Урок математики в 6-м классе по теме "Масштаб"

Разделы: Математика


Цели:

  • способствовать отработке навыков решения задач на нахождение расстояния на местности и на карте, зная масштаб;
  • способствовать развитию познавательной активности обучающихся, самостоятельности при решении, внимания;
  • воспитывать потребность в творческой деятельности, аккуратность и точность в вычислениях, измерениях, стремление к достижению поставленной цели, а также воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине, её истории.

Ход урока

  1. Организационный момент урока. Обучающиеся записывают число, вид работы, тему.
  2. Вступление учителя.

    Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы “Масштаб”. Основная цель урока – отрабатывать навыки решения задач на нахождение расстояния на местности и на карте, зная масштаб, в том числе и самостоятельно. Так как такие задачи можно решать с помощью пропорции, то вспомним основные правила и их применение при выполнении упражнений.

  3. Устная работа.
  1. Закончите предложение: “Равенство двух отношений называют …”.
  2. Верна ли пропорция: а) 7:21 = 1:3; б) 9:8 = 4:3; в) 12:6 = 8:4?
  3. Выберите верное утверждение:
  4. а) отношение длины отрезка на местности к длине отрезка на карте называется масштабом карты;

    б) отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности называется масштабом карты.

  5. Верно ли, что масштаб “одна двадцатитысячная” означает, что расстояние на плане в двадцать тысяч раз меньше, чем на местности?
  1. Выполнение упражнений на закрепление изученного материала.

1) Задача.

Масштаб карты 1:125 000. Расстояние между двумя сёлами на карте 12 см. Каково расстояние между этими сёлами на местности? (У доски с объяснением один ученик)

На карте

На местности

   
   

Решение.

На карте

На местности

1 см

125000 см

12 см

х

1:125 000 = 12:х; ; х = 1 500 000. 1 500 000 см = 15 км.

2) У каждого ученика лежит карточка с заданием и карта Белгородской области.

Задача.

Группа учащихся совершает экскурсионную поездку на автобусе в Прохоровку. Определите время, которое они затратят на дорогу из Старого Оскола в Прохоровку, если средняя скорость автобуса 55 км/ч. Для решения задачи используйте карту Белгородской области.

Задачу учащиеся решают самостоятельно, но перед выполнением работы происходит коллективное обсуждение каждого действия задачи.

  1. Что нужно знать для того, чтобы найти время в этой задаче? (расстояние)
  2. Как найти расстояние? (измерить расстояние от Старого Оскола до Прохоровки на карте, а потом вычислить расстояние на местности).
  3. Найти время по формуле пути.

По окончании решения тот ученик, который решил первый, записывает решение на доске.

  1. Физкультминутка.
  2. Выполнение самостоятельной работы.

Вариант I.

  1. Масштаб карты 1:200 000. Расстояние между двумя сёлами на карте 10 см. Каково расстояние между этими сёлами на местности?
  2. На карте

    На местности

    1 см

    200 000 см

       
  3. Расстояние между двумя городами 40 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1:1 000 000?

На карте

На местности

   
   

Вариант II.

  1. Масштаб карты 1:1 000 000. Расстояние между двумя сёлами на карте 8 см. Каково расстояние между этими сёлами на местности?
  2. На карте

    На местности

    1 см

    1 000 000 см

       
  3. Расстояние между двумя городами 100 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1:2 000 000?

На карте

На местности

   
   

Вариант III

  1. Масштаб карты 1:250 000. Расстояние между двумя городами на карте 16 см. Каково расстояние между этими городами на местности?
  2. Расстояние между двумя городами 24 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1:400 000?

По окончании решения учащиеся выписывают ответы, а затем проверяют их с ответами на доске.

  1. Итоги урока. Сегодня мы решали задачу, в которой встречалось название “Прохоровка”. А чем известен этот населённый пункт? Приложение 1. Просмотр слайдов и рассказ учителя: 12 июля 1943 года в ходе Курской битвы в районе Прохоровки произошло крупнейшее во второй мировой войне танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков и самоходных орудий), завершившееся поражением наступавшей германской танковой группировки.

Стихотворение “Память”

Это память о городе нашего детства
И о тех, кто в боях на Дуге Огневой,
Отдал жизнь за него и потомкам в наследство
Отстоял этот город под Белой горой.
Здесь в жестоких сраженьях в году 43-м
Бились насмерть солдаты Российской Земли,
Чтобы Родина наша стояла столетья,
Чтобы хлебные нивы под солнцем цвели.
Чтобы в чистое небо взлетели ракеты,
Чтобы песни звенели, и радовал труд,
Чтобы помнили люди на мирной планете
Нашей Родины Первый Победный Салют!
Ю. Шмелёв

VIII. Домашнее задание.

Задача 1. Найдите с помощью карты расстояние от Старого Оскола до Белгорода.

Задача 2. Составьте задачу по теме “Масштаб”.