Урок музыки на тему "Преобразующая сила музыки"

Разделы: Музыка


Тип урока: урок-рефлексия.

Цель урока: создание учениками творческого образа музыкального произведения, заключающего в себе преобразующую силу.

Оборудование и материалы к уроку:

1. Музыкальный материал для слушания:

1) В.А.Моцарт - "Лакримоза" из "Реквиема"

2) И.Штраус - Вальс из оперетты "Летучая мышь"

2. Музыкальный материал для исполнения:

1) "С понедельника возьмусь"

Муз. В.Шаинского, Сл. Ю.Энтина "Алые паруса" (автор неизвестен)

3. Портреты композиторов В.А.Моцарта и И.Штрауса.

4. Нотная запись главной темы "Лакримозы".

5. Стихи о музыке.

6. Оборудование: фортепиано, аудиоаппаратура, школьная доска.

Фундаментальный образовательный объект: музыкальные произведения.

Проблема урока: почему музыка оказывает воздействие на человека и тем самым выполняет свою преобразующую роль?

План урока:

1. Постановка целей урока - 4 мин.

2. Слушание музыкального произведения № 1 - 3 мин.

3. Слушание музыкального произведения № 2 - 3 мин.

4. Сравнительный анализ музыкальных произведений - 10 мин.

5. Обобщение по теме слушания - 5 мин.

6. Инсценированное исполнение песни - 5 мин.

7. Вокально-хоровая работа над песней - 5 мин.

8. Рефлексия - 5 мин.

Приложение1

Ход урока

Слайд №1

На фоне музыки "Адажио" Альбинони звучит стихотворение Марка Шехтера "Музыка".

Слайд №2

Внимали ей послушно, будто дети,
Века.
Да что я вру! Тысячелетья.
Она вела влюбленного к венцу,
На битвы смертные, на баррикады.
По тюрьмам сиживала.
У костра.
Солдата утешала, как сестра.
Жила в тени кладбищенской ограды.
Прислушайтесь:
Она звучит везде!
Слепой прозреет и глухой услышит,
Когда всей грудью музыка задышит
И вознесет бескрылого к звезде!

Учитель. Эти слова поэта Марка Шехтера посвящены звукам музыки. Давайте сложим эти звуки в гамму и споем их.

(Исполняем гамму До мажор).

Удивительно, но эти семь звуков обладают такой огромной преобразующей силой, которая способна изменить не только настроение человека, а даже "перевернуть" человеческую жизнь!

Вспомните и назовите примеры таких музыкальных произведений.

Дети. Симфония № 6 П.И.Чайковского помогала хирургу Юдину в его сложной профессии.

Р.н.п. "Во кузнице" спасла людей от смерти.

Р.н.п. "Зеленая рощица" вернула к жизни летчика Алексея Мересьева.

Музыка гитариста Иванова - Крамского поддерживала людей в годы войны.

(и др. примеры).

У. Сегодня каждый из нас сможет оказаться во власти той самой волшебной преобразующей силы, которой обладает музыка.

Д. Мы приглашаем вас в Вену, где в 18 веке жил великий австрийский композитор В.А.Моцарт.

Слайд №3

Свое первое произведение Моцарт сочинил в 4 года. Молва о чудо- ребенке облетела весь свет! О музыке Моцарта говорят: солнечная, светлая. Но жизнь композитора оборвалась очень рано - в 35 лет. О тайне загадочной смерти Моцарта до сих пор размышляют историки и музыковеды.

Сегодня мы познакомимся с последним произведением Моцарта, которое он даже не успел закончить. Это - "Реквием".

Слайд №4

У. Что такое "Реквием"?

Д. "Реквием" - это траурная музыка, написанная в память умерших, погибших.

У. "Реквием" Моцарта состоит из нескольких частей. Мы услышим одну из них, - "Лакримоза", что в переводе с латинского языка означает "Слезная".

Слайд №5

(Перед слушанием учащиеся разучивают главную тему "Лакримозы" по нотной записи).

У. К сожалению, все люди на Земле смертны. Уходят из жизни близкие, родные люди. В последний путь их провожает музыка. "Реквием" Моцарта - лучший из всех "Реквиемов", написанных многими композиторами. Он воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний.

Слушание "Лакримозы" из "Реквиема" Моцарта.

У. Какие чувства вызвала в вашей душе музыка?

(Беседа).

У. В каком ладу звучит "Реквием"?

Д. В миноре.

У. В каком ладу звучит последний аккорд?

Д. В мажоре.

У. Для чего Моцарт закончил "Реквием" мажорным аккордом?

Д. Моцарт хотел поддержать человека в трудную минуту жизни. Конечно, велики скорбь и горе по ушедшим близким, но жизнь продолжается. Жизнь - прекрасна!

У. Эту же мысль выражал в своей музыке еще один венский композитор - Иоганн Штраус.

Ученик. В Вене в 19 веке появилось удивительное семейство по фамилии Штраус. Уже Иоганн Штраус-отец прославился как сочинитель вальсов, а потом знаменитыми стали его три сына, все сочинявшие только танцы. Самым талантливым из сыновей оказался старший, названный по имени отца Иоганном. Чтобы не путать с отцом, его стали называть Иоганн Штраус- сын. О том, как успешно началась жизнь Штрауса, говорит тот факт, что в первом же концерте, в котором он выступал как композитор, как дирижер и как скрипач, его вальс, которым начинался концерт, по требованию публики был повторен 4 раза, а заключительный вальс - 19 раз! Просто невероятный успех! Штраус написал 500 танцев для оркестра - полек, галопов, но больше всего - вальсов. Его прозвали "Королем вальса". Много раз приезжал Иоганн Штраус - сын в Россию и дирижировал сочинениями русских композиторов, в том числе Глинки и Чайковского.

Слушание произведения Иоганна Штрауса.

Слайд №7

У. Как воздействовала на вас музыка Штрауса?

Расскажите о своих впечатлениях.

(Беседа).

У. Ребята, можем ли мы назвать музыку Моцарта и Штрауса сильной?

Д. Да. Музыка заставила нас испытать печаль и улыбнуться.

У. В чем заключается преобразующая сила музыки?

Д. Преобразующая сила музыки заключается в ее правдивости и красоте.

Сравнительный анализ музыкальных произведений.

Слайд №8

У. Мы доказали, что звучание произведений соответствует их содержанию.

Эта музыка правдива и красива. А красота - это огромная сила!

Слайд №9

Ученик:

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей:

Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней - просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.

Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?..
Мы ей за все " спасибо!" говорим
И, веря в торжество ее, - творим!
(Онегин Гаджикасимов.1934г.)

У. Ребята, как вы думаете, только ли от композитора зависит сила музыки?

Д. Нет. Важную роль играет исполнитель.

У. Как нужно исполнить произведение, чтобы оно могло воздействовать на слушателя?

Д. Исполнитель должен быть выразительным, эмоциональным. Исполнитель - это артист!

У. Сейчас мы перевоплотимся в исполнителей и постараемся исполнить песню так, чтобы она смогла воздействовать на слушателей.

Инсценированное исполнение песни "С понедельника возьмусь".

У.Вопрос главному герою - ученику-двоечнику:

Какое воздействие на тебя оказала эта музыка?

Ученик. Научила тому, что не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

Обсуждение с учащимися исполнения песни.

Вывод: (о значении артистичности, эмоциональности исполнения в создании образа музыкального произведения, о том, что для этого нужно много трудиться, репетировать).

У. Ребята, как вы думаете, кто и что сможет помочь горе - ученику не остаться на второй год?

Д. Ему помогут одноклассники, дружба.

У. О дружбе, о любви говорится в песне "Алые паруса". Я приглашаю вас в тесный круг друзей.

Исполнение песни "Алые паруса".

(Дети исполняют песню, встав в круг и взявшись за руки).

Слайд №10

У. Ребята, поделитесь своими впечатлениями.

Д. Музыка помогла почувствовать твердое плечо и верную руку друга.

Рефлексивный момент: оцените свое состояние души, настроение, свою работу на уроке. (Заполнение таблицы - нотного стана на фоне музыки. Оценка даётся по пятибалльной системе. Каждая нота, поставленная учеником на нотной линейке нотного стана, соответствует определённому баллу).

Таблица

Рефлексия.

  • настроение
  • слушатель
  • исполнитель
  • настроение

(в начале урока) и (в конце урока)

Домашнее задание: Вспомните пример из личной жизни, когда музыка оказала на вас или на ваших близких сильное воздействие. Как вы думаете, почему это произошло?