Имидж организации

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: Разработка модели имиджа организации, высококвалифицированного руководителя обеспечивающего эффективность развития рыночных отношений.

Задачи:

  • Выработка общетеоретической модели природы имиджа;
  • Рассмотреть особенности имиджа высококвалифицированного руководителя, организации;
  • Выявить наиболее продуктивные способы технологией управленческих действий.

Основной материал:

В условиях рыночных отношений для подготовки конкурентоспособной личности необходимы высококвалифицированные руководители.

Какие же требования предъявляются к современному руководителю?

Наряду с профессиональными знаниями он должен обладать высокими моральными и волевыми качествами; способностью анализировать и обобщать производственные явления; творчески подходить к работе, видеть цель и перспективы развития организации. Важное качество – чувство нового, умение оценить по достоинству инновации в профессиональной сфере.

Особое значение имеют деловые, организаторские качества, потребность в самообразовании.

Отдельные авторы рассматривают эти ценности в таких блоках, как направленность, способности и характер.

Направленность означает избирательное отношение к окружающей действительности. Она необходима в общении и совместной деятельности с людьми, в создании сплоченного коллектива.

Способности – пригодность к тому или иному виду деятельности. Развитию многих практических навыков руководителя помогают природные задатки и склонности. Они проявляются в повышенном интересе и влечении к организаторской и руководящей деятельности. Организаторские способности можно развить, не имея задатков, но для этого необходимо знать методы убеждения, выработать основные качества руководителя.

Характер определяет стиль поведения человека в социальной среде, специфику его поведения в коллективе. Существенное значение имеют такие черты характера руководителя, как цельность, уравновешенность, твердость. Авторитет руководителя складывается из обобщенной характеристики личности, его компетентности, высокой нравственности на работе и в быту. Ценится, когда он внимательно относится к людям и их нуждам, выполняет обещания, действует последовательно.

Различают три вида авторитета: личный, служебный и реальный.

Личный обеспечивается качествами, которые выделяют его из среды коллектива: справедливость, человечность, честность.

Служебный авторитет достигается умелой организацией коллектива для выполнения поставленных задач, обеспечением дисциплины. Органическое соединение личного и служебного авторитета составляет реальный авторитет руководителя.

Современные ученые выделяют ключевые области управленческой деятельности: умения управлять собой, личностные ценности, готовность к саморазвитию, умение влиять на людей, понимание специфики управленческого труда, способность формировать коллектив.

Имидж руководителя является также основным и при формировании имиджа целой организации. Наиболее важные аспекты:

1. Общение с подчиненными.

Внимание и доверие руководителя помогает рабочему, специалисту преодолеть собственные слабости, неудачи. Очень многое в коллективе, в успешной работе предприятия, организации зависит от каждого конкретного управляющего. А это значит, что он обязан удовлетворять определенным требованиям к его личности. Требования эти делятся на общие и специальные.

Общие требования изложены в Основах законодательства о труде, Кодексе законов о труде, типовых правилах внутреннего распорядка.

Специальные требования помещены в квалификационных справочниках и должностных инструкциях. Однако официальные требования – это фундамент, основа, позволяющая правильно ориентироваться в различных ситуациях, но не все здание, необходимое для успешной работы и завоевания авторитета.

2. Умственные качества руководителя.

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать.
И. Лафатер, швейцарский мыслитель.

При выдвижении специалиста в резерв, при характеристике руководителя обычно отмечают целый ряд его качеств: компетентность, деловитость, трудолюбие – и забывают охарактеризовать степень развития его умственных способностей.

Проведенные исследования показали, что умный руководитель чаще всего недооценивает себя и переоценивает своих подчиненных. Умный человек, как правило, миролюбив и снисходителен. Он не рассматривает поведение подчиненного, расходящееся с его взглядами на жизнь, как непоправимую катастрофу.

Иначе ведет себя неумный руководитель. Он чаще всего переоценивает себя и недооценивает своих подчиненных. Глупый руководитель агрессивен, нетерпелив, мелочен и придирчив к подчиненным.

По этим характеристикам нетрудно на первый взгляд отличить умного от глупого. Но это серьезное заблуждение. Ум человека характеризуется по множеству признаков. Ум бывает продуктивным и репродуктивным, настойчивым и безвольным, глубоким и показным, конкретным и абстрактным. Мало того, существует ум научного работника, деятеля техники, естественника, гуманитария и др. (теоретический, практический и универсальный ум).

Какие же требования с позиции умственных способностей следует предъявлять руководителю? Умный управляющий предвидит не только ближайшие, но и отдаленные последствия предпринимаемых действий. Он всегда готов что-то потерять в настоящем ради приобретения значительно большего в будущем. Он берется за дело, которое ему по плечу, и достигает успеха, никогда не соблазняясь выгодами непосильного предприятия. Он планирует и создает завтрашний день, направляя свои усилия на решение разумно, со знанием дела.

Так использует свои умственные способности творческая личность.

В жизни же нередко умным считают хорошо подготовленного, начитанного, напичканного знаниями человека. Разница между этими людьми заключается в том, что знающего трудно столкнуть с занимаемой должности. Он обычно принимает известные решения. Мудрый человек, творческая личность не идет проторенными путями. В любой ситуации он рассматривает несколько предложений-гипотез. Чем больше гипотез, тем критичнее мышление. Критичное мышление – основной признак зрелого, мудрого руководителя. Он никогда не думает и не действует шаблонно.

3. Нравственные качества руководителя и взаимоотношения с подчиненными.

Есть только один способ быть руководителем: это когда руководитель идет в добровольное рабство к руководимым, а не наоборот. Если же в его поведении появляется пусть даже одна сотая претензий на какое-либо преимущество перед ними или привилегии, то рано или поздно эта одна сотая вырастает в подавление, деспотию и тиранию.
М. Швейцер, кинорежиссер.

Развитие нравственных качеств руководителя помогает ему успешно формировать положительный морально-психологический климат в коллективе, активизировать персонал на эффективную работу. Большую роль в стимуляции подчиненных играет пример руководителя. Особенно результативна демонстрация руководителем серьезного отношения к работе, правильных поступков, разумного распределения обязанностей между членами коллектива, тактичного отношения к окружающим, грамотной речи. Такое поведение перенимается легко и незаметно, без сопротивления. Как говорят в народе: “Долог путь предписаний, короток и действенен путь примера”.

Опыт показывает, что у четко работающего начальника цеха серьезно относятся к выполнению своих служебных обязанностей мастера, бригадиры, рабочие. У приветливого, внимательного инженера внимательны и уважительно относятся друг к другу его подчиненные. У предприимчивого и изобретательного начальника добрая половина подчиненных – изобретатели и рационализаторы. У активного и остроумного руководителя каждый его помощник “живчик” и “юморист”. У спокойного, уверенного в себе руководителя всегда порядок на рабочих местах, ни у кого не видно спешки, суетливости.

И, наоборот, у равнодушного начальника даже самые трудолюбивые подчиненные начинают относиться к делу равнодушно. У крикливого руководителя кричат по каждому поводу подчиненные. У нервного, возбужденного, вечно конфликтующего – все мечутся без толку, везде, где он появляется, возникает нервозная обстановка.

Правильное отношение требует уважать людей. Относиться к ним так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Помните, что одобрение, похвала, ласковое слово – эффективные средства мобилизации усилий человека. При похвале начальника подчиненный испытывает чувство собственного достоинства, а это чувство, в свою очередь, способствует высокой самооценке, формированию положительных черт характера, правильному отношению к работе. Искреннее уважение к рабочему, к служащему – необходимое условие для руководства людьми.

Руководитель не может не быть оптимистом, верящим в каждого подчиненного, не теряющимся в сложных ситуациях. Оптимист вселяет в окружающих убежденность в успехе самого трудного дела. Он не позволяет себе расстраиваться из-за пустяков. Не следует забывать, что в любом коллективе не любят несчастных людей, постоянно озабоченных чем-то руководителей. В трудных ситуациях оптимист думает об успехах, которых он добьется в дальнейшем. А это, в свою очередь, лучший способ побороть унылое состояние духа. Никто не может принести нам душевное спокойствие и готовность к борьбе, кроме нас самих. Не следует забывать, что мы энергичны и активны ровно настолько, насколько полны решимости быть добрыми, сильными и счастливыми.

4. Здоровье и стрессоустойчивость – необходимые качества руководителя.

Я чувствую после прогулок и плавания, что молодею, а главное, что телесными движениями промассировал и освежил свой мозг.
К.Э. Циолковский

Крепкое здоровье и высокая работоспособность – основа счастливой личной жизни и успехов в труде. Встречаясь с нынешними руководителями, очень часто слышишь жалобы на нехватку времени, усталость, бессонные ночи и как следствие неудачи на работе, неприятности в семье; можно ли причиной всего этого называть тяжелый, но нужный людям и увлекательный труд?

Руководитель должен быть здоровым физически человеком, внешне и внутренне красивым. Хорошо говорил В. Шекспир: “Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывается внутреннею. Книга, золотые застежки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение”.

Кроме всего перечисленного нужно назвать и элементы внешнего облика, подтверждающие высокий статус руководителя. Прежде всего, это деловой костюм из дорогой и добротной ткани. Психологами замечено, что силуэт, близкий к прямоугольнику повышают статус, напротив, округлый силуэт – снижает статус. Тона одежды лучше однотонные, неяркие и не броские. Недопустима дешевая бижутерия. Аксессуары должны быть высокого качества.

Таким образом, руководитель, правильно формирующий свой имидж, поднимает и репутацию своей организации, которая помогает налаживанию партнерских отношений.