Урок развития речи в 8-м классе "Чудо, прошедшее через века"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1. Способствовать возрождению эпистолярного жанра.

2. Познакомить с историей письма в России.

3. Научить правильному оформлению писем.

Оборудование: карта “Россия в XIV–XVIII века” со стрелками разного цвета, выставка книг, плакат с изображением верстовых столбов и почтовой тройки, магнитофонная запись русской народной песни “Когда я на почте служил ямщиком”, песня “В землянке”, кроссворд, солдатское письмо в форме треугольника, схема-опора, записи на доске, презентация (Приложение 1).

Эпиграф урока: “Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова”. К.Г.Паустовский.

Ход урока

I. Звучит мелодия “Когда я на почте служил ямщиком”. В центр класса выходят двое обучающихся в кафтанах. Ребята кланяются и, обращаясь к одноклассникам, рассказывают:

1 “ямщик”:

Слово “ямщик” татарского происхождения (ямщик от “ян-чи” - проводник). Русь. X век. Для населения вводится “повоз” - необходимость выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов.

2 “ямщик”:

Спустя три столетия появляется специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях.

1 “ямщик”:

В XIV–XVIII веках количество дорог, ямщиков стало расти. В царствование Михаила Федоровича был основан ямской (“ям” от татар. “узам” - дорога) приказ, в который вошла и почтовая часть.

2 “ямщик” подходит к карте “Россия в XIV–XVIII века” и, рассказывая, показывает:

…Архангельск, Новгород, Тверь и другие северные города были соединены “ямами” с Москвой. Мы, ямщики, старались расселяться отдельными слободами.

1 “ямщик”:

В 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. Нам выдали форменные кафтаны из зеленого сукна с нашитыми на них орлами из красного сукна.

 2 “ямщик”:

Называть нас стали почтарями, потому что через левое плечо мы надевали почтовый рожок. Позже у нас появился отличительный знак – бляха с “двуглавым орлом”.

1 “ямщик”:

В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте.

Протяженность почтовых трактов в середине XVIII века доходила до 1500 верст. В XVIII веке впервые появилось почтовое сообщение между Петербургом и Москвой туда и обратно (показывает по карте) – два раза в неделю.

2 “ямщик”:

К 1780 году в России было уже три почтамта в Петербурге, Риге и Москве (по карте).

1 “ямщик”:

Чтобы отправить письмо, необходимо было заплатить. Например, за письмо от Москвы до Пскова – 8 копеек, от Москвы до Новгорода – 6 копеек, от Москвы до Риги – 10 копеек за каждые 4,26 граммов письма. Для простых людей это было очень дорого.

В 1837 году почта впервые была доставлена из Петербурга в Царское село по железной дороге (на карте).

2 “ямщик”:

Первые почтовые марки появились в нашей стране 160 лет назад, в 1848 году, а 10 марта 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством 10 копеек.

1 “ямщик”:

В 1865 году была учреждена земская почта, и в наших услугах люди перестали нуждаться. (“Ямщики” присоединяются к остальным обучающимся)

II. Слово учителя.

Ребята, а что такое письмо? (Выслушиваются ответы учащихся)

В середине XIX века Владимир Иванович Даль, работая над своим “Толковым словарем”, давал слову “письмо” такое разъяснение: “Письменная речь - беседа, посылаемая от одного лица к другому”. Удивительно, не правда ли!? Многие из вас и не предполагали, что, читая письма из семейного архива, сами того не замечая, беседовали с тем человеком, который писал когда-то эти письма!

Согласно словарю С.И.Ожегова одно из значений слова письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь, а другое – умение писать, учиться искусству письма.

Знаете ли вы, ребята, что письма входят в специальный литературный жанр? У него даже есть свое название.

Если мы с вами правильно отгадаем предложенный кроссворд, то слово, полученное по вертикали, раскроет название этого жанра. (Учитель раздает каждому ученику карточку с вопросами к кроссворду).

Приложение 2

Я хочу дать вам маленькую подсказку: все понятия кроссворда так или иначе связаны с письмом, письменностью.

Итог по работе с кроссвордом:

Как же называется этот жанр? (Эпистолярный)

III. Лексический комментарий.

На доске записаны слова, расставлены ударения. Запишите эти слова в тетради и объясните их значение.

Афоризм – изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль.

Корреспондент – человек, ведущий переписку.

Адресат – тот, кому адресовано письмо.

Каллиграфия – искусство четкого красивого письма.

Постскриптум – после написанного – приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается буквами P.S. (лат.)

 IV. Обращение к эпиграфу урока.

1. Выразительное чтение подготовленным учащимся.

2. Ответ на вопрос учителя:

- Какой вывод можно сделать из данных слов Константина Паустовского?

V. Работа со схемой-опорой:

Приложение 3

Структура любого письма:

Обратите внимание на части, из которых состоит любой вид письма: 1. Приветствие. 2. Вступление. 3. Основная часть. 4. Заключение. 5. Подпись. Дата.

VI. Работа в группах (15 минут).

Исследовательская деятельность.

1 группа: А.П.Чехов “Ванька”.

2 группа: Д.С.Лихачев “Письма о прекрасном”.

3 группа: М.Горький “Письма сыну”.

4 группа: А.Кутуй “Неотосланные письма”.

Примечание: все произведения прочитаны обучающимися заранее.

Задание:

Подготовить сообщение по плану:

1. Определить адресата.

2. Определить вид письма.

3. Выявить структуру письма.

4. Кратко передать содержание письма.

VII. Выступление представителей групп.

VIII. Выступление заранее подготовленных ребят:

Приложение 4

IX. Слово учителя.

Более 60 лет прошло с того дня, когда весь мир услышал долгожданное: “Победа”. Не тускнеет этот праздник, он наполняется всё новым содержанием. Этот праздник радости, свободы, братства.

Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником (показать письмо военных лет).

Сколько стихотворений и песен было сложено в эту пору. “Я вернусь” - этими словами часто завершались послания к родным. Молитвой к родным стало стихотворение Константина Симонова “ Я вернусь”

X. Чтение стихотворения подготовленным учащимся.

XI. Звучит песня “В землянке”.

Слово учителя (на фоне музыки):

Всего 16 строк из письма фронтового поэта своей жене Софье Кревс были положены на музыку, но именно эти строки в трудные минуты помогали и солдату, и его родным.

Письма согревали бойца, поднимали в атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива. Давайте встанем и почтим погибших минутой молчания.

XII. Минута молчания.

XIII. Итог урока.

Письма. Их всегда ждешь. А получив, отвечаешь. И пишешь так, чтобы адресату было все ясно.

XXI век. Телеграф, телефон, электронная почта… И все же были целые тома писем (обращение к выставке книг).

Я думаю, каждый из вас, заглядывая в почтовый ящик, желает увидеть маленькое чудо – письмо.

Пишите письма!

XIV. Домашнее задание.

Написать письма:

1 вариант – деловое письмо информирующего характера

2 вариант – дружеское письмо личного характера (письмо другу о родном крае).