Программа кружка "Юный этнограф"

Разделы: Внеклассная работа


Этнография - историческая наука, изучающая культуры и быт народов, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния.

В связи с тем, что этнография не преподаётся в школе, возникает необходимость популяризации опыта этнографических занятий на кружке.

Этнографические занятия школьников в течение учебного года являются одной из форм приобщения подростков к науке. Эти занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки исследовательской работы, знакомят их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.

Основными методами этнографического изучения являются наблюдение и сбор материала.

Цели кружка "Юный этнограф":

  • расширение кругозора и повышение культурного уровня детей;
  • знакомство с первичными навыками исследовательской работы;
  • развитие навыков сбора и обработки первичного материала;
  • развитие навыков сотрудничества с историческими и этнографическими музеями;
  • воспитание интереса к истории родной деревни и края.

Задачи:

  • развивать навыки работы с книгой и приучать работать с музейными экспонатами;
  • стимулировать развитие творческих способностей;
  • способствовать развитию социальной активности путём постоянной тренировки школьников в контактах с населением и друг с другом в процессе занятий;
  • стимулировать формирование у школьников этических норм и культуры внешнего поведения профессиональными требованиями, предъявляемыми к этнографу во время экспедиционной работы.

Программа кружка "Юный этнограф" предназначена для учащихся 6-8 классов, рассчитана на 30 часов (1 час в неделю с 1 октября). Использует в качестве программно- методического сопровождения:

  • методическое пособие "Содержание и методы этнографической работы школьников";
  • методическое пособие "Методика изучения и собирания народных игр, обрядов, сбор материала о жилище:

Настоящая программа определяет содержание экспедиционной работы школьников по этнографическому изучению своего края. Она включает в себя анкеты - "вопросники" для сбора информации о традиционной культуре населения и рекомендации по сбору экспонатов для школьного краеведческого музея.

Рекомендации по сбору экспонатов.

В экспедиции необходимо собирать не отдельные, не случайные предметы, а в комплексе. Необходимо стремиться к сбору вещей, относящихся к разным временным периодам. Приобретая предметы, необходимо собрать о каждом предмете возможно более полную информацию от владельца вещи и жителей деревни. Все сведения заносить в полевую опись под регистрационным номером вещи.

Рекомендации по сбору информации по программам.

Собирать сведения нужно таким образом, чтобы в результате участники экспедиции располагали научно достоверными фактами, подтверждёнными документально.

Информаторами могут стать только жители деревни. Ими должны быть представители разного пола и возраста.

При опросе населения по анкетам необходимо "снимать" как бы два слоя информация: "как было раньше" и "как теперь", при этом не забывать фиксировать в записях, о каком периоде времени идёт рассказ.

Участники не должны подсказывать информатору ответ.

Если вопрос не будет сразу понят, следует сформулировать его по-другому, не меняя смысла.

Запись необходимо вести без сокращений, так, как говорят. Желательно записывать разговор на магнитофон.

Всю собранную информацию необходимо записывать в полевой дневник. При записи беседы с информатором указывать его фамилию, имя, отчество, год рождения, год свадьбы, год переезда деревню.

Содержание программы.

Вводное занятие. Составление списка участников, знакомство с планом, особенностями и режимом работы.

История посёлка. Откуда Чемаши пошли? Что возникло раньше: название речки или название деревни. Самая старая улица деревни. Названия улиц.

Поселение, его тип, планировка, количественная характеристика, общественные сооружения, благоустройство.

История возникновения школы в деревне. Постройки. Тип. Работники школы.

Усадьба и жилище. Тип усадьбы, тип жилого дома, планировка жилого дома, интерьеры жилых помещений.

Живая история нашей деревни. Старожилы деревни.

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки, употребляемые жителями. Сказки и загадки. Народные песни.

Местный диалект.

Земледелие. Культуры, характерные для хозяйства в прошлом и теперь. Сроки полевых работ: вспашка, посев, уборка. Определение их с помощью народного опыта, примет.

Животноводство. Виды скота, разводимого в деревне прежде и теперь. Заготовка кормов.

Рыболовство. Роль рыболовства в жизни людей: основное занятие, любительское. Участники рыбной ловли. Орудия лова, их описание.

Одежда. Составные части девичьего, женского, мужского, детского костюма. Орнаментация предметов одежды. Расположение орнамента на них. Местные названия орнамента и его мотивов.

Свадебные обряды. Знакомство парней и девушек. Где оно происходило. Название всего ритуала свадьбы. Свадебная обрядность.

Игры, которые игрались прежде и играются теперь.

Календарно - тематическое планирование занятий кружка.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
1.   Вводное занятие. Составление списка участников. Режим работы. Собрание.
2- 3.   История посёлка. Откуда Чемаши

пошли? Что возникло раньше: название речки или название деревни?

Лекция с элементами беседы.
4.   Экскурсия по самой старой улице.

Названия улиц. Почему они так называются?

Экскурсия.

Беседа. Исследование.

5.   Поселение, его тип. Застройки: жилые дома, хозяйственные и общественные застройки. Исследование - записи в полевой дневник.
6-13.   История возникновения школы в деревне. Тип школы раньше и теперь. Работники школы.

Сбор экспонатов.

Переписка с музеями.

Работа с литературой.

Исследование.

Анкета.

14.   Усадьба и жилище. Тип усадьбы.

Тип жилого дома. Интерьер.

Исследование. Беседа с жителями.
15-17.   Живая история деревни. Старожилы. Встреча с жителями.
18-19.   Пословицы и поговорки, употребляемые в деревне.

Загадки.

Сказки.

Народные песни.

Исследование.

Запись в полевой дневник.

Обработка записей.

20- 21.   Местный диалект. Исследование.
22.   Земледелие. Культуры, характерные для хозяйства раньше и теперь.

Сроки полевых работ: вспашка, посев, уборка. Их определение по народным приметам.

Встреча с жителями деревни.
23.   Животноводство. Виды скота раньше и теперь. Заготовка кормов. Изучение литературы.

Встреча с жителями.

24.   Рыболовство. Роль рыболовства в жизни людей.

Орудия лова.

Изучение литературы.

Исследование.

25-26.   Одежда. Составные части костюма: девичьего, женского, мужского, детского.

Орнаментация предметов одежды. Значение орнамента и его расположение на одежде.

Изучение литературы.
27.   Свадебные обряды. Место знакомство юношей и девушек.

Сватовство и свадьба.

Изучение литературы.

Оформление материала.

28-29.   Народные игры. Игры, которые игрались раньше и играются теперь. Запись игр.

Исследование.

30.   Итоговое занятие.

Празднование юбилея района.

"Круглый стол".

Творческий отчёт.