Урок географии. 9-й класс. Тема: "Разнообразие культурных миров на территории России"

Разделы: География

Класс: 9


Цель: изучить этническое разнообразие населения России и выявить его причины.

Задачи:

Обучающая: продолжить формирование у школьников представлений о населении России; познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; сформировать представление о многообразии народов, проживающих в России и их религиозной принадлежности; связать современную географию этнических групп с историей заселения территории Российского государства. Продолжить формирование у учащихся общенаучных умений работать со статистическими сведениями, представленными в различных формах (в виде таблицы, диаграммы); продолжить формирование у учащихся умения работать с основным источником географической информации – картой.
Развивающая: способствовать развитию мотивационно-потребностной (формирование познавательного интереса) и эмоционально-волевой сфер личности учащихся; развитие речевых умений; развитие познавательных процессов (внимание, память, логическое мышление, воображение).  
Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к своей Родине (патриотическое воспитание); формирование положительного отношения ко всем народам, проживающим на территории РФ, независимо от их национальной или религиозной принадлежности (на примере понятий ''толерантность'', ''национализм''); эстетическое воспитание на примере знакомства с национальными костюмами, традициями и обычаями народов России.

Оборудование: тематические карты атласа, слайды, дидактические карточки для индивидуальной работы учащихся.

Тип урока: урок новых знаний.

Межпредметные связи: история, МХК, информатика.

ХОД УРОКА

Этап урока, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Актуализация знаний

 

 

 

Изучение нового материала
Объяснительно-иллюстративный + частично-поисковый методы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление (5 мин.)
Репродуктивный метод
Формулирование выводов

 

Домашнее задание (1 мин.)

Организация условий для работы учащихся: приветствие, мотивирование на предстоящую на уроке работу.

''Вспомните, что Вы изучали на предыдущем занятии?''
''Верно. Какие основные направления заселения Вы можете назвать?''

''А теперь посмотрите на экран (вывожу слайд ''Новые термины'') Знаете ли Вы значения этих слов. Как Вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?''

''Верно. В нашей стране проживает очень много разных народов, каждый из которых отличается уникальностью и самобытностью. Поэтому тему нашего урока можно сформулировать так: ''Разнообразие культурных миров на территории России''. Т. е. предметом нашего разговора будет национальный и религиозный состав населения РФ''.
''Давайте попробуем связать материал предыдущего урока с материалом новой темы: как формировался рус. народ;  когда и какие народы вошли в состав России; как из Русского Россия превратилась в Российское государство? Можете воспользоваться схемами и картами в учебнике и атласе.''

 

 

 

 

 

 

 

''Верно. Сложная история формирования Российского государства привела к тому, что на его территории проживает примерно 130 народов. Россия является многонациональным государством. Из 145 млн. населения нашей страны 120 млн. – русские. А какие еще народы живут в России (вывожу на экран диаграмму ''Народы России и их численность'')?

'

 

'С помощью карты в атласе на с. 9 назовите территории, на которых преобладают русские.
С чем это связано. Вспомните об истории заселения России, о волнах расселения русских. Какие территории отличаются пестротой национального состава?''

 

 

 

 

 

 

 

''Каждый из народов России отличается по укладу жизни, языку, обычаям, историческим традициям, трудовым навыкам. По языковой принадлежности народы России относятся к нескольким языковым семьям, включающим языковые группы. По атласу (с. 8) и учебнику (табл. 10) назовите языковые семьи и группы, к которым принадлежат народы России''.
''Вы уже поняли, что разные народы России имеют существенные отличия в культуре, обычаях, костюмах. Давайте посмотрим на иллюстрации, демонстрирующие традиционные костюмы народов разных национальностей''. Слайд. ''Внимательно смотрите на экран, старайтесь запомнить наиболее примечательные элементы костюмов, а в конце урока посмотрим, сможете ли Вы отличить представителей различных национальностей. Обратите внимание на общность элементов костюмов у разных народов одной языковой группы и семьи''.
''Существенные отличия имеются не только в нац. костюмах, но и в традиционной кухне (вспомните пельмени, исконно являющиеся блюдом татарской кухни, чебуреки – нац. блюдо народов Поволжья.)
Разные народы России имеют сильно различающийся уклад жизни. Это проявляется в нац. праздниках и даже в играх.
Рассмотрим это на примере игр малочисленных народов Севера. Ребятишки-северяне играют в следующие игры: ''Олени и пастухи'', ''Льдинки, ветер и мороз'', ''Ручейки и озера'', ''Куропатки и охотники'', ''Оленьи упряжки'', ''Бег в снегоступах''. О чем это говорит?''
''Верно. Суть любой национальной игры или обряда напрямую зависит от условий жизни народа. Как Вы думаете, от каких именно?''
''В названиях игр отражены и особенности климата, и основные занятия жителей севера. Даже спортивные состязания взрослых имеют прямое отношение к профессии оленевода: метание тынзяна (пастушьего топора), гонки на оленьих упряжках, ходьба на лыжах''.
''Ребята, а в какой природной зоне в основном проживают народы Русского Севера?''
''Раз уж у нас зашел разговор о национальных играх, подумайте и ответьте, играют ли ребятишки-северяне в прятки? Вспомните внешний облик тундры''.

''Вы убедились, что Россия является многонациональным государством. Вспомните, какое государственное устройство имеет наша страна''?
''Верно. РФ включает себя равноправные субъекты, при выделении которых учитываются административно-территориальный и национально-территориальный аспекты. Административно-территориальный аспект учитывается при образовании краев и областей. Здесь принимается во внимание количество населения, направление путей сообщения, уровень экономического развития, наличие крупных промышленных, научных, культурных центров. Но в пределах РФ есть не только субъекты, выделенные на основе экономического и территориального признаков. Есть и национальные образования. Как они называются?''.
''Верно. Это республики, входящие непосредственно в состав Федерации, и АО (2), входящие в состав областей и краев. Национальные образования могут включать один народ (титульная нация), а могут объединять несколько народов (Дагестан) Найдите определение понятия ''титульная нация'' в словариках. Запишите его в тетрадь''.
''Все народы, населяющие территорию России, пользуются равными правами в любой части Федерации, где бы они ни жили. Кроме того, каждый человек вправе сам определить свою национальную принадлежность (Слайд ''Конституция РФ'')
''Сегодня Вы узнали, что в России по национальному признаку были выделены субъекты федерации, в большинстве из которых титульный этнос дал название этим национальным образованиям. Однако наряду с титульной нацией в них проживают и другие народы, в основном русские. Сейчас я раздам Вам карточки, а Вы попробуете разделить их на 3 группы:
Республики с преобладание коренного населения
С равенством коренного и русского населения
С преобладанием русского населения
У Вас 2 минуты''.
Проверяю правильность выполнения задания.

''Вы уже знаете о том, что наша страна занимает уникальное положение, находясь на стыке Европы и Азии. Это не могло не повлиять на культурные особенности, уклад жизни и вероисповедание россиян. 
Территория России расположена на стыке Европы и Азии. Культурологи относят ее к разным ''культурным мирам'' (или даже к разным цивилизациям) Чтобы лучше понять культурное разнообразие населения России, нужно обратить внимание на ее ближайшее окружение. Особенно сильно эти контрасты проявлялись на территории бывшего СССР. В западных его частях преобладало европейское влияние (Эстония и Латвия – ''продолжение'' протестантской Северной Европы; Литва, часть Белоруссии и Украины -  католический мир; Молдова, исторически и культурно связанная с Румынией, - продолжение православного мира) Кавказ очень сильно связан с Ближним и Средним Востоком. Это место стыка христианского и мусульманского миров, при численном преобладании последнего. Из всех народов Кавказа христианами являются лишь армяне, грузины, осетины. Центральная Азия – место встречи столь разных культур, как тюркская, китайская, арабская, иранская, монгольская и др. здесь преобладает  мусульманская религия. На этой территории всегда взаимодействовали культуры оседлых земледельцев (таджики, узбеки) и кочевников (туркмены, киргизы, казахи) Крайний Север называют иногда частью ''четвертого мира''. Иными словами, это край народов, образ жизни которых связан в основном с присваивающим хозяйством (охота, рыболовство, собирательство) или с пастбищным оленеводством. [2]
Посмотрите на диаграмму. Сделайте вывод о том, приверженцы какой веры составляют в России большинство; какие еще религии распространены у нас в стране.
Исторически ведущими религиями в России были православие и ислам (Диаграмма ''Религии'' на слайде) Христианство стало распространяться вместе с волнами расселения русских. Ислам, буддизм и др. распространены в ареалах проживания отдельных народов России (см. табл.).
Раздаю учащимся карточки с заданиями теста.

Корректирую ответ учащихся.
Выставляю отметки за урок.

& 6 прочитать. Ответить на вопросы после &: № 2, 4.
Задание на дополнительную оценку: Дать письменный ответ  на вопросы: 
1. Когда Вы впервые задумались о своей национальной принадлежности? С чем это связано?
2. Согласны ли Вы с тем, что в государственном устройстве России важную роль должна играть национально-культурная, а не территориальная автономия? Свою точку зрения обоснуйте.
3.  Сообщение по национальным особенностям (быт, культура, национальная кухня, национальный костюм и т. п.) какого-либо из народов России.

Приведение в порядок рабочих мест, приветствие.

''Историю заселения территории России''.
''Северное, южное, восточное''.

''О народах России''.

 

Записывают в тетрадь тему урока.

 

Ответ одного из учеников:             ''Единая древнерусская народность, из которой впоследствии выделились русские, украинцы, белорусы, образовалась в 9 в. в Киевской Руси. Равнина с развитой речной сетью, на которой жили древнерусские племена, позволяла им, используя реки, расселяться на обширной малозаселенной территории. Они селились между жившими здесь финно-угорскими племенами.
В процессе борьбы с монголо-татарским игом и после его свержения, в 14-16 вв., вокруг Москвы сложилось Русское государство, объединившее земли Северо-Западной,  Центральной и Северо-Восточной Руси, сформировался русский народ.
С 16 в. Русское государство расширяло свои границы на восток и юг и стало многонациональным, Российским. К середине 19 в. в его состав вошли народы Поволжья, Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа. ''[1]

Анализируют диаграмму, перечисляя наиболее многочисленные народы.
Отвечают на вопрос с помощью карты в атласе.

 

''В России исконно русские области – это Европейский Север, Северо-Запад до Центральных районов России. Русские также преобладают на Урале, на юге Сибири и Д. Востока. 
Для нескольких регионов России характерна пестрота нац. состава. Это районы вдоль Волги и Камы в Чувашии, Мордовии, Марий Эл, Татарстане, Башкирии. Это Северный Кавказ, где сформировалось 7 нац. республик (Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Ингушская, Чеченская, Дагестанская) Это отдельные районы на востоке (Горный Алтай, Хакасия, Бурятия, Якутия).

 

 

 

 

''Индоевропейская, Алтайская, Уральская, Кавказская языковые семьи''. Также перечисляют группы в пределах каждой семьи.

Смотрят на иллюстрации слайда.

''Это говорит от том, что в играх находят отражение особенности уклада народа''.

''От климата, особенностей экономики и т. д.''.

 

''В тундре''.

 

''Наша страна – федерация, состоящая из равноправных субъектов''.

 

 

''Это республики, АО''.

 

Называют и показывают по карте некоторые субъекты.

Записывают в тетрадь определение понятия ''титульная нация''.

Один из учеников вслух зачитывает статью Конституции.

 

 

Работают с карточками.

Озвучивают результаты (по группам).

 

 

Слушают рассказ учителя.

 

 

Анализируют диаграмму.

Озвучивают результат.

Выполняют тест.

 

Делают вывод по занятию.

 

 

 

Записывают в дневник

Тест

1. Из предложенных иллюстраций выберите представителей:

а) Кавказской языковой семьи
б) Индоевропейской
в) Уральской

2. Назовите языковую группу, народы которой исповедуют буддизм:

а) Славянская
б) Тюркская
в) Монгольская

3. Коренной народ одной из республик Северного Кавказа, относящийся к индоевропейской языковой семье:

а) Чеченцы
б) Осетины
в) Черкесы

4. Титульный народ единственной в стране автономной области:

а) Евреи
б) Адыгейцы
в) Ненцы

5. Традиционная летняя обувь русских крестьян (севера и средней полосы), изготавливаемая из лыка:

а) Сандалии
б) Пимы
в) Лапти

6. Традиционным занятием коренных жителей российского Севера является:

а) Земледелие
б) Оленеводство
в) Охота.

– Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось)?

– Что так и осталось непонятным?

Используемая литература:

  1. География России: Учеб. для 8-9 кл. сред. шк. / А. В. Даринский, Б. В. Белоусов и др.; Под ред. А. В. Даринского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 224 с.: ил., карт.
  2. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 319 с.: ил.
  3. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 7-е изд., перераб. – М: Дрофа, 2001.- 384 с.: ил., карт.
  4. Ермошкина А.С. Экономическая и социальная география России: 9 кл.: Метод. Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  5. Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 кл.: Метод. Пособие/ - СПб.: ''Паритет'', 2002.
  6. Макарцева Л.В. География. 9 кл. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2004. – 80 с.
  7. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы: метод. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 153 с.: ил., карт.

Презентация к уроку