Развитие учительского потенциала на основе экспериментального проекта МОУ "Средняя школа № 42"

Разделы: Администрирование школы


В школе будущего должны работать только талантливые учителя, учителя по призванию, мастера-педагоги Н.Т. Кузьмина провела любопытное изучение состава учителей. Она утверждает, что по-настоящему талантливых учителей не более 12%, основная масса – 67% - мастера, сумевшие овладеть приёмами обучения и воспитания и добивающиеся хороших результатов в работе. Задача в том, чтобы научить мастерству. Какими качествами обладает учитель-мастер? Ф.Н. Гоноблин в своей книге “Психологический анализ педагогических способностей” перечисляет такие педагогические качества, как способность делать учебный материал доступным пониманию, творческое применение методов обучения, волевое влияние на учеников, способность организовать детский коллектив, интерес к детям, яркость речи, такт, связь с жизнью, педагогическая требовательность, способность к внеклассной работе. К этому можно добавить и качества личности: организованность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, эмоциональность, высокая нравственность. Настоящий учитель обладает постоянной “возбуждённостью мысли” (выражение А. Герцена). Он всегда найдет нестандартный оригинальный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь его мысли, взволновать.

Школе как основному институту социального воспитания нужен новый учитель, способный выполнить социальную задачу становления современного человека. Такой учитель должен обладать гибким инновационным мышлением, способностью к творческой профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию.

Инновационная деятельность, в которую включается учитель в школе, может стать мощным фактором его личностно-профессионального саморазвития, самостоятельного “взращивания” себя как свободного, самоценного человека и компетентного профессионала.

В данных условиях исследовательская деятельность учителей является, с одной стороны, связующим звеном между научной теорией и педагогической практикой, с другой – эффективным средством творческой профессиональной деятельности, что, в свою очередь, даёт эффект, противостоящий профессиональной традиционности. Исследовательская работа приводит педагога к отказу от репродуктивных методов работы, возвышает его, мотивирует на поиск нового, творческого созидательного. “Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто”, - считал А. Сент-Дьерди.

Наша школа - образовательное учреждение смешанного типа: в ней, наряду с традиционными классами, существуют профильные, работающие по разнообразным учебным программам и планам. На 1-й и 2-й ступени образования реализуются программы: “Школа 21 века”, “Школа 2100”, программа кадетского класса; работают 8 методических объединений, 3 творческие лаборатории. Наши учителя разрабатывают и внедряют инновационные программы различной направленности.

В течение 20 лет школа функционирует в инновационном режиме и имеет статус Федеральной экспериментальной площадкой с 1999 года В настоящее время педагогический коллектив завершает третий – обобщающе-внедренческий этап (2006–2010 гг.) Программы развития по проблеме: “Развитие ребёнка в условиях педагогического процесса школы-центра гармонизации личности”. Цель этапа – анализ результатов экспериментальной деятельности, обобщение опыта, выработка рекомендаций по его распространению в городе, крае, Российской Федерации.

Многолетняя работа педагогического коллектива была направлена на создание условий, способствующих гармонизации личности учащихся, за счёт решения триединой задачи: удовлетворение потребностей детей, развитие их способностей, формирование ценностных ориентаций. Гармоническая личность - это личность социально адаптированная, характеризующаяся сбалансированным соотношением между базовыми потребностями человека и требованиями социальной среды, отличающаяся стремлением к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение нормативных требований среды. Основное внимание нами уделялось созданию условий для развития гармонической личности школьников.

Результатами экспериментальной деятельности явилось повышение индикативных показателей гармонизации личности школьников: снижение уровня тревожности учащихся, положительная динамика развития ценностей знаний, здоровья и здорового образа жизни, межличностных отношений, самоценности личности, повышение степени удовлетворённости образовательным процессом. Гармонизировались отношения: родитель – ученик, ученик – учитель, что позволило сформировать опыт позитивного разрешения противоречий в школе, дома и в социуме.

На наш взгляд, активизация профессионального саморазвития личности педагога при включении в инновационную деятельность возможна при выполнении следующих условий:

  • Обеспечение информированности учителя о сущности и механизмах инноваций, о личностно-профессиональном саморазвитии и овладении личностно-значимыми способами этого саморазвития.
  • Поддержка самодеятельного включения учителя в активную творческую деятельность по преобразованию педагогической действительности и самого себя.
  • Ориентация внутришкольного управления на личностно-профессиональное саморазвитие учителя.

Учитель – это самый главный фактор обучения: от него зависит успех нововведений. Если учитель не воспринимает новшеств, они не могут иметь успех.

Важную роль в профессионально-личностном росте учителя в нашем образовательном учреждении играет Экспертный (научно-методический) совет.

Он призван повысить эффективность научно-исследовательской работы, мотивационную готовность педагогов к эксперименту. Экспертный совет школы призван решать следующие задачи:

  • вносить коррективы в программу развития школы.
  • оценивать и утверждать авторские программы и проекты.
  • выносить решения о целесообразности проведения различных экспериментов.
  • проводить экспертизу научно-исследовательских материалов, разработанных учителями, учащимися и родителями в условиях совместной экспериментальной деятельности.
  • участвовать в подготовке материалов по реализации программы развития школы.
  • привлекать к работе руководителей ШМО, временных творческих групп учрежденческого, муниципального и краевого уровней.
  • анализировать научно-методические материалы, представляемые к публикации.

Данная работа требует от членов Экспертного совета психолого-педагогической компетенции, знания концепции развития школы. Таким образом, заседание экспертного совета является своего рода тренингом по составлению научных материалов, авторских и развивающих программ, а также методических рекомендаций. Можно утверждать, что участие в работе ЭС не только помогает усвоить современные образовательные технологии, но и поднимает учителя-экспериментатора на более высокую ступень педагогического роста: делает его компетентным в области создания авторских технологий обучения.

Развитие тврческого потенциала учителя-исследователя – важнейшая задача программы развития школы. В течение ряда лет успешно реализуется “Программа повышения квалификации педагогических работников школы-центра гармонизации личности”, которая направлена на личностно-профессиональное саморазвитие учителя, включенного в инновационную деятельность.

Она состоит из 3-х блоков: 1) методического, 2) научного, 3) психологического.

Даная программа предусматривает самообразование педагогов, их обучение через семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, открытые практические мероприятия. В содержание обучения включена информация о педагогических подходах, знаниях и технологиях. Её результаты: 75% педагов имеют статус учителя-экспериментатора на краевом, муниципальном и учрежденческом уровнях, 43% учителей разработали и апробировали авторские программы.

Разработка и внедрение в педагогическую практику школы авторских программ, удовлетворяющих базисные потребности учащихся и формирующие устойчивые ценностные ориентации, обеспечивает личностный рост каждого ребенка. Данное направление способствует решению основной задачи экспериментального проекта - создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей ребёнка в образовательном пространстве школы, реализацию его способностей и формирование ценностных ориентаций.

С этой целью был создан механизм, который позволил через уроки и внеклассные мероприятия осуществить основные идеи школы:

  • каждый ребенок должен чувствовать, что его понимают и уважают.
  • каждый ребенок должен чувствовать себя успешным.
  • у каждого ребенка должна быть возможность самореализации.
  • каждый ребенок должен быть подготовлен к профессионально-личностному самоопределению.

Таким механизмом стала авторская технология гармонизации личности, разработанная педагогами-исследователями школы. Технология гармонизации личности сочетает особенности личностно-ориентированной технологии и здоровьесберегающих образовательных технологий и состоит из “Требований к уроку в школе-центре гармонизации личности” и “Требований к внеклассному мероприятию”. Реальный, а не абстрактный ребёнок с его личным опытом, интуицией, фантазией, выдумкой становится центром педагогического процесса. Атмосфера доброжелательности, товарищеских отношений, бескорыстности в отношениях к другим, сопереживания, понимания – это основа полноценного, благополучного, гармонического существования детей в семье, в школе.

Работа методической службы по успешной реализации “Требований…” позволила переосмыслить суть и содержание методической работы. Появилась возможность разработать на основе “Требований…” методические “Рекомендации к уроку…” и “Рекомендации к внеклассному мероприятию…”.

Устойчивые результаты в образовательном процессе, высокий уровень удовлетворённости учителей и учащихся, динамичное личностно-профессиональное развитие учителя, включённого в инновационную деятельность, привели педагогический коллектив к осознанному использованию “Рекомендаций…” в качестве принципов, являющихся потребностью самого учителя.

Этапы усвоения технологии гармонизации личности можно представить в виде цепочки:

Требования к уроку. Административный ресурс. 1-й этап —> Рекомендации к уроку. Изменение сознания учителя, переоценка ценностей. 2-й этап —> Принципы. Потребность, убеждение самого учителя. 3-й этап

Потребностью, убеждением самого учителя стали следующие методологические принципы управления развитием гармонической личности.

  1. Приоритет личности ребенка в образовательном процессе.
  2. Применение в ходе урока современных методов и приемов обучения: групповая работа, творческие задания, дискуссии, мозговой штурм и другие.
  3. Положительный эмоциональный настрой, ситуация успеха на уроке.
  4. Связь изучаемого материала с субъективным опытом учеников.
  5. Побуждение учеников к самооценке и самокоррекции.
  6. Объективность в оценке деятельности ученика.
  7. Необходимость самовыражения для каждого ребенка.

В процессе научно-исследовательской работы шло формирование педагогической рефлексии учителя через самооценку, самоанализ, прогнозирование результатов собственной деятельности, изменения педагогического мышления.

Дальнейшее погружение в инновационную среду потребовало саморазвития учителя, что привело к необходимости акмеологического подхода в образовательном пространстве школы. Была создана акемеологическая служба школы, в которую входили педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники. Задача данной службы – оказание помощи в саморазвитии участников образовательного процесса, в составлении личных акмеограмм как программ личностного роста. Педагог, погрузившийся в систему самосовершенствования, выстаивает сам вершины своего развития. В настоящее время более 30% педагогов составили личные акмеограммы и успешно реализуют их.

Результаты диагностических исследований выявили: развитие педагогической рефлексии учителей, включенных в инновационную деятельность, повышение уровня удовлетворённости педагогов исследовательской деятельностью, формирование потребности в самореализации посредством достижения успехов в профессиональной деятельности.

Проведенные исследования показали, что основные параметры удовлетворенности педагогов-экспериментаторов исследовательской деятельностью обусловлены как внешними причинами, связанными с возможностью внедрения в педагогический процесс новшеств, приводящих к росту его эффективности, так и с внутренними, обусловленными возможностью личностной, творческой самореализации посредством занятия инновационной деятельностью.

Развитие учительского потенциала зависит от различных факторов: материальных и моральных стимулов, эффективной системы повышения квалификации, развития профессиональной рефлексии на основе программ личностного роста (акмеограмм).

Акценты в подготовке учителя необходимо смесить в сторону психолого-педагогических дисциплин, способствующих развитию творческой составляющей в профессии учителя.

“Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого сделают его оптимистом, ищущим романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное”.