Реализация интегрированного подхода в условиях школы-интерната VIII вида в процессе преподавания дисциплин естественного и языкового циклов

Разделы: Биология, Русский язык


Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, инновационные подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Названные изменения в полной мере коснулись системы специального образования.

Как известно, по причине нарушения интеллектуальной сферы у учащихся школ VIII вида отмечается недоразвитие высших психических функций: речи, мышления, внимания, памяти и др. Это препятствует социализации учащихся, затрудняет овладение программным материалом, ограничивает возможности самореализации.

Для преодоления названных нарушений требуется использование наиболее оптимальных средств. На наш взгляд успешному решению проблемы может способствовать реализация интегрированного подхода в коррекционно-педагогическом процессе.

Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Интеграция предметов естественного и языкового цикла позволяет более тесно связать учебный материал с жизнью, вызвать интерес к познанию окружающей действительности, расширить словарный запас и кругозор школьников, повысить их уровень воспитанности.

Безусловно, реализация интегрированного подхода в образовательном процессе предполагает взаимодействие специалистов. Взаимосвязь работы учителей может быть различной, но в обязательном порядке включает совместный подбор методов и средств обучения, выбор речевого материала, что очень важно для преодоления психофизических нарушений и развития речевого мышления. Например, мы рекомендуем на уроках русского языка для составления предложений и рассказов использовать тексты природоведческого характера. В первую очередь это описание объектов живой и неживой природы и погодных условий.

Урок зачастую ограничивает возможности игровой деятельности, вовлечение учащихся в самостоятельную поисковую и практическую работу. Поэтому организация внеклассной работы, например, в форме клуба "Юный биолог", позволит расширить поле деятельности учащихся в соответствии с той тематикой, которую дети усваивают на уроках естественно-гуманитарного цикла.

Предметы естественного и языкового цикла имеют широкое поле деятельности для коррекционной работы: материал, изучаемый на этих уроках способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать. Есть большие возможности по использованию полисенсорных ощущений.

Одной из точек соприкосновения методик преподавания русского языка и предметов естественного цикла является мнемотехника и моделирование. Чтобы достигнуть наилучшего результата, к мнемотехнике и моделированию предъявляются определенные требования.

Во-первых, модель не может включать все свойства - она должна вбирать лишь существенные из этих свойств. Поэтому модель схематична.

Второе требование: элементы, из которых она строится, и правила их сочетания должны быть описаны однозначно.

В-третьих, модель должна обладать объяснительной силой.

Выделяют два вида моделирования: модель синтеза и модель анализа.

Модель синтеза. На "входе" даются модели, смысл которых записан на специальном искусственном языке, на выходе должны получиться тексты, которые строятся по тем правилам, по которым и составлялось моделирование.

Модель анализа: на "входе" даются тексты, а на "выходе" составляются модели.

По определению Л.М.Маневцовой, моделирование рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми понятий, а также существующих между ними связей и отношений, а значит и более точное осознание этих понятий и применение полученных знаний. Моделирование способствует лучшему развитию психических процессов учащихся с нарушением интеллекта.

Известно, что главное содержание памяти детей составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребенок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Для того, чтобы избежать отрывочности представлений, формирующихся у учащихся с нарушением интеллекта, следует организовать их активную деятельность, специально включая материал для запоминания и рассказывания.

На протяжении всего детства у ребенка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными, а связными и систематизированными. Они объединяются в группы, категории, что придает образам памяти "картинность". На этой основе ребенок постепенно учится управлять своими представлениями, воспроизводить то или иной событие, благодаря чему развивается его речь.

Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности ребенка, в том числе и речи.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его "читать" графическую аналогию. Графическая аналогия - это умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ предмета, заключать смысл понятия, отражая его общие признаки.

В работе учителя специальной школы чаще всего используются схематичные и графические модели.

На уроках естественного цикла используются предметно-схематические модели, на которых существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.

На уроках русского языка применяются схематичные модели, которые способствуют лучшему усвоению правил, понятий и определений русского языка, и модели, способствующие развитию связной речи учащихся.

Преемственность в работе учителей русского языка и естествознания состоит в реализации принципа системности, в отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста и психофизических особенностей детей.

Моделирующая деятельность реализуется в различных видах: сначала - в виде предметного конструирования (мнемотехники), далее - в виде графического, а затем - символического моделирования. В целом использование мнемотехники и моделирования способствует более эффективному формированию новых знаний и усвоению различных приемов абстрагирования, а также развитию образно-схематического мышления. А все это в целом помогает решению социальной адаптации школьников.

Таким образом, реализация интегрированного подхода в процессе преподавания дисциплин естественного и языкового цикла играет важную роль, обеспечивая совершенствование знаний учащихся с интеллектуальной недостаточностью, формирование у детей адекватных представлений об окружающей действительности.

Приложение.