Енисей – главная артерия Красноярского края

Разделы: География


Предмет: Природа и экология Красноярского края.

Класс: 5

Цель урока: сформировать целостное представление о главной реке Красноярского края – Енисее.

Знать: основные термины и понятия; характеристику Енисея, хозяйственное значение реки;

Уметь: анализировать и делать выводы, находить реки на карте; переносить полученные знания на практику; выступать в различных ролевых ситуациях;

Развивать: навыки работы с различными источниками информации: текстом учебника, иллюстрациями, цифровым материалам, географической картой.

Воспитывать: интерес к изучаемому предмету, эмоционально- ценностное отношение к природе, чувство гордости и патриотизма за свой край.

Форма урока - лабораторное занятие.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Средства обучения:

  • Физическая карта России, физическая карта Красноярского края.
  • Макеты рек.
  • Словари.
  • Справочники.
  • Информационные ресурсы: компьютер, экран, проектор, цифровые материалы.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивационно-целевой этап

а) определение темы урока

 

 

 

 

 

 

б) целеполагание

1. Психологический настрой на деятельность.

2. Диалог с учащимися.

Презентация.

- Темой сегодняшнего нашего урока будет отгадка следующих загадок: (СЛАЙД 2)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (РЕКА)

С горы пришла,
В море ушла. (РЕКА)

- Ребята, кто из вас знает, что такое река? (используйте для ответа макет реки)

- Если вы прочтете стихотворения Казимира Лисовского и В.Талызина, то узнаете, о какой крупной реке нашего края мы будем говорить сегодня на уроке. (На экране стихотворение К.Лисовского “Приезжайте…. увидите сами!”)

(СЛАЙД 3,4)

3. Учитель совместно с учениками формулирует цели и задачи урока. (СЛАЙД 5)

Учащиеся отгадывают загадки, определяют тему урока.

 

 

 

 

 

Учащиеся предлагают свои варианты определения реки

Учащиеся читают стихотворение (СЛАЙД 4) и определяют тему урока

2. Организационно-деятельностный этап 1. Понятие о реке.

Своими вопросами учитель добивается того, чтобы учащиеся вспомнили определение реки и типы рек по характеру течения.

(СЛАЙД 6)

2. Краткая характеристика Енисея (СЛАЙД 7)

По территории края протекает более 3000 рек. Главная река- Енисей пересекает край с севера на юг. Это одна из самых многоводных рек нашей страны.

  • Длина Енисея – 4 130 км.
  • Площадь водосбора - 2 498 0000 км2
  • Средний расход воды – 18 600 м.3/с
  • Среднегодовой сток – 590 км3
  • Гидроэнергетические ресурсы - 158.3 млрд. кВтч.

Главные притоки: Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуски Мана, Абакан, Курейка.

Питание – смешанное (преобладает снеговое), весеннее половодье

Десять таких рек, как Енисей, могли бы опоясать весь земной шар по экватору.

3. Мини-исследование. (СЛАЙД 8,9)

Используя физическую карту Красноярского края, карту речной системы Енисея проследите путь реки от истока до устья. Заполните таблицу:

Притоки Енисея

  1. Правые притоки
  2. Левые притоки

Найдите определение неизвестных вам слов в словаре и запишите их в тетрадь

Дети дают определение понятия “река”, опираясь на имеющиеся у них знания и опыт.

Ученики записывают определение и типы рек в тетради.

Используя презентацию, учащиеся делают необходимые записи в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа учащиеся работают с разными источниками географической информации: карта, схемы, словари, справочник и выписывают определения в тетрадь:

  • Исток-
  • Устье-
  • Приток-
3.

Контрольно-оценочный этап

а) взаимопроверка и взаимооценка;

(СЛАЙД 10)

 

б) работа в статических группах;

1. Ответьте на вопрос: “ Почему люди издавна селились возле рек?”

2. Составьте схему “Енисей и его притоки”.

3. Игра “ Первооткрыватели”.

Представьте, что вы со своим другом отправились в путешествие по реке Енисей. По завершении вашего путешествия, вы должны написать отчет о том, что вы увидели.

- Какие крупные города встречались на вашем пути?

- Где вы остановились, чтобы отдохнуть и полюбоваться красотами природы?

- Составьте схему: “Хозяйственное использование реки” и сделайте вывод.

Проверку осуществите при помощи экрана (СЛАЙДЫ 11,12,13,14,15)

Работа в парах.

Ученики, используя атлас, карту речной системы Енисея, презентацию, составляют схему, осуществляют взаимопроверку, отвечают на вопрос.

Работа в статических группах.

Ученики используют физическую карту Красноярского края, карту речной системы Енисея слайды, текст учебника. Анализируют и делают вывод о значении Енисея в жизни людей:

- большой запас пресной воды;

- удобный и дешевый путь сообщения и доставки грузов;

- обитает много рыбы;

- Енисей – источник энергии;

- место для отдыха.

4. Итог урока 1. Вывод.

- Ребята, мы видим, что Енисей имеет большое хозяйственное значение не только для жителей нашего края, но и для страны в целом. Как это повлияло на экологию реки?

2. Дифференцированные задания.

Уровень “3”

- Перечислите опасные последствия загрязнения водной среды.

Уровень “4” (СЛАЙД 16)

- Составьте “Свод законов” защиты водоемов от загрязнения.

- Какой цифрой на рисунке обозначена река Енисей?

Уровень “5”. Творческое задание (СЛАЙД 17)

Сочините своё стихотворение о родных просторах, используя рифму:

Край, души, Красноярск, цветы;

Моря, затей, части, Енисей;

Полей, красиво, Енисей, диво .

 

 

Ребята выполняют задания согласно выбранного ими уровня.

4. Рефлексивный этап Итак, отрефлексируем нашу деятельность на уроке. (СЛАЙД 18) Ученики проводят рефлексию:

Что я чувствую?

Что я делал? С какой целью?

Какими способами достигал цели?

Что в результате получил?

Что мыслю делать дальше?

5. Задание на дом Учитель комментирует домашнее задание (дифференцированное). (СЛАЙД 19)

1. Используя различные источники информации, исследуйте происхождение и название реки Чулым, которая протекает у нас в районе.

2. Нарисуйте рисунок – протест в защиту воды.

3. Составьте ребус о Енисее.

4. Напишите мини-сочинение “Вода в моей жизни”

Ребята выполняют задания согласно выбранного ими уровня.

Литература.

1. “Красноярье” Край, в котором мы живем. “Эксперимент”, Красноярск, 1994г.

2. М.И.Леонтьева. Краеведение на уроках географии. Красноярск, 2003г.

3.. Г.В.Раицкая, С.А.Шахматова. Природа и экология Красноярского края. Красноярск 2007г.

4. И.Д.Агеева. Веселая география на уроках и праздниках. Москва. 2005г. творческий центр “Сфера”.