Урок "Сталинградская битва"

Разделы: История и обществознание


Цель: рассмотреть основные направления удара немецко-фашистских войск летом 1942 года, уяснить суть происходившего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; продолжить формулировать навыки работы с документами на примере исторических источников, вскрыть истоки перелома; продолжить воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ.

Оборудование: карта: Великая Отечественная война Советского Союза, схемы, документы, выставка художественной литературы; видеофильм; магнитофонная запись.

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя: Ранняя весна 1942 года принесла советским людям надежду. Велик был духовный подъём вызванный победой под Москвой. На советско-германском фронте установилось относительное затишье. Но военные руководители понимали, что летом 1942 года противник предпримет активные наступательные действия.

-Расскажите о советских планах ведения военных действий в 1942 году?

1. Генеральный штаб во главе с Шапошниковым предложил на летнюю компанию 1942 года план глубокой обороны. Предполагалось сначала изморить противника оборонительными боями, сорвать его летнее наступление и подготовить условия для последующего наступления Красной Армии. Этот план был поддержан Жуковым.

2. Стратегический замысел Сталина.

-Итак, давайте перелистаем исторические события 1942 года:

1) 4 июля, после 250 дневной обороны, советские войска оставили г.Севастополь. 2 июня 1942 года начался третий штурм города, пять дней длилась небывалая по продолжительности артиллерийская и авиационная подготовка. Положение войск Приморской армии с каждым днём становилось всё тяжелее. Резервы были израсходованы. К середине июня бои достигли предельного напряжения. Силы защитников таяли. Подвоз снарядов к Севастополю из-за усиливающей блокады с моря был затруднён. 19 июня к Севастополю прорвался последний транспорт. В последние дни июня немцы усилили морскую блокаду. 30 июня командование Севастопольского гарнизона получило приказ Ставки - осталось до 3 июля. Но эвакуировать все войска не удалось. Оставшиеся на берегу, дрались до последнего патрона. Эвакуацией Севастополя закончилась его оборона.

2) Неудачное наступление нашей армии под Харьковом: войска попали в окружение.

Ещё более неудачно развернулись события на юго-западном направлении. Сталин одобрил замысел командующего юго-западным Тимошенко начать наступление в районе Харькова. Оно началось 12 мая. В начале наступление развивалось успешно, но уже через 5 дней обстановка изменилась. Крупная группировка противника нанесла фланговые удары по месту расположения советских войск. Около 20-ти наших дивизий попали в окружение. Наступление советских войск в районе Харькова закончилось тяжёлым поражением. По немецким данным в плену оказалось 240 тысяч советских солдат и офицеров. Десятки тысяч погибли.

3) Окружение под Ленинградом 2-й армии Волховского фронта. Всю зиму и весну 1942 года продолжались попытки прорвать блокаду Ленинграда силами 2-х фронтов - Ленинградского и Волховского и соединиться у посёлка Любань. Главная роль в этой операции отводилась 2-й ударной армии в составе Волхлвского фронта. Для наступательной операции не хватало сил. Требовалось хотя бы 15-20 суток, чтобы дать армии время на подготовку. Ставка разрешения на отсрочку не дала. Наступление началось, но 2-я ударная завязла в болотах. Реальной помощи Ставка не оказывала, ограничившись объединением 2-х фронтов в один - Ленинградский. В мае 1942 года противнику удалось затянуть мешок вокруг 2-й ударной армии. Вырваться из окружения смогли немногие. Ситуацию усугубила добровольная сдача в плен командующего армией генерала Власова. Его измена очень тяжело сказалась на судьбах многих бойцов и командиров 2-й ударной армии.

-Каковы причины поражений весны и лета 1942 года?

1) Единоличные решения Сталина.

2) Недостаточная подготовка и ошибки высшего командного состава, недооценка противника.

3) А также сказалась незавершённая перестройка экономики на военный лад, угнетённое психологическое состояние многих бойцов и командиров.

-После удачных операций германского командования главной задачей стал захват южных районов нашей страны.

Почему именно в южном направлении фашисты решают провести летнее наступление 1942 года?

(Эти районы богаты стратегическим сырьём, Кавказ - нефтью, Волга - транспортная артерия.)

-Итак, в конце июня 1942 года противник начал наступление на Волгу и Северный Кавказ.

Вновь зазвучали горькие сводки о том, что советские войска после тяжёлых и продолжительных боёв оставляли города.

Никогда в истории армия нашего государства не отступала так далеко в глубь страны. Следствием военных неудач Советской Армии стало резкое падение дисциплины. Командование издало знаменитый приказ №227от 28 июля под названием "Ни шагу назад" за подписью Сталина.

Работа с документом.

Вопросы к приказу и ответы на них.

Чем можно объяснить появление подобного приказа?

В чём вы видите его главный смысл?

Какую роль сыграл этот приказ в ходе войны?

1. Следствием военных неудач Красной армии стало резкое падение порядка в войсках. Нарушение дисциплины и паника приняли огромные масштабы. Очень сильна была боязнь попасть в окружение.

2. Приказ вводил жёсткие наказания за отступление без распоряжения свыше. Цель приказа: ликвидировать отступательные настроения, восстановить железную дисциплину в войсках.

3. Приказ сыграл огромную роль. Он вносил уверенность, что соседние части не будут отступать. А значит, вероятность попасть в окружение была мала.

Все эти дисциплинарные меры были восприняты в войсках очень серьёзно. И с августа 1942 года дезертиров и паникёров сильно поубавилось. Как отмечали сами немцы, Советская армия стала сражаться лучше и злее. Приказ был издан в те дни, когда враг рвался к Сталинграду.)

- Почему именно Сталинград привлекал гитлеровцев?

(Сталинград - это крупнейший промышленный центр нашей страны, где было много заводов, в том числе производящий тяжёлые танки. Сталинград - это крупнейший транспортный узел, именно через него почти вся кавказская нефть направлялась в центр страны. Город носил имя Сталина, поэтому немцы хотели стереть его с лица земли. Захват Сталинграда врагом значительно ослабил бы Советскую Армию и страну в целом.)

-Да ребята, вот поэтому битва за Сталинград стала решающей битвой второго года войны.

-Сталинград, Сталинград!

Вековая громада
Неизбывная гордость народа всего
Нам нельзя ни на час оставлять Сталинграда
Ни на миг невозможно оставить его!

Героическая битва под Сталинградом.

1) 17 июля - 18 ноября 1942 года - героическая оборона.

2) 19 ноября 1942 года - 2 февраля 1943 года - контрнаступление под Сталинградом.

Приведите примеры героической обороны Сталинграда советскими солдатами?

62-я армия генерала Чуйкова защищала центр города и все заводские районы. Чуйковцы сражались героически. Генерал разработал принципы городских боёв, старался довести их до сознания каждого солдата и офицера. Эти принципы сыграли огромную роль в судьбе города.

-А сейчас познакомьтесь с оценкой обороны Сталинграда, которую дал ей противник в лице солдат и офицеров германской армии:

"Боже, почему ты покинул нас? Мы сражались 15 дней за один дом, используя миномёты, гранаты, пулемёты и штыки. Уже на третий день в подвалах, на лестничных клетках и лестницах валялись трупы 54 моих убитых товарищей. "Линия фронта" проходит по коридору, разделяющему сгоревшие комнаты, по потолку между двумя этажами. Подкрепления подтягиваются из соседних домов по пожарным лестницам и дымоходам. С утра до ночи идёт непрерывная борьба. С этажа на этаж с почерневшими от копоти лицами мы забрасываем, друг друга гранатами в грохоте взрывов, клубах пыли и дыма, среди куч цемента, луж крови, обломков мебели и частей человеческих тел. Спросите любого солдата, что означает полчаса рукопашной схватки в таком бою. И представьте себе Сталинград. 80 дней и 80 ночей рукопашных боёв. Длина улицы измеряется теперь не метрами, а трупами:".

(Из письма немецкого лейтенанта 24-й танковой дивизии).

Из воспоминаний немецкого генерала Г.Дёрра:

":За каждый цех, водонапорную башню, железнодорожную насыпь, стену, подвал и, наконец, за кучку развалин велась ожесточённая борьба, которая не имела себе равных даже в период Первой мировой с её гигантским расходом боеприпасов.

Русские превосходили немцев в отношении использования местности и маскировки и были опытнее в баррикадных боях за отдельные дома; они заняли прочную оборону".

-Враг рвался к Волге. Наступала минута, когда могло показаться, что защищать Сталинград больше невозможно. Севернее города фашисты прорвались к Волге ещё в августе, в сентябре они захватили южную часть города и тоже вышли к Волге. По всей полосе города немецкие войска вышли на западные его окраины.

- Открытые стальному ветру
Дома разбитые стоят
На 62 километра
В длину раскинут Сталинград
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой.
Встал фронтом поперёк России,
И всю её прикрыл собой!

-Город горел, но борьба продолжалась. Гитлеровские командования, решив во чтобы то ни стало взять Сталинград в 1942 году отбросило к городу все свои резервы и ослабило фланги. Именно на этом наше командование строило свой расчёт - ударить по флангам, прорвать оборону и нанести удар противнику. План наступательной операции под Сталинградом назывался Уран.

Контрнаступление под Сталинградом. (работа по карте)

Вывод: победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу и удерживала её до полной победы.

От рождения земля не видала
Ни осады, ни битвы такой.
Содрогалась земля, и краснели поля.
Всё пылало над Волгой-рекой.

-Конечно, наши писатели не могли остаться в стороне от событий на Волге. Очень много книг написано о Сталинградской битве. Их авторы прошли дорогами войны. Перед вами выставка книг писателей - очевидцев.

-Ребята, вы, наверное, согласитесь с тем, что никогда не изгладится из памяти людей Сталинградская битва. Земля не забудет своих героев, ушедших в бессмертие с кровавых полей сражений. В честь великого подвига героев на Мамаевом кургане зажжён Вечный огонь Славы.

Заочная экскурсия по Мамаеву кургану (просмотр видеофильма "Мамаев курган").

Итог урока.

Домашнее задание: подготовить сообщение "Моя семья - в годы Великой Отечественной войны".