знакома?

Д: да

– О чем она?

ВХР над з-м куплетом. (от образа).

По окончанию ВХР «Концертное исполнение».

– Что бы стать хорошим исполнителем, слушателем, композитором – надо учится. Давайте попробуем побыть в роли слушателей. Но для начала научимся сидеть. Думаем только о музыке. Сейчас я вам включу музыку, а вы скажите, знакома ли она вам.

(Звучит отрывок «Мазурка №45» Шопен).

Д: Незнакома.

У: но слушали вы во время исполнения правильно, внимательно и без разговоров.

– На уроке вы услышали много разной музыки и мы с вами научились догадывается, о чем они написаны, узнаем историю их создания, поучились «Слушать музыку».

А теперь мне бы хотелось рассказать, вам легенду.

В давние-давние времена, когда лишь занималась заря человеческой цивилизации и культуры, люди ещё не умели объяснять себе многие окружающие их явления жизни. Долго люди не могли понять, как же устроена сама Земля, на которой они живут. Вот и придумали, будто Земля построена в виде большой круглой тарелки, огромного плоского щита, окруженного со всех сторон океаном. А держится Земля будто бы на спинах трех китов, раз она не тонет. Ведь самым большим плавающим животным, из известных людям, был кит.

Только потом люди доказали, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца.

Ну, а в музыке у нас свои «киты».Их тоже три, ну вы, наверное, догадались что это сравнение условное, образное, а ещё точнее, существуют три основных жанра музыки. Попробуем их отгадать.

– Учитель наигрывает фрагмент марша.

Ответьте все вместе, какая эта была музыка? Что хотелось делать? Какие движении, линии?

Приходим к выводу, что это марш (появляется табличка с маршем)

Слушание всего марша.

– Учитель наигрывает фрагмент польки. Какая эта была музыка? Что хотелось делать? Какие движении, линии?

Д: Быстрая, под неё хочется плясать.

Хорошо, скажите а эта интонация, какое вам передаст настроение?

(играю фрагмент Вальса)

– дети приходят к выводу, что линии поменялись, характер музыки стал спокойным. Подводим итог, что танец называется Вальс.

– Как мы можем назвать такую музыку, как вальс и полька?

Д: танец.

(появляется табличка с танцем).

– Учитель играет «Песню о школе», несколько тактов. Дети сразу говорят, что эта песня.

– Какая по характеру? О чем она? Как называется?

Разучивание песни.

– Итак, ребята ответьте мне на вопросы:

– Для кого пишется музыка? (для всех)

– Кто, создает музыку? (Композитор)

– На чем держится музыка? (На трех «китах»: марш, танец, песня.)

Выход из класса под музыку «Песня о школе».