Урок математики в 1-м классе "Вычитание вида 17-[], 18-[] с переходом через десяток"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) Ознакомить уч-ся со случаями вычитания однозначных чисел 17–..., 18–... с переходом через десяток.

2) Закреплять навыки:

  • табличного сложения и вычитания в пределах 20;
  • умения сравнивать выражения с именованными числами;
  • составить по кр/з задач.

3) развить у детей желание посещать библиотеку и читать книги.

Оборудование:

  • наборное полотно, кружки (у уч-ся и у учителя);
  • таблицы для устного счёта;
  • учебник “Математики” (ч. II) 1 кл. авт. М.Н Моро и др.

Орг. момент (запись числа и кл/р).

1) Повторение “математическая разминка”.

а) “Где сумма больше?”

А можно ли определить не считая где больше и почему?

(В первом больше, т.к. есть 2 двухзначных числа, а во втором прямоугольнике 1 двухзначное число)

б) Запись на доске:

9 кг * 10 кг

9 м * 10 ц

14 см * 4 дц

Сравнить выражение поставить .

в) Проверка (1 доски) вставляем знаки.

- А почему двухзначное число 14 см меньше 4 дм? (14 см, а в 4 дц – 40 см)

2) Знакомство с новым материалом.

- Вспомним состав чисел (на доске).

А)

Б) Сообщение темы урока учителем.

Сегодня на уроке будем учиться вычитать от 17-8, от 17-9 и от 18-9 с переходом через десяток.

В) Записать темы в тетрадь (с доски) уч-ся.

Г) Пр./р. на наборном полотне.

(У доски) учителем и детьми за столами.

- Выложите число 17 красными и синими кружками на доске в 2 ряда.

Д) Работа в парах уч-ся-с/р. (с кружками).

- Вычтите из 17-8. Подумайте, как это сделать удобным способом.

Е) Проверка (вывод уч-ся).

- Удобный способ вычисления состоит в том, что сначала вычитаем единицы 7 , и 1 из десятка.

- Записать учителем (кол-но) на доске и в тетради уч-ся.

Ж) Разложите 17 кружков вновь и попробуйте удобным способом (с помощью кружков) вычесть из 17, 9 – самостоятельно.

Дети раскладывают, учитель проверяет на партах.

(Как удобно вычесть?)

(Вычитаем сначала из единиц, потом из десятка – 1 уч-ся записывает на доске) остальные в тетрадях.

З) С./р. (без кружков) – вычтите из 18-9 уч-ся в тетрадях проверка (устно).

- Как удобно вычитать?

(Вычитаем сначала из единиц, потом из десятка)

3) Закрепление нового - №1 с.80 по учебнику.

А) Задание по группам – с/р в тетрадях.

- решить примеры со скобками.

- найти и записать примеры только с ответом =0 и 7

- решите все примеры, записав ответы.

Б) Проверка 3мя уч-ся (ответы подписать 3-мя цветами).

16-9=7 70+9+1=80 (18-10)+7=15

15-9=6 70-1-9=60 29-(20-9)=0

4)

Мы решаем и считаем
И немножечко устали,
Физкульт.минутку проведём
И все вместе отдохнём.
Руки в стороны возьмите
И на пояс опустите
Шаг на месте, раз, два, три
Плечи шире разверни
Проведём одну игру,
Все присядем скажем “У”
Быстро встанем, скажем “А”
Нам пора уж за дела!

5) Составление задач и решение по схеме кр/з (устно) опрос 4-х уч/ся.

А) На увеличение на несколько единиц.

Б) На нахождение суммы.

В) На разностное сравнение.

Г) На нахождение неизвестного слагаемого.

Д) Решив после составления задач откроются 4 карточки из которых можно составить слово.

“Собери слово” - что получается? (Библиотека)

Б) Беседа о роли книг и о бережном отношении к ним при чтении уч-ся.

- Как надо вести в библиотеке и относиться к книгам?

6) Составление и решение задач по кр/з (з.2 с.80).

На доске:

Было 5 кн. и 9 кн.

Взяли - 4 кн.

Осталось - ?

А) Кол-но составление задачи уч-ся.

Б) Прикиньте в уме конечный ответ задачи (10).

В) С/р. – решение уч-ся задачи в тетрадях (2-е уч-ся у доски) решают по выбору по действиям и выражениям.

Г) Проверка у доски и в тетрадях уч-ся.

7) Итог урока.

- Над какой темой урока работали сегодня?

- Какой удобный способ вычитания из 17-9, 17-8, 18-9? (Вычитание сначала из единиц, а потом из десятка)

8) Д/З. З. 3 с.80.

Видеоприложение находится у автора