"Есть контакт!". Проект по взаимодействию педагогов и родителей по вопросам математического развития детей

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Обоснование темы

Математическое развитие детей – одно из основных направлений подготовки детей к школе. Развитие ребенка, в том числе математическое, во многом зависит от взрослых. В детском саду регулярно решаются вопросы математического развития. Проводятся самые разные методические мероприятия с педагогами: от консультаций и открытых мероприятий до педсоветов. В работе с детьми педагоги используют фронтальные занятия, сенсорные праздники, математические досуги, дидактические игры и упражнения, достаточно широко используют индивидуальную и подгрупповую работу. Стараются привлекать родителей к решению задач математического развития детей. Используют в работе с родителями консультации и беседы (индивидуальные и групповые), самую разную наглядную информацию, открытые просмотры мероприятий, участие в практикумах и досугах математического содержания и другие. В январе 2009 года выпущен номер информационно-педагогического издания “Ромашка” детского сада, посвященный предшкольной подготовке. В него включены информация для родителей по вопросам математического развития дошкольников, практические упражнения, которые можно выполнить с детьми.

И педагоги, и родители считают, это показало анкетирование, что развитие математических способностей детей должно занимать в развитии ребенка одно из основных мест, но “без натаскивания”, “без назидания”. Обе стороны считают роль родителей достаточно большой. Из анкет родителей на вопрос “Какова роль родителей в математическом развитии детей”: “родители играют большую роль”, “главная”, “самая главная”, “основная роль”, “большая”, “взаимопомощь родителей педагогу”, “только родители главные во всех областях развития ребенка”. Такие и подобные ответы у максимального большинства родителей, участвующих в анкетировании, что составляет 96,9 %. Все педагоги отметили, что родители должны принимать “самое активное участие”.

Несмотря на это, выборочная диагностика математического развития детей, результаты муниципального теста “Готовность к обучению в школе” показывают недостаточно положительную динамику математического развития детей. Это означает, что усилия педагогов и родителей не всегда приводят к желаемому результату.

Анкетирование педагогов, наблюдение и анализ педагогической деятельности по разделу “Математика” выявил, что 15,3 % педагогов испытывают затруднения из-за отсутствия опыта работы с определенной возрастной группой; 30,7 % педагогов – в организации работы по обучению детей решению арифметических задач; 23 % – в других направлениях математического развития. В то же время результаты анкетирования, анализ диагностической карты профессиональных умений и качеств воспитателей показал, что большинство педагогов обладают высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Есть педагоги, которые накопили результативный опыт по вопросам математического развития детей, заслуживающий внимания всех педагогов детского сада.

Таким образом, довольно большой объем мероприятий с педагогами и родителями, достаточно системная работа с детьми не всегда могут быть эффективными. Этот значит, что систему работы необходимо изменить, найти такие формы и подходы, которые будут наиболее эффективными, направить усилия педагогов и родителей в единое русло, чтобы, в конечном счете, положительно повлиять на развитие математических способностей каждого ребенка в соответствии с его возрастом и возможностями.

Актуальность проекта, новизна

Проблемы подготовки детей к школе всегда актуальны. Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагогов и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.

Новизна проекта для педагогов детского сада состоит в комплексном подходе к организации деятельности всех заинтересованных сторон, уход от разобщенности групп по важному вопросу. Педагоги научатся анализировать проводимые с детьми и родителями мероприятия с учетом его результативности, а не по принципу “хорошо – плохо”, “понравилось – не понравилось”.

В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных формах.

Противоречие, проблема

Планируется и проводится достаточное большое количество мероприятий с педагогами и родителями, но это далеко не всегда влияет на положительную динамику в математическом развитии детей. Осознание педагогами и родителями необходимости объединять совместные усилия не является гарантом того, что усилия действительно объединены и будет положительный результат.

Гипотеза проекта

В результате комплексного подхода, тесного сотрудничества педагогов и родителей по вопросам математического развития детей:

  • сможем получить положительную динамику при диагностике раздела “Математика”, расширить возможности детей свободно использовать математические знания и умения в разных видах детской деятельности;
  • родители от осознания активного участия в развитии детей, в том числе математическом, смогут перейти к активной деятельности по этому вопросу; педагоги помогут вооружить родителей необходимыми знаниями, умениями и навыками в развитии у детей математических способностей;
  • педагоги научатся свободно использовать те формы с родителями, которые помогут в решении проблем именно их группы; научатся анализировать свою деятельность, опираясь на результат; смогут максимально эффективно строить свою работу с детьми.

Краткое описание проекта

Сроки реализации проекта с марта 2009 года по март 2010 года включительно.

Вид проекта – управленческий, с использованием возможностей образовательного.

Для участников проекта будут организованы циклы взаимосвязанных мероприятий, проводимых опытными педагогами детского сада. Мероприятия будут организованы как отдельно для педагогов и отдельно для родителей, так и совместно. На всех мероприятиях будет возможность проявить активность каждому участнику, обсудить возникшие вопросы и проблемы, познакомиться с результативным опытом работы педагогов, овладеть конкретными эффективными приемами взаимодействия и общения с детьми в рамках развития психических процессов и математического развития. Мероприятия будут направлены не только конкретно на развитие математических способностей детей, но и на развитие психических процессов, так как нельзя говорить о полноценном развитии ребенка без развития психических процессов в соответствии с возрастом. Особое внимание будет уделено развитию всех видов мышления и мыслительных операций.

Цель.

Поиск эффективных путей взаимодействия детского сада и семьи в вопросах развития математических способностей детей

Задачи.

  1. Создать систему эффективных мероприятий для решения проблем математического развития детей.
  2. Вооружить участников проекта конкретными результативными приемами взаимодействия и общения с детьми, способствующими развитию математических способностей детей.
  3. Повысить уровень компетентности педагогов, педагогическую грамотность родителей.
  4. Учить педагогов и родителей анализировать проведенные мероприятия в соответствии с его результативностью.
  5. Разработать варианты диагностических материалов и дидактических упражнений для использования в детском саду и дома.

Участники.

Сливницына Н.Н., заведующая ДОУ., Скочилова Е.А., зам. заведующей по ВМР.

Педагоги детского сада. Родители. Дети.

Возможные риски.

  1. Недостаточная заинтересованность участников проекта.
  2. Пути решения:

    • Подробная информация о целях и задачах проекта, о направленности проекта на развитие каждого ребенка.
    • Реклама предстоящих мероприятий.
    • Привлечение детей к некоторым мероприятиям.
  3. Пассивность участников проекта.

Пути решения:

    • Использование активных форм работы.
    • Использование принципа: участвовать может каждый.
  1. Конфликтные ситуации между участниками проекта.

Пути решения:

  • Использование психологических тренингов, не включенных в основной план работы, а при необходимости.

Продукт проекта

  1. “Домашняя математика: мы вместе”. Рекомендации для родителей и педагогов развитию математических способностей детей с использованием практических материалов (по возрастам).
  2. Пакет вариативных диагностических материалов, включающих упражнения в занимательной для детей форме.
  3. Выпуск информационно-педагогического издания детского сада “Ромашка” на тему “Математическое развитие детей: есть контакт!”
  4. Сценарии, конспекты, мини-проекты проведенных мероприятий с детьми, педагогами и родителями в рамках проекта.

Предполагаемый результат

Тесное сотрудничество педагогов и родителей, осознанное решение задач математического развития детей дошкольного возраста, позволят создать единое образовательное пространство развития ребенка, которое поддерживается в детском саду и семье. Обучение детей математике с максимальным использованием ведущего вида деятельности – игры; с учетом развития психических процессов и особенно мышления в соответствии с возрастом и возможностями детей.

Анализ ресурсов

Педагоги. Среди педагогов детского сада есть профессионалы своего дела, которые творчески относятся к своей работе, активно участвуют в методической жизни детского сада и города. На них можно рассчитывать при реализации проекта, особенно в проведении запланированных мероприятий, требующих педагогического мастерства.

Родители. В детском саду активно работает родительский комитет, члены которого действительно заинтересованы в развитии детей, оптимальной подготовке их к школе. На членов родительского комитета, имеющего представителей от всех групп, можно возложить некоторые вопросы в организации и проведении мероприятий.

Материально-технические. Детский сад регулярно обеспечивается методической литературой, дидактическими пособиями, канцтоварами, которые в ходе реализации проекта будет возможность пополнять. Дидактические пособия и занимательные материалы будут пополняться и теми, которые изготовят педагоги и родители своими руками. Использование возможностей компьютера, фотоаппарата, ксерокса и принтера будет возможным.

Финансовые. Цель и задачи проекта, направленные на математическое развитие детей и сотрудничество с родителями, не противоречат образовательной программе, а являются неотъемлемой ее частью. Работа по этому направлению входит в должностные обязанности педагогов, поэтому оплата их работы входит в фонд оплаты труда. Активность в участии педагогов в методических мероприятиях детского сада и города, показ открытых мероприятий отражено в “Положении о моральном и материальном стимулировании”. Приобретение методической литературы, дидактических пособий, канцтоваров, обслуживание компьютера ежегодно включаются в общую смету расходов детского сада.

План реализации проекта

Первый этап. Подготовительный.

Срок: март – май 2009 г.

Задача: Обеспечить условия для реализации проекта.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

  Анализ образовательной ситуации детского сада, выявление проблем

Март 2009 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

  Анкетирование педагогов “Математическое развитие дошкольников”

Март 2009 г.

Скочилова Е.А.

  Анкетирование родителей “Математическое развитие дошкольников”

Март 2009 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

 

Обсуждение направлений проекта с педагогами

Март 2009 г.

Скочилова Е.А.

  Разработать Положения о проблемной группе, ШПМ, Родительском клубе.

Апрель 2009 г.

Скочилова Е.А.

Елисеева Т.Н.

  Утверждение Положений

Апрель 2009 г.

Сливницына Н.Н.

  Анализ содержания и отбор методической литературы Апрель – май 2009 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

 

Организационное занятие ПГ

Май 2009 г.

Скочилова Е.А. Педагоги

Второй этап. Этап реализации.

Срок: июнь 2009 г – февраль 2010 г.

Задача: Отработать систему взаимодействия детского сада и семьи по вопросам математического развития детей.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

Примечание

  ПГ “Математика без принуждения”:

Май-декабрь 2009 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

 

1.1.

1 занятие. Презентация методической литературы

Июнь 2009 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

 

1.2.

2 занятие. Семинар “Первые шаги в матема-тику. Анализ мероприя-тий” (по основным нап-равлениям математичес-кого развития дошкольников)

Август 2009 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

 

1.3.

3 занятие. Педагогическая гостиная “Ориентировка? Очень интересно!”

Март 2009 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

С составлением конспектов

1.4.

4 занятие. Панорама мероприятий “Занимательная математика” в рамках мини-проектов.

Ноябрь-декабрь 2009 г.

Скочилова Е.А.

Елисеева Т.Н.

Зеленова О.Н.

С использо-ванием разных форм органи-зации и разных видов деятельности
  ШПМ “Математика – это интересно”

Ноябрь 2009 г.– январь 2010 г.

Скочилова Е.А.

Елисеева Т.Н.

Зеленова О.Н.

 

2.1.

Мастер-класс “Развитие психических процессов средствами математик”

Ноябрь 2009 г.

Скочилова Е.А.

Елисеева Т.Н.

Зеленова О.Н.

С показом мероприятия с детьми

2.2.

Мастер-класс “Обучение детей решению арифметических задач”

Январь 2010 г.

Скочилова Е.А.

Елисеева Т.Н.

Зеленова О.Н.

С показом мероприятия с детьми
  Педсовет “Взаимосвязь математики с разными видами детской деятельности”

Декабрь 2009 г.

Скочилова Е.А.

Елисеева Т.Н.

Зеленова О.Н.

С участием родителей
  Родительский клуб “Домашняя математика”

Октябрь 2009 г.– декабрь 2010 г.

Скочилова Е.А.

Щукина А.А.

Для членов родительского комитета

4.1.

1 занятие. “В мире математики”

Октябрь 2009 г.

Скочилова Е.А.

Зеленова О.Н.

 

4.2.

2 занятие “Математика на каждом шагу”

Ноябрь 2009 г.

Скочилова Е.А.

Щукина А.А.

 

4.3.

3 занятие. “Воспитание-обучение-игра”

Декабрь 2009 г.

Скочилова Е.А.

Елисеева Т.Н.

 
  Практическая консультация для родителей в группах “Первые шаги в математику”

Ноябрь 2009 г.

Скочилова Е.А.

Щукина А.А.

С активным участием членов родительского комитета
  Организация и работа “Математической почты”

С сентября 2010 г.

Скочилова Е.А. Педагоги  
  Разработка рекоменда-ций по вопросам мате-матического развития детей “Домашняя математика: мы вместе”

Сентябрь-октябрь 2009 г.

Скочилова Е.А.

Елисеева Т.Н.

Зеленова О.Н.

 
  Отбор дидактических упражнений и заданий для проведения диагностики

Сентябрь-декабрь 2009 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

Варианты
  Конкурс дидактических игр, пособий, творческих работ “Занимательная математика”

Октябрь 2009 г.– февраль 2010 г.

Скочилова Е.А.

Члены родительского комитета

Номинации будут для детей, родителей, педагогов
  Выпуск информационно-педагогического издания детского сада “Ромашка”. Тема “Математичес-кое развитие дошкольников: есть контакт!”

Февраль 2010 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

Родители

 
  Конференция ““Матема-тическое развитие дош-кольников: есть контакт!”

Февраль 2010 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

Родители

Для педагогов и родителей

  Творческий отчет “Ра-дужные встречи” “Взаи-модействие детского сада и семьи в вопросах математического развития детей”

Февраль 2010 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

Родители

Для педагогов города

Третий этап. Аналитический.

Срок: февраль – март 2010 г.

Задача: Оценить результаты реализации проекта. Обобщить опыт.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

Примечание

  Анализ диагностических материалов

Февраль 2010 г.

Скочилова Е.А.

Елисеева Т.Н.

 
  Наблюдение и анализ самостоятельной деятельности детей

Февраль 2010 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

Взаимо-просмотры
  Выборочные срезы математического развития детей

Февраль 2010 г.

Скочилова Е.А.

 
  Муниципальный тест “Готовность к обучению в школе”

Март 2010 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

 
  Представление опыта на Фестивале педагогических идей

Март 2010 г.

Скочилова Е.А.

Педагоги

 

Перспективы распространения

  • Участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок” (январь 2010 г.).
  • При получении положительных результатов реализации проекта возможно размещение в Интернете на сайте Центра научно-методического обеспечения (ЦНМО) г. Лысьвы.
  • Представление на городском Фестивале педагогических идей.
  • Выпуск информационно-педагогического издания детского сада “Ромашка”, которое распространяется в 8 организациях города.

Литература

  1. М.А.Аралова. Формирование коллектива ДОУ. М. 2005
  2. К.Ю.Белая. От сентября до сентября. М. 1998
  3. Н.С.Голицына. Система методической работы с кадрами. М. 2005
  4. Е.С.Евдокимова. Технология проектирования. М.2008
  5. Т.П.Колодяжная. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ростов-на-Дону. 2002
  6. Г.Б.Монина, Е.В.Панасюк. Предшкольный бум. С-Пб. 2008
  7. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Под ред. З.Л.Венковой, Н.В.Казанцевой. Пермь. 2007
  8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авт.-сост. Л.С.Кисилева, др. М.2004
  9. Ж. Управление ДОУ №1-2009 г.
  10. Периодическая печать.