Разработка урока "Экономическое значение конкуренции". 10-й класс

Разделы: Экономика

Класс: 10


Цели:

  • Систематизация экономических понятий;
  • Применение знаний в практической ситуации;

Ход урока

1 этап.

Что такое конкуренция?

Какая бывает конкуренция?

Какие модели рынка вы знаете?

На основании, каких черт выделяется рыночная модель?

2 этап.

Упражнение "Анализируем структуру рынков нашего города"

Класс разбит на 4 группы. Каждая группа получает свою рыночную модель.

№1 - монополия;

№2 - совершенная конкуренция;

№3 - монополистическая конкуренция;

№4 - олигополия.

Отчёт о исследовании оформляют в виде таблицы с определением выступающего, который защитит, обоснует и аргументирует работу группы.

Рыночная модель Пример рынка Количество фирм на рынке Тип продукции Условия вступления в отрасль Контроль над ценой
           
           

По мере выступления представителя от каждой группы, учащиеся могут задавать вопросы, вносить дополнения и уточнения. Итогом является заполненная таблица с четырьмя моделями рынка у каждого школьника. Определяется группа, справившаяся с заданием лучше всех.

3 этап.

Определение влияния конкуренции на спрос и предложение товаров.

Упражнение "Рынки совершенной и несовершенной конкуренции"

Модель рынка Ситуация Реакция спроса Реакция предложения
Совершенная конкуренция Увеличение цены;    
Снижение цены;    
Монополия Увеличение цены;    
Снижение цены;    
Олигополия Увеличение цены;    
Снижение цены;    
Монополистическая конкуренция Увеличение цены;    
Снижение цены;    

4 этап.

Самостоятельная работа по вариантам:

1 вариант - нечётные задания;

2 вариант - чётные задания;

Задание №1 (Верно - неверно)

Монополистически конкурентный рынок характеризуется наличием немногих фирм.

Фирмы в рамках рыночных структур монополистической конкуренции и олигополии имеют монопольную власть.

Монополии всегда незаконны.

Монополистически конкурентные фирмы производят товары с уникальными характеристиками.

В рыночной структуре совершенной конкуренции наблюдается большое разнообразие предлагаемых товаров, чем в условиях монополистической конкуренции.

В рамках олигополистической структуры рынка производители устанавливают более высокие цены и производят меньший объём товаров, по сравнению с рыночной структурой чистой конкуренции.

Задание №2

Укажите, в какой рыночной структуре действует:

  • Часовая мастерская;
  • Городской общественный транспорт;
  • Автосервис;
  • Производитель табака;
  • Продовольственный магазин;
  • Сталелитейная промышленность;
  • Пшеничная ферма;
  • Производство автомобилей;
  • Телефонная сеть;
  • Добыча нефти;
  • Ферма;
  • Производство алюминия;
  • Супермаркет в городе;
  • Косметический салон.

5 этап.

Подведение итогов. Оценивание.