Программа коррекционно-профилактической деятельности в 5–6-х классах

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Современное общество отличает сложная система взаимоотношений не только среди взрослых, но и среди детей. Заметна тенденция к непониманию, к нетерпимости, к отсутствию навыков и опыта разрешения конфликтов цивилизованным способом, способом, когда конфликтующие стороны не могут решить конфликт при помощи восстановительно-примирительных технологий.

Многие современные дети испытывают дефицит полноценного общения друг с другом, со своей семьей. А, не обретя навыков общения, они не могут договориться, учиться и заниматься творчеством в коллективе. Дети игнорируют общепринятые нормы морали и права, а следствием этого является нарушение этих норм.

Данная программа направлена на коррекцию поведения учащихся 5-6 классов.

Цель: формирование навыков бесконфликтного общения и уважения к себе и социуму.

Особенностью данной программы является реализация системы ценностно-ориентированных блоков и активные формы работы с учащимися. Программа предполагает проведение комплексной работы с личностью ребёнка и его родителями.

Основную роль в реализации программы играют классные руководители, работающие с личностью подростков в режиме профилактики и коррекции личностных девиаций.

Предполагаемый результат: снижение числа конфликтов и правонарушений среди учащихся, активное вовлечение детей в классные и школьные мероприятия.

Ценностно-ориентированные блоки:

I. Самопознание и самосовершенствование:

  • Я и окружающие.
  • Моя самооценка.
  • Дружба.
  • Кто лучше, кто сильнее?
  • Я в общении.
  • Богатства вашей личности.

Педагогические диагностики и анкеты:

  • Анкета «Я и ценности моей жизни» (методика Е. Степанова).
  • Тест-упражнение «Моя самооценка» (Г.Г. Филиппова).
  • Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростков (методика М.И. Шиловой).

Родительское собрание:

  • «Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка».

II. Конфликт:

Занятия и игры с учащимися:

  • Жестокие игры.
  • Посмотримся в зеркало.

Кинолектории:

  • «Большинство» и «Меньшинство» (по толерантности; по фильму «Адажио»).
  • Причины и способы разрешения конфликтов (по фильму Р. Быкова «Чучело»).

Тренинги:

  • «Конфликт».
  • «Разрешение конфликтной ситуации».

Родительское собрание:

  • «Почему грубит подросток».

III. Право:

Занятия и игры с учащимися:

  • Конституция РФ: права и обязанности граждан.
  • Нарушение и соблюдение прав.
  • Ответственность – мера добра и зла.
  • О правилах.
  • «Черное и белое».

Родительское собрание:

  • «Ответственны ли родители за воспитание ребенка?»

План-график реализации программы.

№№ Содержание деятельности Сроки проведения Планируемый результат
1. Анкета «Я и ценности моей жизни» (методика Е. Степанова). Сентябрь Анализ своего отношения к жизни, социуму.
2. Игра: «Я и окружающие». Сентябрь Формирование нравственного отношения к себе и к своим одноклассникам.
3. Игра: «Моя самооценка». Сентябрь Выявление уровня самооценки. Повышение уровня самооценки
4. Тест-упражнение «Моя самооценка» (Г.Г. Филиппова). Сентябрь Выявление самооценки учащихся с последующей коррекционной работой. Повышение уровня самооценки.
5. Дискуссия: «Дружба». Октябрь Формирование нравственных позиций по отношению к своим одноклассникам.
6. Дискуссия: «Кто лучше, кто сильнее?» Октябрь Формирование нравственных позиций по отношению к другому полу.
7. Игра: «Я в общении». Октябрь Формирование коммуникативной культуры, бесконфликтного общения.
8. Классный час: «Богатства вашей личности». Октябрь Формирование нравственного самосознания.
9. Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростков (методика М.И. Шиловой). Ноябрь Выявление отношения к себе, обществу, природе.
10. Родительское собрание: «Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка». Октябрь Гармонизация детско-родительских отношений.
11. Игра: «Жестокие игры». Ноябрь Дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия с другими людьми.
12. Игра: «Посмотримся в зеркало». Ноябрь Формирование нравственного самосознания.
13. Кинолекторий: «Большинство» и «Меньшинство» (по толерантности). Ноябрь Формирование толерантного отношения. Положительная динамика в развитии межличностных отношений учащихся.
14. Кинолекторий: «Причины и способы разрешения конфликтов» (по фильму Р. Быкова «Чучело»). Декабрь Формирование бесконфликтного взаимодействия и общения.
15. Тренинг: «Конфликт». Декабрь Положительная динамика в развитии межличностных отношений учащихся.
16. Родительское собрание: «Почему грубит подросток». Декабрь Гармонизация детско-родительских отношений.
17. Классный час: «Конституция РФ: права граждан». Декабрь Формирование уважительного отношения к собственным правам и правам других людей.
18. Тренинг: «Разрешение конфликтной ситуации». Январь Положительная динамика в развитии межличностных отношений учащихся.
19. «Нарушение и соблюдение прав». Январь Формирование коммуникативных навыков, ответственности за свои поступки.
20. Дискуссия: «Ответственность – мера добра и зла». Февраль Формирование коммуникативных навыков, ответственности за свои поступки.
21. Классный час: « О правилах». Февраль Выработка правил поведения в школе и общественных местах.
22. Дискуссия: «Черное и белое». Март Формирование коммуникативных навыков, четкого осознания «Что такое хорошо, а что такое плохо».
23. Родительское собрание: «Ответственны ли родители за воспитание ребенка?» Март Гармонизация детско-родительских отношений.