Интеллектуальная игра

Разделы: Внеклассная работа


Современное общество – информационное общество с большим, постоянно меняющимся потоком информации. Для того чтобы соответствовать этому обществу, быть деятельными и активными сегодняшним школьникам необходимы умения и способности, позволяющие легко и быстро воспринимать и анализировать информацию, находить решения в различных ситуациях. Интеллектуальная игра способствует формированию этих качеств, а также способствует формированию умения нестандартно мыслить, быстро и кратко излагать свои мысли.

В нашей школе проведение интеллектуальных игр стало неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В отличие от предметных олимпиад, научно-практических конференций, различных образовательных конкурсов интеллектуальная игра позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в увлекательное состязание.

В игре участвуют обучающиеся 5-11 классов, которые формируют разновозрастные команды. Обычно в игре участвуют 8 команд, количество человек в команде зависит от количества классов в параллели. Каждая команда выбирает капитана. Капитаном, как правило, становится игрок, имеющий авторитет в школе, обладающий организаторскими способностями.

В течение года проводится пять игр: «Мир математики», «Мир языка и истории», «Мир естественных наук», «Мир спорта, музыки, искусства» и заключительная игра, включающая вопросы из всех областей знаний. Состав команд в течение года не меняется. В конце учебного года проводится закрытие сезона интеллектуальных игр, определяется команда–победитель, проводится награждение.

Каждая игра состоит из нескольких туров, количество которых может быть различным, но время проведения игры не должно превышать 40-45 минут. Каждый тур содержит несколько вопросов, объединенных общей тематикой. Обязательно в каждую игру включаем туры, состоящие из вопросов-шуток, вопросов-загадок и т.д. На выполнение заданий одного тура отводится 1-3 минуты в зависимости от сложности вопросов. При подборе вопросов обязательно учитывается, что в игре участвуют разновозрастные команды. Вопросы должны быть интересны всем игрокам.

Все команды одновременно начинают выполнять задания очередного тура и, как только одна из команд объявляет о том, что задания выполнены, остальные команды прекращают работу. Выполненные задания передаются в комиссию, которая проверяет, оценивает выполненное задание и заносит результаты в таблицу. Комиссия состоит из 5-6 учителей-предметников. Для быстрой работы члены комиссии имеют ответы на задания каждого тура. На проверку заданий и внесения результатов в таблицу как правило требуется не более 2-3 минут. В это время команды выполняют задания следующего тура.

Цели игры:

  • Развитие логического мышления, творческого воображения, памяти, внимания.
  • Воспитание умения сотрудничать, взаимодействовать, общаться в коллективе, считаться с мнением партнеров по игре и отстаивать свое мнение, избегать конфликтов, быть устойчивыми к стрессовым ситуациям.

Оборудование: столы для каждой команды, доска (маркерная, интерактивная, обычная для быстрого вывода информации о количестве набранных очков в каждом туре) с таблицей в которую в течение игры заносятся результаты; карточки с заданиями, часы.

Ход игры

Ведущий объявляет о начале игры, напоминает правила игры.

Примерные вопросы, которые можно использовать при проведении заключительной игры.

Математика

  1. Как называется направленный отрезок? (вектор)
  2. Кратчайшее расстояние от точки до прямой? (перпендикуляр)
  3. Луч, делящий угол пополам? (биссектриса)
  4. Предложение, истинность которого надо доказать? (теорема)
  5. Утверждение, не требующее доказательства? (аксиома)
  6. Фигура, образованная двумя лучами с общим началом? (угол)
  7. Отрезок, соединяющий две точки окружности? (хорда)
  8. Наука об измерении земли? (геометрия)
  9. Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь? (23 года)
  10. Какой знак надо поставить между написанными рядом числами 2 и 3, чтобы получилось число, больше двух и меньше трех? (запятая)
  11. Сколько получится, если от наименьшего четырехзначного числа отнять наибольшее двузначное и затем отнять наименьшее однозначное? (900)
  12. Портной имеет кусок сукна длиной 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м. Через сколько дней он отрежет последний кусок? (Через 7 дней)
  13. Число 666 увеличьте в полтора раза, не производя никаких арифметических действий. (999)
  14. Применяя знаки арифметических действий, напишите число 2 тремя двойками. (2 * 2 - 2 = 2)
  15. Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)
  16. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  17. Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)
  18. Какое число приказывает? (Три)
  19. Сколько единиц в дюжине? (12)
  20. Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)
  21. Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)
  22. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)
  23. Какие два числа, при умножении, дают такой же результат, что и при сложении? (2и 2)
  24. Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)
  25. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11)
  26. Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)
  27. Числа, расположенные правее нуля. (Положительные)
  28. Число, не являющееся ни простым, ни составным. (Единица)
  29. Число, которому соответствует точка на координатной прямой. (Координата)
  30. Прямые на плоскости, имеющие общую точку. (Пересекающиеся)

Русский язык

  1. Кто автор высказывания о русском языке “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”? (И.С. Тургенев)
  2. С кого, по словам Тургенева, начинается наш литературный язык, а “нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением”? (А.С. Пушкин)
  3. Как в древнерусском алфавите называлась буква м? (мыслете)
  4. Как называется наука, изучающая и составляющая словари? (лексикография)
  5. Это слово пришло из готского, от него в немецком языке образовалось слово “Buch” – книга. Что это за слово? (буква)
  6. Каким словом называют и часть речи, и народный говор? (наречие).
  7. Это слово имеет состав: корень, суффикс, окончание. Им называет свой язык человек любой национальности. Какое это слово? (родной).
  8. Одним из признаков нашего родного языка являются устойчивые сочетания, которые делают речь яркой, образной. Как называются такие сочетания? (фразеологизмы)
  9. Что, по русской пословице, является ступенькой к мудрости? (азбука)
  10. Каким членом в предложении является слово “жить” в пословице “Жить - Родине служить”. (Подлежащее).
  11. Назовите связь в словосочетании “читать вслух”. (Примыкание).

Шуточные вопросы

  1. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным )
  2. Какой год продолжается всего один день? (Новый )
  3. Из какой тарелки не пообедаешь? (Пустой)
  4. Какой кирпич бывает закуской? (Хлебный)
  5. Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, белое, желтое, красное)
  6. На какое дерево садится ворона во время дождя? (Мокрое)
  7. Из какого крана нельзя напиться? (Строительного)
  8. Из какого полотна не сошьешь рубашку? (Железнодорожного)
  9. Какую воду и в решете можно носить? (Замороженную)
  10. Какие имена прилагательные тремя конечными буквами по биллиардному шару бьют? (Глубокий, узкий, звонкий).

Используя фразеологизмы, ответьте на вопросы: как говорят о

  1. Кротком безобидном человеке? (Мухи не обидит).
  2. Чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).
  3. Человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла).
  4. О том, кто(что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится).

Подобрать синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:

  1. Усердно трудиться (не покладая рук засучив рукава).
  2. Совсем близко (рукой подать).
  3. Кот наплакал (с гулькин нос).
  4. По пальцам пересчитать можно (раз – два и обчёлся).
  5. Во всю прыть (сломя голову).

Сказочные чудеса- изобретения

  1. Конек-горбунок (аэросани)
  2. Ковер-самолет (воздушный лайнер)
  3. Золотой петушок (радиолокатор)
  4. Чудо-зеркальце (телевизор)
  5. Перо жар-птицы (прожектор)
  6. Клубок нити, указывающий путь (компас)