Формирование готовности детей к обучению в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


1. Педагогическая проблема интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе

Что мы понимаем, когда говорим интеллект. Существует несколько определений интеллекта. Интеллект - это, в первую очередь, образование, интеллектуал - образованный человек. Первая составляющая интеллекта - знания о том, что есть в мире, то есть образование и эрудиция. Но существует вторая, не менее важная составляющая интеллекта - способность к творчеству, способность создавать нечто новое, а это невозможно без знания того, что уже существует. Не давая ребенку конкретных знаний, мы можем говорить о развитии спонтанности, но не творчества. Итак, вторая составляющая интеллекта - творческая. Интеллектуальная готовность ребенка к школе имеет своим центральным компонентом разнообразные интеллектуальные умения, способы познавательной деятельности, которые в единстве с формирующимися у дошкольников познавательными интересами и мотивами обеспечивают познавательную направленность ребенка на освоение новых знаний и стремление к школьному обучению. В рамках данного подхода можно выделить работы Н.Н.Поддъякова, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера. Исследователями была выявлена возможность повышения уровня умственной готовности к школе в условиях целенаправленного формирования интеллектуальных и перцептивных действий детей, обучения рациональным способам обследования внешних свойств предметов, использованию систем общественно выработанных эталонов и моделей.

Интеллектуальная готовность – развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование), децентрацией (учет позиции другого человека при анализе ситуации), родным языком и основными формами речи (монолог, диалог), элементами учебной деятельности внутри других специфических видов детской деятельности (конструирование, рисование, лепка, различные игры и др.) – выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие представлений о мире людей, вещей, природе.

В данном направлении также необходимо отметить концепцию оптимизации интеллектуального развития дошкольников в процессе освоения системных знаний В.И.Логиновой и Н.Н.Поддъякова (и др.), которая включает в себя в качестве подсистем знания из разных областей действительности, соответствующее построение педагогического процесса и направлена на оптимизацию освоения детьми содержания школьного образования. Интеллектуальная готовность ребенка к школе? Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Начало обучения 6-7 летних и подготовка к нему связаны с необходимостью учета ряда важных психологических закономерностей развития детей этого возраста. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими “дошкольными” способами их удовлетворения. По мнению А.Л. Венгера, интеллектуальная сфера ребенка не только в определенной мере уже готова к систематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется и на личностную сферу.

В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку. Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и начинает стремиться к ней. Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность к нравственно-психологическим нормам и правилам поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Говоря словами Л.С. Выготского, в этот период осуществляется переход от учения по его собственной программе к учению по программе, заданной взрослыми. Можно сказать, что в этот период возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Сензитивность этого периода четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если мы упустим момент, запоздаем с обучением грамоте, ее усвоение будет проходить с большими трудностями.

Из сказанного можно заключить, что целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей.

Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка. В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания: а) нарисовать простой узор; б) поиграть в игру “трудные виражи”. Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, “проехать” по изгибам дорожек. Для развития такой моторики существует множество разнообразных упражнений и игр. Это прежде всего работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание.

Хороший интеллект – решающее условие успешного обучения в школе. Поэтому развитие у дошкольников интеллектуальных умений – существенная задача воспитателей.

Таким образом, старший дошкольный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Вспомним параллелограмм развития памяти по А.Н. Леонтьеву. Чем выше мы поднимаемся по лестнице развития, тем более опосредованными становятся психические процессы. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам Л.С.Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя.

Можно уметь читать, писать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу - никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких, как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности”.

С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению. Для этого ребенку необходимо владеть определенными свойствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.). Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое. Темп умственного развития старших дошкольников является весьма интенсивным и динамичным. Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Они овладевают простейшими приемами обобщения, систематизации и классификации. Поэтому важно уделить основное внимание на развитие общих интеллектуальных способностей. Основная задача педагогов ДОУ – подготовка ребенка к школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса. В детских садах реализуются программы нового поколения “Развитие”, “Детство”, “Радуга”, “Истоки” и др., разработанные на основе исследований в отечественной и мировой психологии. Программы ориентированы на развитие собственно познавательной деятельности ребенка, интеллектуальных, творческих и художественных способностей детей.

2. Занятие как средство интеллектуального развития старших дошкольников при подготовке к школе

Многогранный воспитательный процесс, осуществляемый в дошкольных учреждениях, направлен на физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей. Решение этой задачи предусматривает гармоническое развитие ребенка, но особое значение приобретает умственное воспитание. Наиболее эффективно воспитательно-образовательная работа осуществляется в процессе обучения на занятиях.

Введение в детских садах систематического обучения на занятиях явилось важным этапом развития советской дошкольной педагогики. Можно с полным основанием утверждать, что обучение не подменяет ни игры, ни трудового воспитания, а тесно связано с ними в общем педагогическом процессе. Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей. Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков. Просматривается еще одна важная тенденция - построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

Занятие - специально организованная передача знаний умений и навыков, которое проводится в строго отведенное время и ограниченно временным отрезком. Занятие позволяет давать знания в определенной системе, опираясь на зону ближайшего развития ребенка.

Занятие — особая форма обучения дошкольников, отличающаяся от урока. Занятие короче по времени, проводится в более свободной форме, оно позволяет ребенку обращаться к воспитателю с вопросами, передвигаться по группе, предполагает частую смену деятельности детей, занятие связано с другими видами деятельности (игрой, трудом, с эстетической деятельностью).

Занятия классифицируют, во-первых, по дидактическим целям:

  1. занятия по сообщению новых знаний и их закреплению;
  2. занятия по закреплению ранее приобретенных знаний;
  3. занятия по творческому применению знаний и умений;
  4. занятия контрольно-учетного характера;
  5. комбинированное занятие.

По содержанию занятия могут быть:

  1. традиционными;
  2. интегрированными, т.е. объединяющими знания из нескольких областей.

Структура занятия:

Занятие включает в себя три компонента:

1.Начало занятия (организация детей):

а) переключаем деятельность детей;

б) вызываем интерес к предстоящей деятельности;

в) создаем соответствующий эмоциональный настрой;

г) сообщаем учебную задачу.

2. Ход или процесс занятия:

а) самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний.

На этом этапе приемы обучения индивидуализируются в соответствии, с уровнем развития, темпов восприятия и особенностями мышления ребенка.

Педагог добивается, чтобы ребенок достиг результата, свидетельствующего о его продвижении. Заканчивается эта часть практической деятельностью детей.

3.Окончание занятия.

а) подведение итогов;

б) оценка результатов учебной деятельности.

Принцип развивающего обучения предполагает развитие умственной активности детей, их интереса к занятиям. Реализация этого принципа
достигается соответствующим подбором познавательного материала. Что при этом должно быть в центре внимания воспитателя? Прежде всего, он должен уметь работать с программой. Программное содержание занятий должно обязательно ставить перед необходимостью решать умственные, логические задачи, особенно там, где знания, умения закрепляются, активизируются. Идея развивающего обучения может быть решена при условии постепенного усложнения однотипных занятий и тесной связи разнотипных.

В книге А.П. Усовой “Обучение на занятиях”, являющейся результатом многолетних исследований проблемы дошкольной дидактики, рассматривается роль образовательной работы в воспитательном процессе детского сада, дается характеристика учебной деятельности ребенка и особенностей ее формирования, раскрывается процесс обучения на занятиях. Обучение на занятиях основано на воспитании произвольного активного внимания, умения активно действовать, достигать результатов в своих действиях все это требует от детей умственного и физического напряжения. Правильно установленная мера такой работы возможна только тогда, когда обучение ведется в форме дидактически целесообразных занятий. Важным вопросом является установка времени занятий, их места в общем режиме, длительности, частоты и регулярности. Необходимо особенно требовательно подходить не только к отдельным элементам процесса обучения, но и к организации строгой периодичности занятий, правильного чередования с играми, нормирование их определенным временем. Это требование важно соблюдать как в дидактических целях, так и для формирования у ребенка таких качеств как собранность, организованность. Форма и обстановка занятий зависит от их содержания. Только в организованном процессе, планомерно охватывающем своим воздействием всех детей группы, возможна реализация определенной программы. Работа воспитателя на занятиях по интеллектуальному развитию детей к обучению в школе включает в себя:

1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Учебная деятельность вносит значительные изменения в поведение ребенка. Он становится более собранным, легче откликается на слово взрослого, привыкает выслушивать подробности, становится более внимательным. И все это сообщает поведению детей организованный характер и делает их более воспитанными. Именно эти черты ярко проявляются в тех детских коллективах, в которых проводится обучение.

Всякое обучение на занятии имеет общие черты. Вместе с тем эти общие черты конкретизируются для каждой возрастной ступени своеобразно. Такими общими чертами является то, что: а) обучение ведется по дидактическим правилам, основанным на психологических закономерностях, преследует задачи сообщения знаний, овладение умениями; б) обучение опирается на обучающую роль взрослого (учителя, воспитателя); в) обучение носит организованный характер: имеет определенную программу и форму организации детей. Это последнее необходимо подчеркнуть, поскольку существо дошкольного “обучения” нередко понимается так, будто оно протекает “во всей жизни”, что “ребенок учится на каждом шагу”. Такое понимание относится, скорее всего, к тому бесспорному факту, что ребенок растет в социальной среде и воспринимает ее влияние. К дидактическим же явлениям это не относится.

В целях планомерного и систематического влияния воспитателя на всех детей в группе обучение в детском саду строится как организованный процесс и протекает в форме занятий с группой детей определенного возраста. В планомерном развитии процесса обучения на занятиях заключаются большие воспитательные возможности формирования у детей знаний, умений, воспитания организованных форм поведения, внимательности, умственной активности. Процесс обучения на занятиях позволяет воспитателю равномерно работать со всеми детьми в группе, осуществляя определенную программу.

По своему содержанию дошкольное обучение направлено на то, чтобы всесторонне воспитывать и развивать ребенка, используя материал окружающей жизни, давая в известной последовательности знания о природе и людях, навыки счета, рисования, конструирования, пения, движения. В обучении решающая роль принадлежит личному влиянию воспитателя на детей. Поэтому оно требует от воспитателя глубокого знания психологии ребенка, умелого согласования своего воздействия с особенностями детского развития. В методическом отношении дошкольное обучение характеризуется привлечением дидактических материалов и пособий, разработанных с учетом задач и возрастных особенностей детей (красочность, динамичность и т. д.). Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.

Список использованной литературы

1.Аванесова В.Н. Теоретические основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддъякова. - М., 1980. - С. 28-54.

2.Бабаева Т.И., Логинова В.И. программа “Детство”. Изд. “Детство-Пресс”. 2006.

3.Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Дошкольное воспитание. – 1985. - № 7, С. 36-74.

4.Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей дет. сада. – М., Просвещение, 1989. – С.127

5. Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. – 1972. - №1, С.30-35.

6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996. – С. 23.

7. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольника.М., Просвещение. 1984. - С. 352.

8. Дошкольная педагогика/Под.ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой М., 1983.

9. Мухина В.И Что такое готовность к учению?//Семья и школа. 1987.- № 4, С.25-27.

10. Hижегоpодцева H.В. Методика и результаты исследования готовности к усвоению первоначального чтения и письма //Фоpмиpование интеллектуальной и личностной готовности ребенка к школе. Яpославль: ЯГПИ, 1992.- С. 3-18.

11. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996. - С. 239.

18. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1988. – С.45.

12. Подготовительная группа в детском саду. / Под ред. М.В. Залужской. М., Просвещение.- 1972. - С.35-40.

13.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. — М., 1995.

14.Учебник для студентов сред. Пед.учеб. заведений/Под. ред. И.В.Дубровиной. – М., Изд. центр “Академия”, 1999. – 464 с.

15.Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Н.Н. Поддъякова. М., Просвещение,1988. – С.5-7.

16. Усова А.П. Обучение на занятиях / Под Ред. А.В. Запорожца. М., 1981.

17.Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Издательский центр, “Академия”. 2006.