Интеграция вопросов о терроризме в рабочую программу курса ОБЖ в 5–11-х классах

Разделы: ОБЖ


(Приложение, слайд 1)

Главная задача курса ОБЖ – дать школьникам знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, сформулировать внутреннюю готовность к действиям в экстремальных условиях.  Для решения этих задач в школах Ростовской области предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” включен в региональный компонент учебного плана.

Безопасность – это не столько физическая защита, сколько духовное состояние личности. Поэтому основной результат образовательной деятельности регионального компонента – формирование личности безопасного типа. Структурно – региональный минимум содержания образования определяется основными содержательными линиями:

  • безопасность и защита человека от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
  • основы медицинских знаний и здорового образа жизни
  • основы военной службы
  • безопасность жизнедеятельности в Ростовской области и Северо-Кавказком регионе

Региональная программа полностью реализует требования регионального образовательного стандарта “Безопасность жизнедеятельности”, который обеспечивает овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимый минимум знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях характерных для Ростовской области, как части Северо-Кавказкого региона.

Согласно приказа № 480 от 31.08.2005 года Управления образования города Ростова-на-Дону «О проведении декадника “Безопасность жизнедеятельности”» в Советском районе была создана рабочая группа при участии учителей-организаторов ОБЖ и методического отдела районного отдела образования. Цели рабочей группы разработка программы  «Интеграция вопроса “Терроризм и безопасность человека” в рабочую программу 5-11 классов». В результате совместной работы была создана рабочая программа. С нею можно ознакомиться в кабинете ОБЖ школы №103. Вашему вниманию предлагаются фрагменты программы. (Приложение, слайды 2,3 открывается каждый урок при нажатии левой кнопки мышки)

В программу декадника также были включены вопросы проведения открытых уроков по теме: ”Терроризму – нет”. (Приложение, слайды 4, 5, 6) Успешное проведение урока, достижение его целей и задач было реализовано через нацеленность занятия, насыщенность информации от начала и до конца урока, моделированием условий и трудностей приближенных к реальным, а также результативность – подготовленность школьников к действиям в опасных и экстремальных ситуациях. Урок проводился в специальном учебном кабинете школы, оснащенным рабочими плакатами, учебно-методической литературой (Приложение, слайд 7 образцы литературы прилагаются), техническими средствами обучения, средствами обеспечения безопасности.

Учителя-организаторы ОБЖ района участвуют в разработке и реализации программ “Антитеррор”, в объектовых тренировках с эвакуацией из здания (Приложение, слайд 8), оформляют информационные стенды, выставки творческих работ учащихся. Совместно с представителями ОВД проводят учебно-тренировочные мероприятия в образовательных учреждениях по отработке действий в условиях теракта и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведется работа с родителями и учениками об уголовной ответственности подростков за ложные сообщения по телефону.

Со всеми участниками образовательного процесса систематически проводится информационно-разъяснительная работа, направленная на повышение организованности, бдительности, готовности к действиям в чрезвычайной ситуации.

В результате совместной работы нашей группы достигнуты позитивные результаты обучения. Однако наша деятельность не прекращается. Мы планируем проведение детального анализа состояния предмета ОБЖ в образовательных учреждениях района.

Тема 1.

Урок 1. Железнодорожный, авиационный, водный транспорт.
(Места возможной закладки взрывных устройств)

Урок 2. Правила поведения пассажиров во время следования ЖД, авиационным, водным транспортом. (Что делать если вы обнаружили бесхозную сумку, пакет, чемодан? Действия при обнаружении взрывоопасных предметов.)

Урок 4. Тушение пожара и эвакуация людей. (Правила поведения в условиях экстренной эвакуации)

Урок 9. Особенности города как среды обитания. (Правила поведения в местах большого скопления людей. Действия при стрельбе в населенном пункте.)

6 класс

Тема 2.

Урок 3. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. (Правила поведения при захвате в заложники.)

Тема 4.

Урок 1. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах. (Приемы оказания первой медицинской помощи в опасных ситуациях связанных с терроризмом.)

7 класс

Тема 1.

Урок 1. Правила безопасного поведения в толпе. (Действия при угрозе взрыва. Как справиться с паникой и помочь себе выжить в опасной, экстремальной ситуации.)

Урок 2. Правила безопасного поведения человека при захвате его террористами. (Установка на выживание:
– осознание “я понимаю, где я оказался и что со мной происходит”
– оценку “я не растеряюсь и не испугаюсь”
– поведение “я вспомню все, что знаю и чему меня учили. Я буду терпеливым, внимательным и наблюдательным.”)

8 класс

Тема 2.

Урок 2. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. (Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение по телефону об угрозе теракта, захват заложников.)

Тема 4.

Урок 7. Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия. (Действия учащихся при взрыве и угрозе взрыва.)

Урок 8. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника. (Как действовать если вы попали после взрыва в завал, если нету возможности выбраться, если получена травма.)

Тема 6.

Урок 3. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. (Порядок действия при получении письма с белым порошком.)

Тема 7.

Урок 18. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. (Правила поведения при применении террористами радиоактивных и химических веществ. Порядок действий в здании, на улице.)

9 класс

Тема 3.

Урок 7. Понятие преступления. Виды и категории преступлений. (Терроризм, виды терроризма, наказание за террористические преступления.)

Тема 8.

Урок 19. Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях. (Как побороть страх и правильно оценить обстановку если тебя захватили в заложники. Качество и привычки, которые должен выработать у себя каждый ученик.)

10 класс

Тема 1.

Урок 2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. (Правила поведения если вас украли, взяли в заложники.)

Урок 3. Уголовная ответственность несовершеннолетних. (Преступления террористического характера – виды наказания за них.)

Тема 2.

Урок 3. Химическое и бактериологическое(биологическое) оружие. (Действия населения при применении террористами радиоактивных, химических и бактериальных средств. Порядок действий при получении подозрительных писем, посылок, бандеролей.)

11 класс

Тема 5.

Урок 8. Основы обороны и ее содержания. (Основы организации борьбы с терроризмом:
– цели борьбы с терроризмом
– субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом
– компетенция субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом)